Дело № 2-1779/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В составе председательствующего судьи Сергиенко Н.В.,
при секретаре Береза Е.А.,
с участием помощника прокурора города Магадана Лешунова А.Р., представителя ответчика Панина А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области 29 июня 2021 года гражданское дело по иску прокурора Хасынского района в защиту прав и законных интересов Амзараковой Л.Ш. к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Магаданской области» о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хасынского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Амзараковой Л.Ш. к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Магаданской области» (далее Фонд) о понуждении к совершению определенных действий.
В обоснование заявленных требований указал, что по результатам рассмотрения обращения жильцов многоквартирного дома по адресу: Хасынский район, п. Палатка, ул. Ленина, д. 68, Амзараковой Л.Ш. и Афиной Н.П., являющихся собственниками квартир <адрес> указанном доме прокуратурой выявлено бездействие регионального оператора по не обеспечению проведения капитального ремонта дома.
Постановлением Правительства Магаданской области от 24.12.2015 № 903-пп утвержден краткосрочный план реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Магаданской области» на период по 2044 года на 2016 год.
Проведение капитального ремонта общего имущества планировалось, в том числе, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: п. Палатка, ул. Ленина, д. 68, в части электроснабжения в 2016 году, водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения – в 2017 году.
11.10.2017 между Фондом и ООО «Гидростройпроект» заключен договор подряда на разработку проектной документации на капитальный ремонт внутридомовых инженерных сетей теплоснабжения в указанном доме. В январе 2018 года указанный договор в одностороннем порядке расторгнут по решению ответчика в связи с несоблюдением подрядчиком сроков исполнения работ.
19.02.2018 прокурором района в адрес Фонда внесено представление по факту бездействия по проведению запланированного капитального ремонта инженерных коммуникаций дома.
В июне, октябре, ноябре 2018 года Фондом размещались извещения о проведении электронных аукционов на выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт системы теплоснабжения дома, которые признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок.
В октябре и ноябре 2018 года ответчиком размещены извещения о проведении электронных аукционом на выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт системы электроснабжения, в том числе, в доме № 68 по ул. Ленина в п. Палатка. Аукционы признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.
Ремонтные работы по замене внутридомовых инженерных сетей (водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, горячего водоснабжения) в указанном доме до настоящего времени не проведены.
16.06.2017 в связи с неисполнением Фондом обязанностей по проведению капитального ремонта инженерных сетей в многоквартирном доме № 68 по ул. Ленина в п. Палатка прокуратурой района руководителю Фонда внесено представление.
Невыполнение Фондом функций регионального оператора по обеспечению проведения капитального ремонта инженерных сетей многоквартирного дома нарушает жилищные права граждан на благоприятные условия проживания, а также создает угрозу причинения вреда имуществу, жизни и здоровью граждан.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, прокурор Хасынского района просит суд обязать некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта Магаданской области» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения многоквартирного дома № 68 по улице Ленина в пос. Палатка Хасынского района Магаданской области, в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, в течение девяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора г. Магадана исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика с исковыми требованиями согласился, указал, что в настоящее время ответчиком принимаются меры по проведению капитального ремонта, неоднократно объявлялись закупки на выполнение работ по разработке проектной документации и выполнение работ по капительному ремонту, однако аукционы не состоялись в связи с отсутствием заявок.
Истец Амзаракова Л.Ш., представитель третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежаще.
Суд, руководствуясь частью 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), с учетом мнения истцом, третьего лица, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения помощника прокурора г. Магадана, представителя ответчика, исследовав представленные в деле письменные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Положениями главы 17 Жилищного кодекса Российской Федерации урегулированы формирование фондов капитального ремонта региональным операторам, а также деятельность регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с ч. 1 - 3 ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Функции регионального оператора определены в ч. 1 ст. 180 ЖК РФ. Так, в соответствии с п. 3, 4 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ к функциям регионального оператора относятся, в том числе осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В силу пунктов 3 - 5, 11 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Частью 6 ст. 182 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Из материалов дела следует, что в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Магаданской области от 14 февраля 2002 года № 232-ОЗ «О порядке управления государственной собственностью Магаданской области» постановлением администрации Магаданской области от 18 апреля 2013 года № 340-па создана НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области».
Согласно пункту 1.1. Устава НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» Фонд является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Магаданской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства Магаданской области, предусмотренных действующим законодательством и настоящим Уставом.
Постановлением правительства Магаданской области от 29.05.2014 № 455-пп утверждена региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Магаданской области» на период по 2044 год» (далее - Программа).
Согласно указанной Программой очередность проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Магаданской области, определена с учетом положений ЖК РФ и критериев, установленных Областным Законом.
В целях реализации вышеназванной региональной программы постановлением правительства Магаданской области от 24.12.2015 № 903-пп утвержден краткосрочный план реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Магаданской области» на период по 2044 год на 2016 год», согласно которому в многоквартирном доме 68 по улице Ленина в поселке Палатка планировалось проведение капитального ремонта общего имущества дома в части электроснабжения – в 2016 году, водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения – в 2017 году.
По результатам проведения проверочных мероприятий по заданию прокуратуры Магаданской области в 2017 и 2018 годах, прокурором Хасынского района внесено представления генеральному директору НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» от 15.06.2017 № 07-01-2017/16 и 19.02.2018 № 07-01/2018 в связи с выявленными нарушениями сроков выполнения указанного выше Краткосрочного плана реализации региональной программы.
23.11.2020 и 14.04.2021 в прокуратуру Хасынского района поступили обращения от собственников квартир соответственно <адрес> в доме 68 по улице Ленина в поселке Палатка Азмараковой Л.Ш. и Африной Н.П. по факту бездействия ответчика по проведению капитального ремонта инженерных сетей дома и нарушении их жилищных прав.
В связи с рассмотрением указанных обращений прокуратурой Хасынского района проведена проверка деятельности регионального оператора – некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Магаданской области».
В ответ на запрос прокуроры Хасынского района руководитель Фонда капитального ремонта сообщил, что капитальный ремонт водоснабжения, водоотведения и электроснабжения в многоквартирном доме 68 по улице Ленина в поселке Палатка не выполнен ввиду необеспечения средствами капитального ремонта.
Из представленных в материалы дела электронных извещений следует, что начиная с 2018 года открывался аукцион в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту системы внутридомовых инженерных сетей дома, которые не состоялись в связи с отсутствием заявок на участие.
Таким образом, в ходе судебного заседания достоверно установлено, что работы по капитальному ремонту электроснабжения, тепло-водоснабжения и водоотведения в названном многоквартирном доме до настоящего времени не проведены.
Между тем Законом об обеспечении проведения капитального ремонта порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не предусматривает оснований для освобождения регионального оператора от исполнения возложенных на него ч. 1 ст. 182 ЖК РФ обязанностей по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Недостаточность средств фонда капитального ремонта по причине небольшой собираемости взносов не является основанием для освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, поскольку именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет любых не запрещенных законом средств.
При таком положении прокурор, действуя в интересах Амзараковой Л.Ш., в собственности которой согласно имеющейся в деле информации находится квартира № № названного многоквартирного дома, вправе требовать от регионального оператора выполнения предусмотренного региональной программой ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о законности и обоснованности предъявленных исковых требований, поскольку невыполнение ответчиком действий по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме существенным образом нарушает сроки выполнения капитального ремонта, предусмотренного Программой, что приводит к нарушению жилищных прав граждан на благоприятные условия проживания, а также создает угрозу причинения вреда имуществу, жизни и здоровью граждан.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта Магаданской области» обязанности обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения многоквартирного дома № 68 по улице Ленина в пос. Палатка Хасынского района Магаданской области, в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока исполнения решения, судом принимается во внимание срок и порядок вступления решения в законную силу, правовой статус ответчика, характер и длительность допущенного нарушения.
Доказательств наличия объективных причин относительно невозможности исполнения решения к сроку, определенному прокурором в соответствии с положениями статьи 206 ГПК РФ, суду ответчиком не представлено и материалы дела не содержат.
Учитывая временные и финансовые затраты, необходимые на проведение капитального ремонта инженерных систем многоквартирного дома, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения - в течение девяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, который является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Поскольку прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, и судом удовлетворено имущественное требование, не подлежащих оценке, предъявленное в защиту неопределенного круга лиц, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Хасынского района в защиту прав и законных интересов Амзараковой Л.Ш. к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Магаданской области» о понуждении к совершению определенных действий, удовлетворить.
Обязать некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта Магаданской области» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения многоквартирного дома № 68 по улице Ленина в пос. Палатка Хасынского района Магаданской области, в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, в течение девяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Магаданской области» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить день составления мотивированного решения суда – 6 июля 2021 года.
Судья Н.В. Сергиенко