Дело № 2 –1636/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,
при секретаре Ивановой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 29 мая 2017 года гражданское дело по иску Бычкова А.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) об обязании произвести перерасчет пенсии,
установил:
Бычков А.Н. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) о взыскании недополученной пенсии за 15 лет в размере 2 500 000 рублей, в обоснование требований указал, что при назначении пенсии по старости ответчиком неверно был рассчитан первоначальный размер пенсии, а именно не исчислен общий трудовой стаж в полуторном размере в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, стажевый коэффициент в связи с этим должен составлять 0,81, размер заработка для расчета пенсии должен быть 19190 рублей 68 копеек, и расчетный размер пенсии не должен превышать 75% заработка, то есть 14303 рубля.
В последующем просил также обязать ответчика исчислить повышение фиксированной выплаты как лицу, работавшему в районах Крайнего Севера из расчета один год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера, исковые требования изменил, просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии истца, исходя из исковых требований и расчетов, за период с 07.04.2002 года по май 2017 года. Представлял расчеты с увеличением желаемой пенсии.
В судебном заседании истец Бычков А.Н. на исковых требованиях настаивал.
Ответчик ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ухте Республики Коми (межрайонное), извещенный надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил. Суд с учетом мнения истца и положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика по доверенности Шапенкова А.Л. исковые требования не признала.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Как следует из пенсионного дела № 105944, истец является получателем пенсии по старости досрочно в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с достижением возраста 55 лет с 07.04.2002 года. На дату назначения пенсии стаж истца определен 34 года 7 месяцев, на 01.01.2002 года 34 года 3 месяца 27 дней.
Действующая на дату назначения истцу пенсии редакция ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривала, что в связи с введением в действие указанного Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - БЧ) х Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала; РП - расчетный размер трудовой пенсии, БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 года (450 рублей в месяц); Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, по формуле: РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где Р - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20. Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5.
При этом, вопреки доводам истца, п.4 указанной статьи в ранее действующей редакции в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимал суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемую только в календарном порядке.
Таким образом, предлагаемый истцом расчет общего трудового стажа в полуторном размере, а также определение истцу стажевого коэффициента в связи с этим 0,81 пенсионным законодательством не предусматривалось. Также из расчетов истца усматривается, что им отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации не применяется либо применяется для увеличения размера пенсии истца.
Согласно же оценки пенсионных прав истца (лист пенсионного дела 18) ответчиком верно, исходя из календарного порядка исчисления стажа, определен стажевый коэффициент 0,64, верно указана среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период 2000 – 2001 годов 1494 рубля 50 копеек и среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года, составляющая 1671 рубль. При этом доводы истца о возможности выбора иного периода расчета среднемесячного заработка истца (за 1997 – 2001 годы), а также иной среднемесячной заработной платы в Российской Федерации на правомерность расчетов начального пенсионного капитала не влияет, так как соотношение заработков истцу ответчиком установлено максимально возможное. Арифметической ошибки при подсчетах ответчиком также не допущено, начальный (расчетный) пенсионный капитал на 01.01.2002 года определен верно 150799 рублей 68 копеек, начальный пенсионный капитал на дату назначения пенсии (лист пенсионного дела 19) – 160601 рубль 66 копеек.
Действующая с 01.01.2010 года редакция ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в п.4 предусматривает определение расчетного размера трудовой пенсии по следующей формуле: РП = ЗР x СК, где: РП - расчетный размер трудовой пенсии; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц, которым трудовая пенсия назначена досрочно в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0,20 в общей сложности.
Действительно, как указывает истец, в этом случае возможно включение периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в общий трудовой стаж в полуторном размере.
Однако истцом в расчетах не учтено ограничение, установленное абзацем 40 указанного пункта, что расчетный размер трудовой пенсии в этом случае не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, за каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов. При этом согласно абзаца сорок второго лицам, имеющим 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, именно эта сумма увеличивается на соответствующий районный коэффициент. Истцом же указанная сумма применяется к исчисленному им желаемому размеру пенсии.
Как следует из представленного ответчиком расчета, истцом не оспоренного, исчисление истцу пенсии по указанному варианту является менее выгодным, что истцом не оспаривается. Возможности же применять правила подсчета общего трудового стажа, предусмотренные действующей редакцией п.4 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при исчислении пенсии по иным нормам пенсионное законодательство не устанавливает.
Также вступивший в силу с 01.01.2015 года Федеральный закон «О страховых пенсиях» предусматривает повышение фиксированной выплаты лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии. Однако, вопреки доводам истца, возможность исчислять стаж работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии из расчета каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера, предусмотрена только для лиц, работавших как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях.
Истец же стажа работы в районах Крайнего Севера не имеет, в связи с чем не имеет и права на повышение фиксированной выплаты.
На какие - либо иные основания к перерасчету пенсии истец не ссылался, и в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:В удовлетворении исковых требований Бычкова А.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) об обязании произвести перерасчет пенсии за период с 07.04.2002 года по май 2017 года исходя из расчетов Бычкова Анатолия Николаевича, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 05 июня 2017 года.
Судья Ухтинского городского суда РК Е.Г.Берникова