Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-31448/2019 от 25.07.2019

Судья Малахай Г.А. Дело № 33а-31448/2019 (№ 3а-493/2019) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 декабря 2019 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Леганова А.В.,

судей Пархоменко Г.В., Кривцова А.С.,

по докладу судьи Леганова А.В.,

при ведении протокола

помощником судьи Осиповой Ю.А.,

слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам департамента имущественных отношений Краснодарского края и администрации муниципального образования город Краснодар на решение Краснодарского краевого суда от 13 мая 2019 года.

Заслушав доклад судьи, Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда

установила:

ООО «Группа компания «СБСВ-КЛЮЧАВТО» (далее по тексту – ООО «ГК «СБСВ-КЛЮЧАВТО») обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <...> равной их рыночной стоимости в размерах 16520000 рублей, 14770000 рублей, 17220000 рублей, 8080000 рублей, 7980000 рублей, 10310000 рублей, 32980000 рублей, 25430000 рублей, 33210000 рублей, 28000000 рублей, 31080000 рублей, 26090000 рублей, 22260000 рублей, 38430000 рублей, 14890000 рублей, 5420000 рублей, 6190000 рублей, 40410000 рублей, 121260000 рублей, 65960000 рублей, 54 510000 рублей, 6120000 рублей, 59850000 рублей, 35650000 рублей, 49460000 рублей, 46430000 рублей, 30120000 рублей, 160930000 рублей, 141010000 рублей, 1400000 рублей, соответственно.

Решением Краснодарского краевого суда от 13 мая 2019 года данный административный иск удовлетворен с учетом поступивших от административного истца уточненных требований. Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <...> установлена в размере их рыночной стоимости равной 17756000 рублям, 15881000 рублям, 13968000 рублям, 18514000 рублям, 10971000 рублям, 10837000 рублям, 15961000 рублям, 52148000 рублям, 43975000 рублям, 35183000 рублям, 30332000 рублям, 34805000 рублям, 29222000 рублям, 24930000 рублям, 38185000 рублям, 15706000 рублям, 12521000 рублям, 14285000 рублям, 47176000 рублям, 122060000 рублям, 67467000 рублям, 54318000 рублям, 7019000 рублям, 75331000 рублям, 54049000 рублям, 51961000 рублям, 48779000 рублям, 40882000 рублям, 166820000 рублям, 145057000 рублям, 1420000 рублям, соответственно.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...> установлена на период с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; земельных участков с кадастровыми номерами <...> – с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; земельного участка с кадастровым номером <...> – с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; земельного участка с кадастровым номером <...> – с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; земельного участка с кадастровым номером <...> – с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; земельного участка с кадастровым номером <...> – с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; земельного участка с кадастровым номером <...> – с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; земельного участка с кадастровым номером <...> – с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; земельных участков с кадастровыми номерами <...> – с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; нежилого здания с кадастровым номером <...> – с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; нежилого здания с кадастровым номером <...> – с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; нежилого здания с кадастровым номером <...> – с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; нежилого здания с кадастровым номером <...> – с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; нежилых зданий с кадастровыми номерами <...> – с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; нежилых зданий с кадастровыми номерами <...> – со <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; нежилого здания с кадастровым номером <...> – с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; нежилых зданий с кадастровыми номерами <...>– с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; нежилого здания с кадастровым номером <...>– с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества предписано считать <...>.

В апелляционных жалобах департамента имущественных отношений Краснодарского края и администрации муниципального образования город Краснодар заявлены требования об отмене решения Краснодарского краевого суда от 13 мая 2019 года, и вынесении по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.

9 декабря 2019 лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.

С учетом данных обстоятельств, а также руководствуясь частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельных участков и нежилых зданий с кадастровыми номерами <...> и арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422001:32, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от <...>.

Согласно положениям, закрепленным в статье 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктах 2, 2.1 Постановления главы (губернатора) Краснодарского края № 121 от 21 марта 2016 года в их нормативной взаимосвязи, размер годовой арендной платы при аренде земельных участков определяется, в том числе, на основании их кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 373, пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации в их системном единстве, организации являются налогоплательщиками за пользование земельными участками (земельный налог), а также за находящееся в их собственности объекты, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса (налог на имущество организаций). При расчете налоговой базы данных видов налогов применяется кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.

Таким образом, с учетом приведенных выше норм права, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанных объектов недвижимого имущества.

Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об оценочной деятельности) следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.

В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель и зданий кадастровая стоимость указанных объектов определена уполномоченным органом в следующих размерах:

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 35885 003 рублей 60 копеек (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> –31813969 рублей 69 копеек (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 27821 912 рублей 70 копеек (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> –37988579 рублей 44 копеек (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> –22019968 рублей 24 копеек (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 21749 895 рублей 04 копеек (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 32035 182 рублей 74 копеек (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 104491 321 рубля 08 копеек (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 95788 773 рублей 08 копеек (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 69891 921 рубля 16 копеек (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 60671178 рублей 90 копеек (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 78481 923 рублей 69 копеек (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 64013 348 рублей 30 копеек (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 53765 580 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 79195 000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 32937250 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 27478 140 рублей 65 копеек (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 29873 485 рублей 11 копеек (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 68848 530 рублей 40 копеек (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 248918 322 рублей 98 копеек (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 85405 735 рублей 49 копеек (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 78810 188 рублей 62 копеек (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 11700 910 рублей 14 копеек (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 113511 650 рублей 01 копейки (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 89092 402 рублей 36 копеек (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 73710 035 рублей 41 копейки (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 68863 940 рублей 12 копеек (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 60418295 рублей 36 копеек (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> –269340356 рублей 79 копеек (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 326729 917 рублей 05 копеек (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 2863 978 рублей 12 копеек (по состоянию на <...>).

Согласно данным отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества <...> от <...>, представленного административным истцом и подготовленного ООО «НЭО Эксперт», рыночная стоимость по состоянию на даты оценки земельных участков и зданий с кадастровыми номерами <...> составляет 16520000 рублей, 14770000 рублей, 17220000 рублей, 8080000 рублей, 7980000 рублей, 10310000 рублей, 32980000 рублей, 25430000 рублей, 33210000 рублей, 28000000 рублей, 31080000 рублей, 26090000 рублей, 22260000 рублей, 38430000 рублей, 14890000 рублей, 5420000 рублей, 6190000 рублей, 40410000 рублей, 121260000 рублей, 65960000 рублей, 54 510000 рублей, 6120000 рублей, 59850000 рублей, 35650000 рублей, 49460000 рублей, 46430000 рублей, 30120000 рублей, 160930000 рублей, 141010000 рублей, 1400000 рублей, соответственно.

В ходе рассмотрения административного дела суд первой инстанции, ссылаясь на существенное различие кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества, определенной уполномоченным органом и вышеназванным отчетом об оценке, пришел к выводу о сомнительности в достоверности указанного отчета. В связи с чем, суд назначил по делу судебную экспертизу по определению рыночной стоимости земельных участков и зданий.

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы <...> от <...>, выполненной ООО «Департамент профессиональной оценки», рыночная стоимость спорных объектов недвижимости составляет:

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 17756000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> –15881000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 19968000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> –18514000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> –10971000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 10837000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 15961000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 52148000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 43975000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 35183000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 30332000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 34805000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 29222000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 24930000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 38185 000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 15706000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 12521000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 14285000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 47176000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 122060000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 67467000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 54318000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 7019000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 75331000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> 54049000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 51961000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 48779000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 40882000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> –166820000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 145057000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 1420000 рублей (по состоянию на <...>).

В ходе судебного разбирательства по административному делу в апелляционной инстанции дана консультация экспертом ООО «Южно-региональный центр оценки и экспертизы собственности» Ахмедовой А.В., вызванной судом в качестве специалиста.

На вопросы Судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда о соответствии заключения судебной экспертизы от <...> законодательству об оценочной деятельности, Ахмедова А.В. указала на допущенные нарушения при ее проведении, а именно:

- оценщиком использованы некорректные и неподтвержденные характеристики объектов-аналогов для спорных земельных участков, различающиеся по площади и месторасположению;

- используются некорректные аналоги для спорных зданий, различающиеся по назначению, а также неверно определены коэффициенты прибыли предпринимателя;

- не проведен сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки в части анализа рынка, отсутствует анализ фактических данных о ценах предложений.

Кроме этого, Ахмедовой А.В. представлена письменная рецензия от <...>, содержащая детальное описание названных нарушений.

