Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2438/2015 ~ М-2199/2015 от 23.09.2015

№ 2-2438/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 октября 2015 г. Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Потехиной О.Б., при секретаре Демидовой Е.В., с участием истца Алексеевой А.А., представителей ответчиков- УСЗН Администрации ЗАТО Железногорск Зубревой Н.А., представителя отдела по делам семьи и детства администрации ЗАТО Железногорск Пугачевой Ю.А., третьего лица Алексеевой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А к Министерству образования и науки Красноярского края, Управлению социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск, отделу по делам семьи и детства администрации ЗАТО Железногорск о признании лицом, оставшимся без попечения родителей,

У С Т А Н О В И Л :

Алексеева А.А. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Красноярского края, Управлению социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, отделу по делам семьи и детства администрации ЗАТО Железногорск, в котором просит признать ее лицом, оставшимся без попечения родителей. В заявлении указывает, что ее мать Алексеева А.Г. является инвалидом второй группы пожизненно, нуждается в постороннем уходе, по состоянию здоровья не могла в полной мере осуществлять свои родительские обязанности по ее воспитанию и материальному содержанию, кроме того является одинокой матерью, в связи с этим над Алексеевой А.А. в целях ее содержания, воспитания, образования и защиты прав 31.05.2007 г. была установлена опека, опекуном назначена Афонина Н.Г. При достижения совершеннолетия истца, Афонина Н.Г. утратила статус опекуна. В силу положений Закона Красноярского края от 02.11.2000г. для получения установленных льгот и социальных гарантий, истцу необходимо иметь статус лица, оставшегося в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.

В судебном заседании истец Алексеева А.А. исковые требования поддержала, сославшись на изложенные в нем доводы. Пояснила, что по незнанию ни она, ни ее опекун до достижения ею совершеннолетия в суд с заявлением об установления факта оставления без попечения родителей не обращались, полагая, что фактических данных (опекунство, инвалидность матери) будет достаточно для получения предусмотренных законодательством льгот.

Третье лицо – Алексеева А.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что является инвалидом, сама нуждается в постороннем уходе и помощи, не могла в силу заболевания лично осуществлять воспитание и содержание своей дочери и поскольку получала пенсию по инвалидности, других доходов не имела, длительное время находилась на стационарном лечении. По этой причине с 2007г. над дочерью была установлена опека, опекуном являлась ее сестра Афонина Н.Г., которая полностью заботилась о дочери.

Представитель ответчика – Министерства образования и науки Красноярского края, надлежащим образом и своевременно извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, своего мнения по иску суду не представил.

Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края Зубрева Н.А. (полномочия по доверенности) в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, не оспаривая фактические обстоятельства и доводы, указанные истцом, пояснила, что установление статуса лица, оставшегося без попечения родителей, влечет за собой определенные правовые последствия, в том числе, право на бесплатное обучение, на специальную стипендию и иные льготы, предусмотренные для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель отдела по делам семьи и детства администрации ЗАТО Железногорск Пугачева Ю.А. не возражала против удовлетворения исковых требований Алексеевой А.А.

Выслушав доводы сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке- это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении ими среднего профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5 Федерального закона).

Во исполнение требований федерального законодательства Законом Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 «О защите прав ребенка» определены содержание и порядок финансового обеспечения в Красноярском крае социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемой путем предоставления основных и дополнительных гарантий, к которым относятся, в том числе, обучение по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств краевого бюджета, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, и другие.

В соответствии со ст. ст. 121, 145 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. В этих случаях над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов устанавливается опека или попечительство.

Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, опека и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей, устанавливается соответствующими органами власти в целях их содержания, воспитания и образования, для защиты их прав и интересов в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей.

От установления, таким образом, факта оставления ее в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, зависит возникновение у истца права на получение дополнительных социальных гарантий.

Письменными материалами дела, а именно свидетельством о рождении, справкой УСЗН Администрации ЗАТО Железногорск, судом установлено, что А является одинокой матерью А, родившейся ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Администрации г. Железногорска Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ п, несовершеннолетняя Алексеева А.А. ДД.ММ.ГГГГ снята с полного государственного обеспечения в муниципальном образовательном учреждении Общеобразовательная школа—интернат основного общего образования, поскольку ее одинокая мать является инвалидом 2 группы пожизненно, нетрудоспособна над ней установлена опекав целях ее содержания, воспитания, образования, а также для защиты ее прав и интересов с ДД.ММ.ГГГГ, опекуном несовершеннолетней Алексеевой А.А. назначена Афонина Н.Г.

Из медицинских документов следует, что Алексеева А.Г. с 16.11.1999г. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию без переосвидетельствования, состоит на учете у психиатра с диагнозом параноидная шизофрения.

Согласно представленным в материалы дела сведениям, Алексеева А.Г. с октября 1997 года получала пенсию по инвалидности, с января 2012 года пенсию по старости, размер пенсии составляет в 1997 года- (...) руб., в 2015 г.- (...) руб.

Свидетели Афонина Н.Г., Галкина Г.Г. (сестры Алексеевой А.Г.), Кошаровская Т.А. (подруга Алексеевой А.Г.) пояснили в судебном заседании, что Алексеева А.Г. в связи с полученной травмы головы, является инвалидом 2 группы, она любила и любит свою дочь, однако в силу заболевания не могла должным образом воспитывать и содержать дочь, заботиться о ней, когда дочь достигла школьного возраста, Алексеева А.Г. не хотела отдавать ее в школу, в связи с заболеванием не понимала, что ребенку нужно учится. Сначала, с 8 лет, девочка проживала и обучалась в школе- интернате, затем, в связи с закрытием этой школы, в 2007 году над ней оформлена опека, опекуном назначена Афонина Н.Г., с этого времени девочка проживала с опекуном. В настоящее время Алексева А.А. поступила в институт, однако оплачивать ее обучение ни у нее, ни у опекуна возможности нет. Алексеева А.Г. сама нуждается в постоянном уходе, в связи с чем свидетели ежедневно ее посещают, готовят ей еду, кормят ее, она всегда хочет спать, часто плачет, ее приходится заставлять принимать пищу.

Анализируя исследованные судом доказательства, суд приходит к выводу о том, что мать истца была не в состоянии лично осуществлять ее воспитание и содержание в связи с болезнью, приведшей к инвалидности 2 группы.

Из совокупности установленных данных следует, что в связи с заболеванием единственного родителя в отношении истца с 2007 г. и до достижения ею совершеннолетия в целях ее содержания, воспитания и образования, а также для защиты ее прав и интересов была установлена опека, чем подтверждаются доводы истца о том, что в возрасте 8 лет она осталась без попечения родителей.

То обстоятельство, что судебным решением в период до достижения ею совершеннолетия не был установлен факт оставления ребенка без попечения родителей (в том числе в связи с болезнью родителя), по мнению суда не является основанием для отказа в удовлетворении ее требований при наличии к тому совокупности правовых оснований.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд-

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░                                                                       ░.░.░░░░░░░░

2-2438/2015 ~ М-2199/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Алексеева Александра Александровна
Ответчики
Управление социальной защиты населения Администрации ЗАТО Железногорск
Министерство образования и науки Красноярского края
Отдел по делам семьи и детства администрации ЗАТО Железногорск
Другие
Алексеева Анна Григорьевна
Суд
Железногорский городской суд Красноярского края
Судья
Потехина Оксана Борисовна
Дело на сайте суда
gelgor--krk.sudrf.ru
23.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.09.2015Передача материалов судье
28.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2015Судебное заседание
29.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2015Дело оформлено
08.02.2018Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее