Дело № 2а-6310/31-2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2017 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Микульчика А.С. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании отказа Администрации Петрозаводского городского округа в выдаче градостроительного плана земельного участка незаконным,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в суд с административным иском по тем основаниям, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Микульчик А.С. обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка для реконструкции индивидуального жилого дома, но получила отказ, оформленный письмом от 28.06.2017 года. Отказ в выдаче градостроительного плана для реконструкции индивидуального жилого дома мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне коммунально-складских объектов 3-5 классов опасности, в которой согласно Правил землепользования и застройки г. Петрозаводска (далее – Правила), не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство. Административный истец просит признать незаконным отказ Администрации Петрозаводского городского округа в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № для реконструкции индивидуального жилого дома <адрес>, обязать Администрацию Петрозаводского городского округа выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № для реконструкции индивидуального жилого дома <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Шаркевич И.Н. поддержал исковые требования, пояснил, что закон не содержит оснований для отказа в выдаче градостроительного плана, отвечая на вопросы суда, уточнил, что истец заполнял заявление о выдаче градостроительного плана на бланке, предоставленном ответчиком, поэтому указал там подходящую цель получения градостроительного плана, фактически же план необходим истцу для понимания возможностей использования земельного участка, истец пока не определился, будет ли он ремонтировать дом, реконструировать, либо иным образом использовать земельный участок.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа Аникина Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на изложенную в письменном виде позицию.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлено, что истец является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации индивидуального жилого дома, и жилого дома, расположенного на нем. Право собственности истца на указанные выше объекты недвижимости зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, в подтверждение чего истцу выданы свидетельства о государственной регистрации права 10-АБ 177222 от 21.12.2007 и 10-АБ 051673 от 24.06.2005.
Административный истец обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлениями о выдаче градостроительного плана земельного участка для реконструкции индивидуального жилого дома, заполнив предложенный административным ответчиком бланк соответствующего заявления. Такой бланк содержит графу, определяющую цель получения градостроительного плана, предполагающую указание заявителем такой цели. Истец, имея в собственности жилой дом, расположенный на земельном участке, указал такую цель – реконструкция индивидуального жилого дома.
Письмом от 28.06.2017года Администрация отказала в выдаче градостроительного плана для строительства индивидуального жилого дома, мотивировав отказ тем, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне коммунально-складских объектов 3-5 классов опасности, в которой согласно Правил землепользования и застройки г. Петрозаводска, не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство.
Административный иск подан истцом в установленный законом срок.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных ГрК РФ; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов.
В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документом территориального планирования муниципальных образований является генеральный план городского округа.
Генеральный план города Петрозаводска, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1984 года № 428 «О генеральном плане г. Петрозаводска». В соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» Генеральный план города Петрозаводска утвержден в новой редакции.
Согласно п. 3 ст. 23 ГрК РФ генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа. Согласно ст. 1 ГрК РФ функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Согласно п. 12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки разрабатываются на основании генерального плана. Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа. Правила опубликованы в официальном издании «Информационный бюллетень», № 25, 08.04.2010.
Правила застройки разработаны на основе Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, в редакции, утвержденной Решением Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 года № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска». Правила застройки являются результатом градостроительного зонирования территории Петрозаводского городского округа - разделения Петрозаводского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.
Согласно ст. 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно указанным правилам земельный участок с кадастровым номером № отнесен к зоне коммунально-складских объектов 3-5 классов опасности. Согласно п. 2-3 ст. 35 ГрК РФ в состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 5) зоны жилой застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. При этом градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Статьей 51 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска определены градостроительные регламенты зоны коммунально-складских объектов 3-5 класса опасности. Указанный регламент не предусматривает возможность использования земельного участка истца по назначению для индивидуального жилищного строительства.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Права и обязанности собственника земельного участка, в том числе на использование земельного участка в соответствии с разрешенным назначением закреплены в ст.ст. 40, 42 ЗК РФ.
Отказ в выдаче градостроительного плана нарушает гарантированное истцу Конституцией и гражданским законодательством право собственности.
Анализ указанных положений ЗК РФ и ГрК РФ позволяет суду прийти к выводу, что планирование развития территории городского округа должно осуществляться с учетом разрешенного использования земельных участков. В случае несоответствия вида разрешенного использования земельного участка фактически сложившемуся землепользованию заинтересованное лицо вправе инициировать внесение изменений в Правила либо оспорить их в необходимой части в судебном порядке.
Требования к подготовке и содержанию градостроительного плана определены в ст. 44 и 46 ГрК РФ. Оснований для отказа в утверждении и выдаче градостроительного плана ГрК РФ не содержит. Доказательств непредставления истцом необходимых документов ответчиком не представлено. Частью 17 ст. 46 ГрК РФ предусматривается, что в случае обращения физического или юридического лица в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка не требуется проведения процедур, предусмотренных частями 1-17 настоящей статьи (подготовка документации по планировке территории, публичные слушания). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка.
Отказывая в выдаче градостроительного плана истцу, Администрация Петрозаводского городского округа указала на то, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне коммунально-складских объектов 3-5 классов опасности, в которой согласно Правил землепользования и застройки г. Петрозаводска, не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство.
Пунктом 1 ст.51 ГрК РФ определено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.
Рассмотрение вопросов, касающихся возможности осуществления строительства на принадлежащем истцу участке, установления соответствия или несоответствия проектной документации требованиям градостроительного плана, проекту планировки территории, требованию к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства осуществляется на стадии рассмотрения документов при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство, а не на стадии рассмотрения вопроса о выдаче градостроительного плана.
Представителем истца в суде обозначена цель получение получения градостроительного плана: градостроительный план необходим истцу для понимания возможностей использования земельного участка, истец пока не определился, будет ли он ремонтировать дом, реконструировать, либо иным образом использовать земельный участок. При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования о признании отказа в выдаче градостроительного плана не законным и подлежащими частичному удовлетворению. В целях восстановления нарушенных прав истца суд обязывает ответчика подготовить, утвердить и выдать административному истцу градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с действующим в отношении этого земельного участка градостроительным регламентом. Правовых оснований для понуждения ответчика к выдаче градостроительного плана без учета разрешенного использования земельного участка суд не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации Петрозаводского городского округа в выдаче градостроительного плана, оформленный письмом от 28.06.2017 года на имя Микульчика А.С., в отношении земельного участка с кадастровыми номером №.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа подготовить, утвердить и выдать Микульчику А.С. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с действующим в отношении этого земельного участка градостроительным регламентом.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа расходы по оплате государственной пошлины в пользу Микульчика А.С. 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 177 КАС РФ 16.10.2017 года