Судья Лобойко И.Э. Дело <данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Хрипунова М.И.,
судей Бобкова Д.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре Набокове Т.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 мая 2019 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Люберецкого городского суда Московской области от 7 февраля 2019 года по делу по иску Андрианова В. М. к Люберецкому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в возобновлении выплаты компенсации расходов по оплате коммунальных услуг,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
УСТАНОВИЛА:
Андрианов В.М. обратился в суд с иском к Люберецкому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в возобновлении выплаты компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, в котором просит признать незаконным отказ ответчика в возобновлении выплаты компенсации расходов по оплате коммунальных услуг.
Свои требования мотивировал те, что является инвалидом <данные изъяты>, с 1996 года стал собственником части дома и земельного участка по адресу: <данные изъяты>А, и фактически там проживает, что также было установлено решением Люберецкого городского суда Московской области от 15.04.2014 года, однако Люберецким управлением социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в марте 2018 года выплата компенсации расходов по оплате коммунальных услуг была прекращена по причине отсутствия юридически оформленного права на место жительства на территории Московской области. Считает отказ незаконным, поскольку имеются причины для возобновления компенсационных выплат по оплате коммунальных услуг, а именно наличие у него инвалидности и его фактическое проживание на территории Московской области. Просил требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчиков - Люберецкого управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, Министерства социального развития Московской области просил в иске отказать.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 7 февраля 2019 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Стороны в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, Андрианов В.М. является инвалидом 1 группы, зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>, однако фактически проживает по адресу: МО, <данные изъяты>, зарегистрирован по указанному адресу по месту пребывания на срок с 08.02.2014 года по 08.02.2019 года, что подтверждается свидетельством <данные изъяты> о регистрации по месту пребывания.
Согласно письму от 19.10.2018 года № <данные изъяты> своим решением Люберецкое Управление прекратило предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Андрианову В.М. с 01.05.2018 года, подтверждение сведений, указанных в исковом заявлении о прекращении указанной меры социальной поддержки Андрианову В.М. с марта 2018 года суду не предоставлено.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил и того, что истец Андрианов В.М. имеет право на предоставление ему меры социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, мерами социальной поддержки в г. Москве не пользуется, в связи с чем, не может быть лишен права на получение мер социальной поддержки только по причине отсутствия регистрации по месту фактического проживания и временной регистрации.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, при этом исходит из следующего.
В соответствии с ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно абзацу 2 вводной части Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 2).
В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 года N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» для получения льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обращаются в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое топливо (жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и т.п.).
Основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
Федеральным законом от 29.12.2004 года N 199-ФЗ (ст. 5) федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Средства на реализацию указанных полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. При этом закреплено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 года N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта Российской Федерации, может быть установлен судом общей юрисдикции.
С учетом системного толкования приведенных выше норм, анализа установленных по делу обстоятельств, в соответствии с которыми Андрианов В.М. зарегистрирован в г. Москва, а проживает по адресу: <данные изъяты>, мерами социальной поддержки в виде льгот по оплате жилого помещения по месту регистрации в г. Москва не пользуется, право на реализацию указанной льготы истцу должно быть гарантировано по месту его проживания – в Московской области.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что решение об отказе в возобновлении выплаты компенсации расходов по оплате коммунальных услуг создает препятствия к осуществлению истцом его прав на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку в данном случае были соблюдены все условия, дающие истцу право на получение мер социальной поддержки как инвалиду I группы. Все документы, подтверждающие данные обстоятельства, были приложены к заявлению истца, и пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люберецкого городского суда Московской области от 7 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи