Дело № 2-285/2018 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2018 года с. Новоселицкое
Новоселицкий районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Живницкой Н.Н.,
при секретаре Пикине А.С.,
с участием:
истца Кириченко А.С.,
представителя ответчика - администрации муниципального образования с. Новоселицкого - Даничкиной Ю.Н. по доверенности от 09.01.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кириченко Александра Сергеевича к администрации муниципального образования с. Новоселицкого, о признании незаконным постановления администрации МО села Новоселицкого, Новоселицкого района, Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ и восстановлении его в списке очередности граждан на улучшение жилищных условий с сохранением даты принятия на учет с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 4 человека,
УСТАНОВИЛ:
06.06.2018 года Кириченко А.С. обратился в Новоселицкий районный суд с иском к администрации муниципального образования с. Новоселицкого, в котором просит:
Признать незаконным постановление администрации села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении его из списка очередности граждан на улучшение жилищных условий по программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»;
Восстановить Кириченко А.С. в списке очередности граждан на улучшение жилищных условий по программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» с сохранением даты принятия на учет с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 4 человека.
В обоснование требований указано, что на основании постановления администрации села Новоселицкого № от ДД.ММ.ГГГГ его семья, состоящая из двух человек, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием жилья.
В соответствии с постановлением администрации села Новоселицкого № от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» истец включен в список очередности граждан на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ общей очереди под номером № номером очередности в программе 60, состав семьи 2 человека.
На момент постановки в очередь он и его супруга ФИО8 были зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Также с рождением первого и второго ребенка, они были включены в
состав участников долгосрочной целевой программы.
03.06.2016 г. он и его семья, состоящая из четырех человек, заключили
договор аренды, где занимали часть жилого помещения и были зарегистрированы по адресу<адрес> Данное домовладение принадлежит ФИО1, на праве собственности.
Под программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» допускают возможность погашения ипотечных кредитов. В целях реализации указанной программы с привлечением заемных средств (ипотечного кредита), им был приобретен жилой дом по адресу: <адрес>.
В октябре 2017 года арендодатель ФИО1 (где Кириченко А.С. и его семья были зарегистрированы) попросила выписаться из её домовладения, в связи с тем, что ей надо оформить субсидии.
18.10.2017 г. истец и члены его семьи, зарегистрировались по адресу: <адрес>, так как данная недвижимость была уже в его собственности. Однако место жительства он и члены его семьи не меняли. Выезда в другое муниципальное образование, а именно в МО с. Долиновка с их стороны не было.
ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия администрации муниципального образования села Новоселицкого, сообщила о том, что Кириченко А.С. и его семья, состоящая из 4 человек, будут исключены из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление администрации села Новоселицкого №, в котором было указано: Кириченко Александра Сергеевича в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 56 ЖК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», уставом муниципального образования села Новоселицкого, Новоселицкого района, Ставропольского края, исключить из списка очередности граждан на улучшение жилищных условий по программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», в связи с выездом в другое муниципальное образование.
Однако подтверждения факта выезда истца и его семьи в другое муниципальное образование ни жилищная комиссия, ни администрация с. Новоселицкого не проверяла.
Истец считает, что вывод ответчика о наличии оснований для исключения его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий является преждевременным.
При этом ни жилищной комиссией, ни администрацией с. Новоселицкого не было учтено, что регистрация гражданина по месту жительства в другом муниципальном образовании не является достаточным доказательством выезда на место жительства в другое муниципальное образование, комиссией не были предприняты меры к проверке данного обстоятельства.
В судебном заседании истец Кириченко А.С. просил суд удовлетворить его требования в полном объеме по доводам, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации МО села Новоселицкого - Даничкина Ю.Н. по доверенности, чьи полномочия проверены судом, возражала против удовлетворения исковых требований Кириченко А.С. и пояснила, что действительно семья Кириченко А.С. еще в 2012 году была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием жилья и его семья была включена в список очередности граждан по программе «Жилище». 03.06.2016 года семья Кириченко А.С., состоящая из четырех человек, заключила договор аренды на часть жилого помещения и была зарегистрирована по адресу: <адрес>. В дальнейшем семьей Кириченко А.С. был приобретен жилой дом по адресу: <адрес>, где семья и зарегистрировалась. ДД.ММ.ГГГГ года было вынесено постановление об исключении Кириченко А.С. из списка очередности граждан на улучшение жилищных условий, в связи с выездом на место жительство в другое муниципальное образование. Она считает, что основным доказательством места жительства гражданина, остается регистрация гражданина по месту жительства.
