Дело № 2а – 785/2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 апреля 2016 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе судьи С.
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Амурской области к Б. о взыскании пени по налогам,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Амурской области обратилась в Свободненский городской суд Амурской области с административным иском к Б. о взыскании обязательных платежей и санкций, а именно:
пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 10507,11 рублей,
пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 6070,77 рублей,
а всего 16577,88 рублей.
Административный истец на иске настаивает, т.к. задолженность до настоящего времени ответчиком не погашена.
Административный ответчик отзыв на иск и дополнительные документы не представил.
Суд рассматривает дело в порядке упрощенного (письменного) производства по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.
Б. являлась индивидуальным предпринимателем. -- прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Межрайонной инспекцией ФНС России № 5 по Амурской области была проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Б. за период с -- по --.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки -- от --, вынесено решение -- от -- о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. По данному решению Инспекция обращалась в Свободненский городской суд Амурской области за взысканием налогов, пени и штрафных санкций на сумму 1245623,04 рублей.
Решением суда от -- исковые требования удовлетворены.
Инспекцией предъявлен в службу судебных приставов исполнительный лист -- от -- на сумму 1115755,04 руб. Службой судебных приставов по г.Свободному и Свободненскому району вынесено Постановление о возбуждении исполнительного производства от --, данное обстоятельство свидетельствует о своевременном принятии Инспекцией мер принудительного взыскания.
Поскольку Б. до настоящего времени сумма налогов по решению -- от -- не уплачена, инспекцией начислены пени.
Инспекцией в соответствии с действующим законодательством налогоплательщику было направлено почтой заказным письмом требование об уплате налога, пени, штрафа -- от --.
В срок, указанный в требованиях, задолженность по пеням не погашена.
На момент обращения в суд с настоящим иском за налогоплательщиком числится задолженность по НДС, НДФЛ.
Задолженность по пени по налогу на добавленную стоимость за период с 02.05.2015 года по 01.07.2015 года составила 10 507,11 рубля.
Задолженность по пени по налогу на доходы физических лиц за период с 02.05.2015 года по 01.07.2015 года составила 6070,77 рублей.
Рассматривая требования административного истца о взыскании с административного ответчика пени по налогам – суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (ч. 1).
В соответствии со ст. 57 Налогового кодекса РФ, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ (ч. 2).
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ч. 1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ч. 2).
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч. 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч. 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч. 3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 5).
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 г. № 11-П изложена чёткая правовая позиция, согласно которой, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесённого казной в результате её неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы (ч. 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч. 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч. 3).
В соответствии со ст. 289 КАС РФ, административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судом в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи соответствующего административного искового заявления в суд (ч. 1).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4).
При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе (ч. 5).
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6).
В данном конкретном случае, истец составил исковое заявление и подал его в суд 25.02.2016г., что подтверждается отметками на исковом заявлении. Следовательно, истцом был пропущен 6-месячный срок для подачи заявления в суд по требованиям -- от --, который истек --.
В связи с указанным, в удовлетворении требований о взыскании с ответчика пени в сумме 16577,88 рублей, необходимо отказать, поскольку налоговый орган утратил право для взыскания данной задолженности.
Руководствуясь ст. ст. 289 - 290, 293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых заявлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Амурской области к Б. о взыскании пени по налогам – отказать.
В соответствии со ст. 294 КАС РФ, решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд чрез Свободненский городской суд в срок, не превышающий пятнадцать дней со дня получения копии решения лицами, участвующими в деле.
Решение принято и изготовлено в окончательной форме 12 апреля 2016 г.
Судья Свободненского
городского суда Амурской области С.