Также Судебной коллегией по административным делам Краснодарского краевого суда вызвана для допроса в качестве свидетеля по делу эксперт ООО «Департамент профессиональной оценки» Юрченко А.И., проводившая судебную экспертизу. Вместе с тем, она в судебное заседание не явилась, каких-либо документов, опровергающих пояснения Ахмедовой А.В. не представила.

При исследовании заключения судебной экспертизы от <...> как доказательства по делу, Судебная коллегия пришла к выводу, что озвученные экспертом Ахмедовой А.В. нарушения, допущенные при проведении судебной экспертизы, нашли свое подтверждение.

Данные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии проведенной по делу судебной экспертизы от <...> требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», законодательству об оценочной деятельности.

Таким образом, принимая во внимание положения части 2 статьи 61, частей 1-4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их нормативной взаимосвязи, Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда пришла к выводу, что судебная экспертиза, которая легла в основу обжалуемого решения, является недопустимым доказательством по делу.

В связи с чем, определением суда от 17 сентября 2019 года по административному делу назначена повторная судебная экспертиза. Перед экспертом поставлены вопросы об определении рыночной стоимости спорных земельных участков и зданий по состоянию на даты определения кадастровой стоимости.

Согласно заключению повторной судебной оценочной экспертизы № КС-19-013, выполненной ООО «Юг-Регион-Оценка», рыночная стоимость данных объектов определена в следующих размерах:

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 17603 000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 16290000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 14328 000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 18991000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 12357 000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 11983 000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 16398 000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 50978 000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 42182 000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 55098 000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 33055000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 32527 000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 27310 000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 23298 000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 39225 000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 14575000 рублей (по состоянию на <...>);

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 12651 000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 14435 000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 47465 000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 126951 000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 67488 000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 52583 000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 6375 000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 77367 000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 53485 000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 51898 000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 47151 000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 40020 000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 165726 000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 146918 000 рублей (по состоянию на <...>);

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 1390 000 рублей (по состоянию на <...>).

Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

У нее имеется специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы, действующий квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, документы, свидетельствующие о членстве в Ассоциации «Межрегиональный союз оценщиков», а также об обязательном страховании гражданской ответственности.

Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования и с учетом этого исследования даны ответы на поставленные вопросы.

При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости. Экспертиза рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества проведена на основании материалов дела.

При определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...> экспертом использован сравнительный подход. Отказ от использования затратного и доходного подходов мотивирован.

Выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; расчет рыночной стоимости земельных участков полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода. Объекты исследования и все аналоги, примененные к расчету, имеют сопоставимые характеристики.

В ходе проведения работ по определению рыночной стоимости земельных участков экспертом приведено описание объектов экспертизы, их местоположения, качественных и количественных характеристик, проанализирован рынок недвижимости, изложен краткий обзор основных характеристик рынков оцениваемых объектов, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования.

При оценке зданий с кадастровыми номерами <...> был применен затратный подход (невозможность применения иных подходов при оценке экспертом обоснованна).

Экспертом определены основные ценообразующие факторы, подробно описан процесс оценки объекта, выбор метода расчета, а также содержится обоснование произведенных корректировок.

В заключении повторной судебной экспертизы приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.

Выводы эксперта полностью согласуются с его исследовательской частью.

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценив повторное судебное экспертное заключение № <...>, по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимого имущества составляет:

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 17603 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 16290000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 14328 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 18991000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 12357 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 11983 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 16398 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 50978 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 42182 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 55098 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 33055000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 32527 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 27310 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 23298 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 39225 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 14575000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 12651 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 14435 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 47465 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 126951 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 67488 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 52583 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 6375 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 77367 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 53485 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 51898 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 47151 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 40020 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 165726 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 146918 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 1390 000 рублей.

Кроме этого, Судебная коллегия исходит из того, что определение о возобновлении производства по делу, содержащее сведения о возвращении административного дела в Краснодарский краевой суд с заключением эксперта, получено своевременно всеми лицами, участвующими в деле. При должной степени заботливости и осмотрительности их добросовестное поведение предполагало принятие всех разумных мер для ознакомления с материалами делами, в том числе, с судебной экспертизой.