Если суд установит факт постоянного проживания семьи истца Кириченко А.С. на территории МО с.Новоселицкого, этого будет достаточно для восстановления семьи Кириченко А.С. в списках очередности граждан на улучшение жилищных условий по программе «Обеспечение молодых семей» ФЦП «Жилище» с сохранением даты принятия на учет с ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетель ФИО10, допрошенный в судебном заседании пояснил, что знает истца Кириченко А.С. и его семью, так как живёт в селе Новоселицком по <адрес>, а семья ФИО2 напротив по <адрес>. Он каждый день видит, как истец Кириченко и его жена, выходят из этого домовладения, идут на работу, детей отводят в садик. Кроме этого он видит, как супруги Кириченко гуляют с детьми на улице.
Свидетель ФИО9 допрошенный в судебном заседании суду пояснил, что дружит с Кириченко А.С. много лет, знает его семью. Семья Кириченко живёт в селе Новоселицком по <адрес>, место жительства в последнее время они не меняли.
Выслушав в судебном заседании стороны, свидетелей ФИО10 и ФИО3, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования Кириченко А.С. подлежат удовлетворению.
Этот вывод суда основывается на следующем:
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,признаются, в числе прочих, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч. 7 ст. 52 ЖК РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище на 2011 - 2015 годы", участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п. 7 Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими (ч. 2 ст. 1 ЖК РФ).
Пунктом 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
В соответствии с толкованием приведенной нормы, изложенным в пункте 9 Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015 года, решая вопрос об обоснованности снятия граждан с учета по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.56 ЖК РФ, необходимо исследовать обстоятельства, связанные с фактическим изменением места жительства граждан. При этом в случае установления доказательств того, что непроживание граждан по месту их постоянного жительства носило временный характер, суды правильно удовлетворяли требования о восстановлении граждан на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Данная позиция согласуется с толкованием, изложенным в пункте 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П, согласно которому сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер, и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В судебном заседании бесспорно установлено, что на основании постановления администрации села Новоселицкого № от ДД.ММ.ГГГГ семья Кириченко А.С., состоящая из двух человек, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием жилья.
В соответствии с постановлением администрации села Новоселицкого № от ДД.ММ.ГГГГ. и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» истец включен в список очередности граждан на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ общей очереди под номером 143, номером очередности в программе 60, состав семьи 2 человека.
На момент постановки в очередь он и его супруга ФИО8 были зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Также с рождением первого и второго ребенка, они были включены в
состав участников долгосрочной целевой программы.
ДД.ММ.ГГГГ он и его семья, состоящая из четырех человек были зарегистрированы по адресу: <адрес>Б.
Программа «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» допускает возможность погашения ипотечных кредитов. В целях реализации указанной программы с привлечением заемных средств (ипотечного кредита), Кириченко А.С. был приобретен жилой дом по адресу: <адрес>.
В связи с тем, что в октябре 2017 года арендодатель ФИО1 (где Кириченко А.С. и его семья были зарегистрированы) попросила выписаться из её домовладения, 18.10.2017 г. истец и члены его семьи, зарегистрировались по адресу: <адрес>, так как данная недвижимость была уже в его собственности.
ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия администрации муниципального образования села Новоселицкого, сообщила Кириченко А.С. о том, что он и члены его семьи, будут исключены из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление администрации села Новоселицкого №, в котором было указано: Кириченко Александра Сергеевича в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 56 ЖК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», уставом муниципального образования села Новоселицкого, Новоселицкого района, Ставропольского края, исключить из списка очередности граждан на улучшение жилищных условий по программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», в связи с выездом в другое муниципальное образование.
Судом установлено, что истец Кириченко А.С. и его члены семьи, после регистрации 18.10.2017 года по адресу: <адрес>, продолжают проживать в селе Новоселицком, Новоселицкого района, Ставропольского края. Факт проживания семьи Кириченко А.С. в с.Новоселицком подтверждается доказательствами, исследованными в судебном заседании, а именно:
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно посещала МДОУ «Детский сад комбинированного вида №» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно посещает МДОУ «Детский сад комбинированного вида №» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно посещает МДОУ «Детский сад комбинированного вида №» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, истец Кириченко А.С. действительно работал в <данные изъяты> по Новоселицкому району Ставропольского края в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, Кириченко А.С. состоит на учете в ГКУ «ЦНЗ Новоселицкого района» в целях поиска подходящей работы с 04.07.2018 г. и по настоящее время;
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность секретаря судебного заседания судебного участка № Новоселицкого района, кем и работает по настоящее время;
Согласно рапорту старшего УУП отдела МВД России по Новоселицкому району старшего лейтенанта полиции ФИО6, на закрепленном за ним административном участке № <адрес>, по адресу <адрес>, проживает Кириченко Александр Сергеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, совместно со своей семьей. В период с 2017 года и по настоящее время место жительства Кириченко А.С. не менял, была изменена регистрация по месту жительства, но фактическое проживание Кириченко А.С. осталось прежним.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной администрацией МО села Долиновка, семья Кириченко А.С. и его семья действительно зарегистрированы в домовладении по адресу: <адрес>, принадлежащем Кириченко А.С., но по указанному адресу не проживают.
Факт проживания истца Кириченко А.С. вместе со своей семьей на территории МО села Новоселицкого так же подтверждается показаниями свидетелей ФИО7 и ФИО10. У суда нет оснований не доверять показаниям свидетелей.
Суд считает, что смена регистрации Кириченко А.С. для него и его семьи явилась вынужденной мерой, так как арендодатель, зная о том, что Кириченко приобрел с помощью заемных средств, недвижимое имущество, а также с целью оформления для себя субсидии на коммунальные платежи попросила сняться с регистрационного учета.
Истцом Кириченко А.С. предоставлены достаточные доказательства подтверждающие форм постоянного проживания семьи на территории МО с.Новоселицкого.
Сам по себе факт регистрации Кириченко А.С. и его супруги на территории другого муниципального образования не опровергает факт постоянного проживания на территории муниципального образования с.Новоселицкого.
Вывод ответчика о наличии оснований для снятия семьи Кириченко А.С. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий суд считает преждевременным, а поэтому суд считает этот вывод не соответствующим закону и нарушающим права семьи Кириченко А.С.
Достоверность и достаточность представленных суду доказательств, документов, письменных доказательств, имеющихся в деле, судом проверялись и признаны допустимыми, в качестве средств обоснования выводов суда.
При оценке документов и иных письменных доказательств суд проверял, что такие документы и письменные доказательства исходили от органов, уполномоченных представлять данный вид доказательства, подписаны лицом, имеющим право скреплять документы подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 г. N 4-П, ст.ст. п. 1 ст. 20 ГК РФ, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кириченко Александра Сергеевича к администрации муниципального образования с. Новоселицкого, о признании незаконным постановления администрации МО села Новоселицкого, Новоселицкого района, Ставропольского края об исключении Кириченко Александра Сергеевича из списка очередности граждан на улучшение жилищных условий и восстановлении его в списке очередности граждан на улучшение жилищных условий с сохранением даты принятия на учет, с составом семьи 4 человека - удовлетворить.
Признать постановление администрации села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Кириченко Александра Сергеевича из списка очередности граждан на улучшение жилищных условий по программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» незаконным.
Восстановить Кириченко Александра Сергеевича в списке очередности граждан на улучшение жилищных условий по программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» с сохранением даты принятия на учет с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 4 человека.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Новоселицкий районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 12 июля 2018 года
Судья Н.Н.Живницкая