УИД: 66RS0009-01-2020-004799-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Тагил 12 ноября 2020 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Ершовой Т.Е.,
при секретаре Шушаковой В.В.,
с участием прокурора Бызова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-2276/2020 по иску прокурора Дзержинского района г.Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности осуществить дорожную деятельность,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит обязать Администрацию города Нижний Тагил в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести состояние дороги Безымянного проезда в г. Нижнем. Тагиле в соответствие с требованиями Технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», ГОСТ Р 50597-17 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: устранить выбоины и иные разрушения в асфальтобетонном покрытии проезжей части дороги и произвести выравнивание дорожного полотна.
В обоснование заявленных требований, прокурор указал, в прокуратуру поступило обращение Ярославцева И.В. по факту ненадлежащего исполнения законодательства об автомобильных дорогах. Прокуратурой Дзержинского района г. Н.Тагил совместно с должностными лицами ОГИБДД МУ МВД России «Нижнетагильское» проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе со стороны органов местного самоуправления по реализации полномочий по обеспечению ремонта и содержания улично-дорожной сети на территории Дзержинского района г. Нижний Тагил.
В ходе обследования дорожного покрытия инспектором дорожного
надзора ОГИБДД МУ МВД России «Нижнетагильское» были выявлены
нарушения требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и
улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям
обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»,
а именно дефекты дорожного покрытия, наличие выбоин в асфальтобетонном покрытии проезжей части:
- в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 в районе <адрес> установлено наличие отдельного повреждения в виде выбоины размерами 80х150х8 см..;
- в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 в районе <адрес> установлено наличие отдельного повреждения в виде выбоины размерами 150х100х7,5 см.;
- в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 в районе <адрес> установлено наличие отдельного повреждения в виде выбоины размерами 180х100х8,5 см.
Указанные недостатки являются нарушением п. 13.2 Технического
регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог»
(далее - ТР №), утвержденного Решением комиссии Таможенного союза
от ДД.ММ.ГГГГ №, пунктов 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и
улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям
обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Указанные обстоятельства подтверждаются актом недостатков в эксплуатационном состоянии дорог от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей.
В силу положений п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и
улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям
обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие
проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Ссылаясь на положения ст. 132 Конституции Российской Федерации, положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 5 Устава города Нижний Тагил, прокурор указывает, что осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности относятся к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения и являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В судебном заседании помощник прокурора Бызов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме. Дополнительно указал, что до настоящего времени ремонт проезда не произведен, что влечет нарушение права на безопасность дорожного движения участников дорожного движения.
Представитель ответчика Администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской.
С учетом изложенного и в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд с учетом мнения истца определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав прокурора, исследовав представленные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 1, 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статьей 17 названного Федерального закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995, задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу положений ч. 4 ст. 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе, на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 5 Устава города Нижний Тагил, к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в Дзержинского района г. Н.Тагил поступило обращение по факту ненадлежащего исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в ходе рассмотрения которого установлено, что улица <адрес> в <адрес> находится в ненадлежащем техническом состоянии. Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
На основании поручения прокуратуры района сотрудниками ОГИБДД МУ
МВД России «Нижнетагильское» ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование дорожного
полотна <адрес>
В ходе обследования дорожного покрытия инспектором дорожного
надзора ОГИБДД МУ МВД России «Нижнетагильское» были выявлены
нарушения требований ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и
улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям
обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»,
В ходе обследования дорожного покрытия инспектором дорожного
надзора ОГИБДД МУ МВД России «Нижнетагильское» были выявлены
нарушения требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и
улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям
обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»,
а именно дефекты дорожного покрытия, наличие выбоин в асфальтобетонном покрытии проезжей части.
Согласно акту о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии
автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ,
выявлены следующие недостатки:
- в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 в районе <адрес> установлено наличие отдельного повреждения в виде выбоины размерами 80х150х8 см..;
- в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 в районе <адрес> установлено наличие отдельного повреждения в виде выбоины размерами 150х100х7,5 см.;
- в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 в районе <адрес> установлено наличие отдельного повреждения в виде выбоины размерами 180х100х8,5 см.
Указанные обстоятельства подтверждаются фототаблицей.
Таким образом, судом установлено, что дорожное полотно на указанном участке дороги имеет повреждения, значительно превышающие по ширине, длине и глубине допустимые значения, не соответствует предъявляемым требованиям ГОСТ Р 50597-2017 и должно быть восстановлено.
Согласно выписки из реестра муниципального имущества города Нижний Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ дорога по проезду Безымянный, протяженностью 240 м включена в реестр муниципального имущества город Нижний Тагил.
Указанный акт с приложениями к нему соответствует предъявляемым требованиям, замеры выбоин произведены рейкой дорожной универсальной РДУ-КОНДОР, на которую представлено свидетельство о поверке сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 1 ТР № установлено, что настоящий технический
регламент принимается в целях обеспечения на стадиях проектирования,
строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации
автомобильных дорог защиты жизни и (или) здоровья граждан, имущества, охраны
окружающей среды, животных и растений, предупреждения действий, вводящих в
заблуждение потребителей, обеспечения энергетической эффективности и
ресурсосбережения, а также устанавливает минимально необходимые требования
безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования,
строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также
формы и порядок оценки соответствия этим требованиям.
Все требования технического регламента являются обязательными и
направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни,
здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В силу п. 3.12 ТР № автомобильная дорога и дорожные сооружения
на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям
безопасности, в том числе на покрытии проезжей части должны отсутствовать
проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также
посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с
разрешенной скоростью и представляю щи е опасность для потребителей
транспортных услуг или третьих лиц.
Предельно допустимые значения повреждений и сроки ликвидации
факторов, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной
скоростью, устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в
случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств -
членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной
основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического
регламента Таможенного союза.
В соответствии с положениями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, и введенного в действие 01.09.2018 установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
В силу п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Все требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Невыполнение администрацией города требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части ремонта автомобильной дороги и содержания ее в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, и как следствие, на охрану жизни, здоровья граждан, защиту их прав и законных интересов.
Поскольку выявленные нарушения в виде выбоин создают реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, требования прокурора Дзержинского района г. Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
Доказательств тому, что Администрация города Нижний Тагил приняла необходимые меры для устранения выявленных недостатков, ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым исковые требования прокурора к Администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности привести состояние дороги <адрес> в <адрес>. Тагиле в соответствие с требованиями Технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», ГОСТ Р 50597-17 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», удовлетворить.
Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Предложенный прокурором срок устранения нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, является разумным, учитывая объем устранения недостатков дорожного покрытия, указанные в ГОСТ Р 50597-2017. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено. доказательств неразумности срока ответчиком не представлено. При этом ответчик не лишен возможности в случае не соответствующих погодных условий и с предоставлением соответствующих документов решить вопрос о возможном предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 014/2011 «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░ ░ 50597-17 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░ 2020 ░░░░.
<...>
<...>
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.