В ходе судебного разбирательства в апелляционной инстанции ни административными ответчиками, ни заинтересованным лицом по административному делу, выводы повторной судебной экспертизы не опровергнуты, доказательств ее порочности не представлено, сведений о несогласии с содержанием либо с размером определенной рыночной стоимостью спорных объектов недвижимого имущества материалы дела не содержат.

Доказательств того, что их рыночная стоимость является иной, чем отражено в заключении повторной судебной экспертизы, суду не представлено, участвующие в деле лица о назначении и проведении повторной либо дополнительной судебной оценочной экспертизы не просили.

Согласно положениям статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Административный истец обращался с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <...> в Краснодарский краевой суд <...>, в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости данных объектов – <...>. В связи с чем, в обжалуемом решении суда правильно определена дата подачи заявления – <...>.

Ссылки в апелляционных жалобах представителей департамента имущественных отношений Краснодарского края и администрации муниципального образования город Краснодар на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05 июля 2016 года № 15-П не свидетельствуют о незаконности решения Краснодарского краевого суда от 13 мая 2019 года. Трактование отдельных положений данного постановления в разрыве от конкретных установленных обстоятельств по административному делу, не дает правильной оценки их содержания.

Более того, Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года № 20-П и от 05 июля 2016 года № 15-П отмечено, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, перед кадастровой стоимостью, поскольку рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости.

Доводы апелляционной жалобы департамента имущественных отношений Краснодарского края о том, что в ходе проведения государственной кадастровой оценки спорных объектов недвижимого имущества не были допущены нарушения закона, не являются основанием к отмене решения суда, поскольку истцом реализовано законное право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и зданий. При этом весь комплекс условий, установленных для этого нормативными правовыми актами, административным истцом соблюден.

Доводы департамента и администрации муниципального образования город Краснодар о снижении поступлений в бюджет налоговых платежей является несостоятельным и не заслуживает внимания, поскольку не основаны на законе. Более того, ни административный ответчик, ни заинтересованное лицо право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости не оспаривали.

Таким образом, Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда не находит оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции от 13 мая 2019 года.

Вместе с тем, при изложенных выше обстоятельствах в их системном единстве, Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда, оценив имеющиеся в деле доказательства, в том числе, заключение повторной судебной экспертизы, считает необходимым изменить данный судебный акт, установив кадастровую стоимость спорных объектов недвижимого имущества в следующих размерах:

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 17603 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 16290000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 14328 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 18991000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 12357 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 11983 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 16398 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 50978 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 42182 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 55098 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 33055000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 32527 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 27310 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 23298 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 39225 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 14575000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> – 12651 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 14435 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 47465 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 126951 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 67488 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 52583 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 6375 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 77367 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 53485 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 51898 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 47151 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 40020 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 165726 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 146918 000 рублей;

- нежилого здания с кадастровым номером <...> – 1390 000 рублей.

Кроме этого, в адрес Краснодарского краевого суда поступили заявления директора ООО «Юг-Регион-Оценка» Володиной Е.М. о взыскании денежных средств на возмещение расходов за производство судебной экспертизы в размере 210 000 рублей, а также от директора ООО «Южно-региональный центр оценки и экспертизы собственности» об оплате за привлечение специалиста по административному делу Ахмедовой А.В. в размере 12000 рублей.

Понятие, состав и порядок взыскания судебных расходов регламентированы главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела».

Согласно части 1 статьи 103, пункта 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят, в том числе из издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к которым относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.

В соответствии с частью 3 статьи 108 названного кодекса эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.

Следовательно, расходы на проведение судебной экспертизы, а также за дачу консультации по делу экспертом входят в состав судебных расходов и подлежат распределению в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

Административными ответчиками не оспаривалось право ООО «ГК «СБСВ-КЛЮЧАВТО» на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости.

При указанных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судебные расходы, связанные с проведением повторной судебной экспертизы и дачей консультации по делу вызванным экспертом, следует отнести на административного истца, поскольку процессуальное решение суда по настоящему делу нельзя расценивать, как принятое против интересов административных ответчиков.

Кроме того, вопрос о возложении оплаты за проведение судебной экспертизы разрешен вступившим в законную силу определением суда от 17 сентября 2019 года.

С учетом вышеизложенного, заявления директора ООО «Юг-Регион-Оценка» и ООО «Южно-региональный центр оценки и экспертизы собственности» о взыскании судебных расходов с ООО «ГК «СБСВ-КЛЮЧАВТО» в части оплаты за проведение повторной судебной экспертизы и за дачу консультации по административному делу специалистом Ахмедовой А.В. Судебная коллегия находит обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 309-311, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда

определила:

апелляционные жалобы департамента имущественных отношений Краснодарского края и администрации муниципального образования город Краснодар удовлетворить в части.

Решение Краснодарского краевого суда от 13 мая 2019 года изменить в части установления размера кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <...>

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 17603 000 (семнадцать миллионов шестьсот три тысячи) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 16290 000 (шестнадцать миллионов двести девяносто тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 14 328000 (четырнадцать миллионов триста двадцать восемь тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 18991 000 (восемнадцать миллионов девятьсот девяносто одна тысяча) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 12357 000 (двенадцать миллионов триста пятьдесят семь тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 11983 000 (одиннадцать миллионов девятьсот восемьдесят три тысячи) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 16398 000 (шестнадцать миллионов триста девяносто восемь тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 50978 000 (пятьдесят миллионов девятьсот семьдесят восемь тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 42182000 (сорок два миллиона сто восемьдесят две тысячи) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 55098 000 (пятьдесят пять миллионов девяносто восемь тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 33055000 (тридцать три миллиона пятьдесят пять тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 32527 000 (тридцать два миллиона пятьсот двадцать семь тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 27310 000 (двадцать семь миллионов триста десять тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 23298 000 (двадцать три миллиона двести девяносто восемь тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 39225 000 (тридцать девять миллионов двести двадцать пять тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 14575 000 (четырнадцать миллионов пятьсот семьдесят пять тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 12651 000 (двенадцать миллионов шестьсот пятьдесят одна тысяча) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 14435 000 (четырнадцать миллионов четыреста тридцать пять тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 47465 000 (сорок семь миллионов четыреста шестьдесят пять тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 126951 000 (сто двадцать шесть миллионов девятьсот пятьдесят одна тысяча) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 67488 000 (шестьдесят семь миллионов четыреста восемьдесят восемь тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 52583 000 (пятьдесят два миллиона пятьсот восемьдесят три тысячи) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 6375 000 (шесть миллионов триста семьдесят пять тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 77367000 (семьдесят семь миллионов триста шестьдесят семь тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 53485 000 (пятьдесят три миллиона четыреста восемьдесят пять тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 51898 000 (пятьдесят один миллион восемьсот девяносто восемь тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 47151 000 (сорок семь миллионов сто пятьдесят одна тысяча) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 40020 000 (сорок миллионов двадцать тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 165726 000 (сто шестьдесят пять миллионов семьсот двадцать шесть тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 146918 000 (сто сорок шесть миллионов девятьсот восемнадцать тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 1390 000 (один миллион триста девяносто тысяч) рублей.

В остальной части решение Краснодарского краевого суда от 13 мая 2019 года – оставить без изменения, апелляционные жалобы департамента имущественных отношений Краснодарского края и администрации муниципального образования город Краснодар – без удовлетворения.

Взыскать с ООО «Группа компания «СБСВ-КЛЮЧАВТО» в пользу ООО «Юг-Регион-Оценка» оплату за проведение судебной экспертизы в размере 210 000 (двести десять тысяч) рублей.

Взыскать с ООО «Группа компания «СБСВ-КЛЮЧАВТО» в пользу ООО «Южно-региональный центр оценки и экспертизы собственности» оплату за дачу консультации по административному делу экспертом Ахмедовой Анной < Ф.И.О. >9 в размере 12 000 (двенадцать тысяч) рублей.

Председательствующий:

Судьи:

33а-31448/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
ООО "ГК "СБСВ-КЛЮЧАВТО"
Ответчики
Управление Ростреестра по КК
Департамент имущественных отношений КК
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Леганов Андрей Викторович
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
26.07.2019Передача дела судье
13.08.2019Судебное заседание
22.08.2019Судебное заседание
29.08.2019Судебное заседание
17.09.2019Судебное заседание
04.12.2019Производство по делу возобновлено
09.12.2019Судебное заседание
23.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2019Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее