Дело №2-355/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«30» июня 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Клочковой Е.В.,
при секретаре Нагайцевой А.С.,
с участием представителя истца, представителя ответчика, эксперта,
в отсутствие истца, 3-их лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полянского Льва Николаевича к администрации городского округа г. Воронеж о признании права собственности на многоквартирный жилой дом в реконструированном и переоборудованном виде, состоящий из 14 квартир, 4 гаражей,
установил:
Полянский Л.Н.обратился в суд с указанным иском, в котором просит
признать за ним право собственности на многоквартирный жилой дом, в реконструированном и переоборудованном виде, расположенный по адресу<адрес>, общей площадью 1019,3 кв.м., состоящий из 14 квартир, 4 гаражей. Указать, что решение суда является основанием для регистрации права собственности на вышеуказанные квартиры и гаражи.
В обоснование заявленных требований указывает, что является собственником земельного участка площадью 704 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: многоквартирные многоэтажные жилые дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи и передаточного акта от 11.11.2011, зарегистрированного 06.12.2011 Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области, запись регистрации права №.
Также истцу на праве собственности принадлежит расположенный на указанном участке жилой дом площадью 559,3 кв.м., в котором им был реконструирован и переоборудован мансардный этаж в жилой, а также оборудовано помещение котельной в цокольном этаже с целью отопления мест общего пользования. Путем перепланировки и переустройства были образованы жилые помещения квартир. В результате данной реконструкции и переоборудования было изменено функциональное назначение дома, в настоящее время он представляет собой 14-тиквартирный, 4-х этажный жилой дом, а общая площадь дома составляет 1019,3 кв.м.
В ноябре 2019 истец обратился в Администрацию городского округа город Воронеж с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, однако уведомлением №13257477 от 22.11.2019 истцу было отказано в выдаче данного разрешения в связи с отсутствием у истца разрешения на строительство.
Согласно заключению эксперта № 52-С/19 от 14.11.2019 экспертом было установлено, что исследуемый четырехэтажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, соответствует основному виду разрешенного использования земельного участка находящегося в территориальной зоне Ж2. Зона Ж2- зона малоэтажной смешанной застройки: многоквартирные малоэтажные жилые дома - основной вид разрешенного использования, согласно Решения Воронежской городской Думы от 25.12.2009 №384-11 (ред. от 18.09.2019) «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж».
Отступы от исследуемого многоквартирного жилого дома, до границ смежных земельных участков, составляющие от 1.2 до 5.1 м, не противоречат требованиям Решения Воронежской городской Думы от 25.12.2009 №384-11 (ред. От 18.09.2019) «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж», так как минимально допустимый отступ от возводимых зданий, строений, сооружений на земельном участке до смежных границ, с соседними земельными участками, должен составлять не менее 1м.
Согласно требованиям СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, минимально допустимое расстояние между жилыми зданиями более 6 м.
По санитарным нормам исследуемый многоквартирный жилой дом не противоречит требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, так как в жилых помещениях имеется естественное освещение через оконные проемы, перед которыми отсутствуют затеняющие объекты, в результате чего обеспечивается нормируемая инсоляция и освещенность.. В санузлах и кухнях имеется естественная вентиляция через вентканалы во внутренних стенах, предусмотрен водопровод, отопление, электричество.
По площади, ширине и высоте помещений, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не противоречит требованиям СП 54.13330.2016.Здания жилыемногоквартирные. Актуализированная редакция СНиП31-01-2003.
Несущие и ограждающие конструкций многоквартирного жилого дома соответствуют требованиям СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции». Примененное в объекте обследования объемнопланировочное решение сопряжений несущих и ограждающих конструкций (стены, перегородки, перекрытия) являются типовыми. Исследуемый жилой дом является бескаркасным зданием с кирпичными продольными и поперечными несущими стенами, на которые опираются железобетонные плиты перекрытий. Установлено отсутствие деформаций, трещин, перекосов и прогибов, которые могли бы свидетельствовать об исчерпании несущей способности и устойчивости, а так же восприятии нормативных нагрузок конструкциями исследуемого объекта. Фундамент исследуемого объекта непосредственно не обследовался по причине отсутствия доступа к нему. Оценка состояния фундамента производилась по косвенным признакам - по состоянию надфундаментной части вертикальных и горизонтальных несущих конструкций.
Также в ходе экспертного обследования несущих и ограждающих конструкций, исследуемого многоквартирного жилого дома, было установлено, что данные конструкции занимают рабочее положение и находятся в исправном техническом состоянии согласно СП 13-102-2003 Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений, а также в данных конструкциях отсутствуют деформации, трещины, перекосы и прогибы, которые могли бы свидетельствовать об исчерпании несущей способности и устойчивости, а так же восприятии нормативных нагрузок конструкциями исследуемого объекта. Таким образом соблюдается требование механической безопасности Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Строение подпадает под условия, установленные ст. 222 ГК РФ.
Представитель истца по ордеру адвокат Рязанцева И.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила суд их удовлетворить по вышеизложенным основаниям. Просила принять во внимание заключение судебной экспертизы.
Истец - Полянский Л.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика - администрации городского округа г. Воронеж по доверенности Бахтина И.В. в судебномзаседании с иском не согласилась, считала его не подлежащим удовлетворению, представила письменные возражения приобщенные к материалам дела.
3-и лица Управление Росреестра по Воронежской области, Инспекция государственного строительного надзора Воронежской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем имеются уведомления, представители в судебное заседание не явились.
Эксперт - ФИО1. в судебном заседании пояснила, что составляла экспертное заключение от 18.05.2020, подтвердила сделанные по результатам экспертизы выводы. Указала, что исследования проводились уже в рамках построенного строения. Многоквартирный дом соответствует всем строительным нормам. Подтвердила, что при строительстве многоквартирного дома действительно должна была быть проведена государственная экспертиза проекта строения, что сделано не было, в её компетенцию это не входит, поскольку она не имеет государственной аккредитации.
Выслушав лиц участвующих в деле, эксперта, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно приложенным к материалам дела свидетельства о государственной регистрации права ( л.д. 11), выписки из единого государственного реестра недвижимости ( л.д. 12-14), технического паспорта на многоквартирный жилой дом ( л.д. 15-28, 43-76), кадастрового паспорта ( л.д. 208-220) судом установлено, что Полянский Л.Н. является собственником земельного участка площадью 704 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: многоквартирные многоэтажные жилые дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи и передаточного акта от 11.11.2011, зарегистрированного 06.12.2011 Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области, запись регистрации права №.Также истцу на праве собственности принадлежит расположенный на указанном участке жилой дом площадью 559,3 кв.м..
В указанном доме истцом был реконструирован и переоборудован мансардный этаж в жилой. Оборудовано помещение котельной в цокольном этаже. Путем перепланировки и переустройства были образованы жилые помещения квартир. В результате данной реконструкции и переоборудования было изменено функциональное назначение дома, в настоящее время он представляет собой 14-тиквартирный, 4-х этажный жилой дом, а общая площадь дома составляет 1019,3 кв.м.,а именно на 1 этаже:
- <адрес> общей площадью 24,9 кв.м., жилой площадью 21,9 кв.м., состоящей из: кухни-гостиной площадью 21,9 кв.м., санузла площадью 3кв.м.;
- <адрес> общей площадью 45,3 кв.м., жилой площадью 23,0 кв.м., состоящей из: прихожей пл. 9,1 кв.м., жилой комнаты пл. 9,8 кв.м., жилой комнаты пл. 13,2 кв.м., кухни пл. 9,4 кв.м., санузла пл. 3,8 кв.м.;
- <адрес> общей площадью 47,4 кв.м., жилой площадью 27,2 кв.м., состоящей из: коридора пл. 3,6 кв.м., жилой комнаты пл. 27,2 кв.м., кухни пл. 12,6 кв.м., санузла пл. 4,0 кв.м.;
- <адрес> общей площадью 20,6 кв.м., жилой площадью 17,8 кв.м., состоящей из: кухни-гостиной площадью 17,8 кв.м., санузла пл. 2,8 кв.м.;
На 2 этаже:
- <адрес> общей площадью 24,9 кв.м., жилой площадью 21,9 кв.м., состоящей из: кухни-гостиной площадью 21,9 кв.м., санузла площадью 3,0 кв.м.;
- <адрес> общей площадью 45,9 кв.м., жилой площадью 22,7 кв.м., состоящей из: прихожей пл. 9,6 кв.м., жилой комнаты пл. 9,7 кв.м., жилой комнаты пл. 13,0 кв.м., кухни пл. 9,8 кв.м., санузла пл. 3,8 кв.м.;
- <адрес> общей площадью 48,8 кв.м., жилой площадью 27,4 кв.м., состоящей из: коридора пл. 4,4 кв.м., жилой комнаты пл. 27,4 кв.м., кухни пл. 13,2 кв.м., санузла пл. 3,8 кв.м.;
- <адрес> общей площадью 20,7 кв.м., жилой площадью 17,8 кв.м., состоящей из: кухни-гостиной площадью 17,8 кв.м., санузла пл. 2,9 кв.м.;
На 3 этаже:
- <адрес> общей площадью 25,0 кв.м., жилой площадью 22,0 кв.м.,состоящей из: кухни-гостиной площадью 22,0 кв.м., санузла площадью 3,0 кв.м.;
- <адрес> общей площадью 46,3 кв.м., жилой площадью 22,8 кв.м., состоящей из: прихожей пл. 10,0 кв.м., жилой комнаты пл. 10,0 кв.м., жилой комнаты пл. 12,8 кв.м., кухни пл. 9,8 кв.м., санузла пл. 3,7 кв.м.;
- <адрес> общей площадью 47,8 кв.м., жилой площадью 27,5 кв.м., состоящей из: коридора пл. 3,6 кв.м., жилой комнаты пл. 27,5 кв.м., кухни пл. 12,7 кв.м., санузла пл. 4,0 кв.м.;
- <адрес> общей площадью 20,7 кв.м., жилой площадью 17,8 кв.м., состоящей из: кухни-гостиной площадью 17,8 кв.м., санузла пл. 2,9 кв.м.;
На 4 этаже:
- <адрес> общей площадью 72,4 кв.м., жилой площадью 41,4 кв.м., состоящей из: коридора пл. 10,8 кв.м., кухни пл. 11,3 кв.м., жилой комнаты пл. 22,6 кв.м., жилой комнаты пл. 18,8 кв.м., туалета пл. 3,7 кв.м., ванной пл. 5,2 кв.м;
- <адрес> общей площадью 83,9 кв.м., жилой площадью 38,5 кв.м., состоящей из: прихожей пл. 10,7 кв.м., жилой комнаты пл. 38,5 кв.м., туалета пл. 3,0 кв.м., ванной пл. 4,7 кв.м., кухни пл. 27,0 кв.м.;
В цокольном этаже: гараж площадью 72,7 кв.м.; гараж площадью 79,8 кв.м., гараж площадью 84,2 кв.м.; гараж площадью 45,4 кв.м.
В ноябре 2019 истец обратился в Администрацию городского округа город Воронеж с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> однако уведомлением №13257477 от 22.11.2019 истцу было отказано в выдаче данного разрешения в связи с отсутствием у истца разрешения на строительство (л.д.80).
В соответствии со ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При этом истцом должны быть представлены документы, подтверждающие права (собственности, пожизненного наследуемого
владения, постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок, на котором возведена самовольная постройка; документы, подтверждающие факт возведения самовольной постройки истцом; содержащие техническое описание самовольной постройки и ее адрес; подтверждающие соответствие возведенной постройки санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, техническим, экологическим нормам; свидетельствующие о том, что права на объект не принадлежат третьим лицам; что сохранение самовольной
постройки не нарушает права и законные интересы третьих лиц.
Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на вводобъектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;
В соответствии с п.п. 26 п. 1 ст. 48 Устава городского округа города Воронеж Администрация городского округа в лице ее органов и подразделений реализует следующие исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления: выдачу разрешений на строительство на территории города всех объектов производственного и жилищно-гражданского назначения, приостановка строительства, осуществляемого с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки.
Согласно п. 7. ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления с приложением к заявлению соответствующих документов согласно перечню: правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, атакже схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка; градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации; пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка; разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства;проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 ГрК РФ);согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта; копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению; копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории.
Из системного толкования ст. ст. 48, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что в отношении проектной документации многоквартирных жилых домов с количеством этажей более чем три проводится государственная экспертиза.
Поскольку спорный многоквартирный жилой дом, имеет четыре этажа, для проведения реконструкции принадлежащего истцу помещения в обязательном порядке должна быть проведена государственная экспертиза проектной документации.
В данном случае в отношении указанного многоквартирного дома отсутствует положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, а именно, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ.При этом истцом не представлены доказательства, указывающие на то, что он предпринимал действия по получению разрешительной документации на проведение реконструкции помещения. Представитель истца и не оспаривал данные обстоятельства.
Также следует отметить, что часть документов изложенных выше (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 - 5, 7, 9 и 10 части 7 ст. 51 ГрК РФ, запрашиваются органам местного самоуправления в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанныедокументы самостоятельно.
Доказательств соблюдения указанных процедур истцом не представлено, как и не представлена документов свидетельствующих об обращения с соответствующим заявлением о выдаче разрешения на строительство в компетентные органы, а также органыв распоряжении которых находятся указанные документы.
Учитывая изложенное, следует признать, что создавая самовольно построенный многоквартирный дом, истцом не были соблюдены соответствующие процедуры предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности.
В части обращения истца с заявлением о вводе объекта в эксплуатацию следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительстватребованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории.
Указанная статья определяет порядок получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В соответствии с ним для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно ч.3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (которое является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (ч. 10 ст. 55 ГрК РФ) необходимы соответствующие документы, включая разрешение на строительство;заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.
При обращении к ответчику с соответствующим заявлением, истцом не были представлены в полном объеме необходимые документы, включая разрешительную документацию,положительное заключения государственной экспертизы проекта строения многоквартирного жилого дома.
Предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. Предметом государственной экспертизы проектной документации являются:
а) оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий (далее - оценка соответствия проектнойдокументации), за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и проектной документаций, указанной в части 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 части 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется;
проверка достоверности определения сметной стоимости в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - проверка сметной стоимости).
В случае если с даты выдачи градостроительного плана земельного участка или даты утверждения проекта планировки территории прошло более 1,5 года, при проведении государственной экспертизы проектной документации осуществляется оценка соответствия проектной документации требованиям, указанным в подпункте "а" пункта 27 настоящего Положения и действовавшим на дату поступления проектной документации на государственную экспертизу.
Заключение государственной экспертизы готовится и подписывается лицами, аттестованными на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - эксперт) и участвовавшими в проведении государственной экспертизы, и утверждается руководителем организации по проведению государственной экспертизы или уполномоченным им лицом. Заключение государственной экспертизы, подготовленное в электронной форме, подписывается экспертами, участвовавшими в проведении государственной экспертизы, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи и утверждается руководителем организации по проведению государственной экспертизы либо уполномоченным им лицом путем подписания заключения усиленной квалифицированной электронной подписью.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2015 N 1330)
Эксперт проводит государственную экспертизу и осуществляет подготовку заключения государственной экспертизы по направлению (направлениям) деятельности, указанному в квалификационном аттестате (квалификационных аттестатах), таких полномочий у эксперта давшего заключение судебной экспертизы не имеется.
Указанные обстоятельства не дают суду оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку свидетельствуют об отсутствие достаточной безопасности строения, соответствие его установленным требованиям,не нарушающим права и охраняемые законом интересы других лиц и не создающим угрозу жизни и здоровью граждан, несмотря на положительное заключение судебной строительно-технической экспертизы.
В части заключения судебной экспертизы суд находит необходимым отметить, что указанные в ней выводы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку как установлено выше реконструкция и перепланировка многоквартирного дома была осуществлена без соблюдения соответствующих процедур и экспертных оценок аккредитованной государственной организации,в частности без государственной экспертной оценки проекта строения, обязательность которых прописана нормами градостроительного законодательства.
Сама эксперт дававшая заключение, в судебном заседании подтвердила, что при строительстве многоквартирного дома действительно должна была быть проведена государственная экспертиза проекта строения, что сделано не было, у неё государственная аккредитация отсутствует.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказать обстоятельства на которые она ссылается в обоснование своих доводов и возражений.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая все имеющие доказательства в совокупности, суд считает, что истцом не представлено достаточно доказательств свидетельствующих о соблюдении при реконструкции и переоборудовании многоквартирного жилого дома градостроительных норм, соответствие ее установленным требованиям, более того судом установлено, что при реконструкции дома и его оформлении были допущены существенные нарушения строительных процедур, связанные с отсутствием инженерно-геологических изысканий на возведение многоквартирного жилого дома, проектной документации, прошедшей государственную экспертизу.
На основании изложенного,требования Полянского Л.Н. к администрации городского округа г. Воронеж о признании права собственности на многоквартирный жилой дом в реконструированном и переоборудованном виде, состоящий из 14 квартир, 4 гаражейудовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст.56, 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Полянского Льва Николаевича к администрации городского округа г. Воронеж о признании права собственности на многоквартирный жилой дом в реконструированном и переоборудованном виде, состоящий из 14 квартир, 4 гаражей оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Е.В.Клочкова
Решение в окончательной форме изготовлено 07.07.2020.
Дело №2-355/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«30» июня 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Клочковой Е.В.,
при секретаре Нагайцевой А.С.,
с участием представителя истца, представителя ответчика, эксперта,
в отсутствие истца, 3-их лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полянского Льва Николаевича к администрации городского округа г. Воронеж о признании права собственности на многоквартирный жилой дом в реконструированном и переоборудованном виде, состоящий из 14 квартир, 4 гаражей,
установил:
Полянский Л.Н.обратился в суд с указанным иском, в котором просит
признать за ним право собственности на многоквартирный жилой дом, в реконструированном и переоборудованном виде, расположенный по адресу<адрес>, общей площадью 1019,3 кв.м., состоящий из 14 квартир, 4 гаражей. Указать, что решение суда является основанием для регистрации права собственности на вышеуказанные квартиры и гаражи.
В обоснование заявленных требований указывает, что является собственником земельного участка площадью 704 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: многоквартирные многоэтажные жилые дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи и передаточного акта от 11.11.2011, зарегистрированного 06.12.2011 Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области, запись регистрации права №.
Также истцу на праве собственности принадлежит расположенный на указанном участке жилой дом площадью 559,3 кв.м., в котором им был реконструирован и переоборудован мансардный этаж в жилой, а также оборудовано помещение котельной в цокольном этаже с целью отопления мест общего пользования. Путем перепланировки и переустройства были образованы жилые помещения квартир. В результате данной реконструкции и переоборудования было изменено функциональное назначение дома, в настоящее время он представляет собой 14-тиквартирный, 4-х этажный жилой дом, а общая площадь дома составляет 1019,3 кв.м.
В ноябре 2019 истец обратился в Администрацию городского округа город Воронеж с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, однако уведомлением №13257477 от 22.11.2019 истцу было отказано в выдаче данного разрешения в связи с отсутствием у истца разрешения на строительство.
Согласно заключению эксперта № 52-С/19 от 14.11.2019 экспертом было установлено, что исследуемый четырехэтажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, соответствует основному виду разрешенного использования земельного участка находящегося в территориальной зоне Ж2. Зона Ж2- зона малоэтажной смешанной застройки: многоквартирные малоэтажные жилые дома - основной вид разрешенного использования, согласно Решения Воронежской городской Думы от 25.12.2009 №384-11 (ред. от 18.09.2019) «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж».
Отступы от исследуемого многоквартирного жилого дома, до границ смежных земельных участков, составляющие от 1.2 до 5.1 м, не противоречат требованиям Решения Воронежской городской Думы от 25.12.2009 №384-11 (ред. От 18.09.2019) «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж», так как минимально допустимый отступ от возводимых зданий, строений, сооружений на земельном участке до смежных границ, с соседними земельными участками, должен составлять не менее 1м.
Согласно требованиям СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, минимально допустимое расстояние между жилыми зданиями более 6 м.
По санитарным нормам исследуемый многоквартирный жилой дом не противоречит требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, так как в жилых помещениях имеется естественное освещение через оконные проемы, перед которыми отсутствуют затеняющие объекты, в результате чего обеспечивается нормируемая инсоляция и освещенность.. В санузлах и кухнях имеется естественная вентиляция через вентканалы во внутренних стенах, предусмотрен водопровод, отопление, электричество.
По площади, ширине и высоте помещений, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не противоречит требованиям СП 54.13330.2016.Здания жилыемногоквартирные. Актуализированная редакция СНиП31-01-2003.
Несущие и ограждающие конструкций многоквартирного жилого дома соответствуют требованиям СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции». Примененное в объекте обследования объемнопланировочное решение сопряжений несущих и ограждающих конструкций (стены, перегородки, перекрытия) являются типовыми. Исследуемый жилой дом является бескаркасным зданием с кирпичными продольными и поперечными несущими стенами, на которые опираются железобетонные плиты перекрытий. Установлено отсутствие деформаций, трещин, перекосов и прогибов, которые могли бы свидетельствовать об исчерпании несущей способности и устойчивости, а так же восприятии нормативных нагрузок конструкциями исследуемого объекта. Фундамент исследуемого объекта непосредственно не обследовался по причине отсутствия доступа к нему. Оценка состояния фундамента производилась по косвенным признакам - по состоянию надфундаментной части вертикальных и горизонтальных несущих конструкций.
Также в ходе экспертного обследования несущих и ограждающих конструкций, исследуемого многоквартирного жилого дома, было установлено, что данные конструкции занимают рабочее положение и находятся в исправном техническом состоянии согласно СП 13-102-2003 Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений, а также в данных конструкциях отсутствуют деформации, трещины, перекосы и прогибы, которые могли бы свидетельствовать об исчерпании несущей способности и устойчивости, а так же восприятии нормативных нагрузок конструкциями исследуемого объекта. Таким образом соблюдается требование механической безопасности Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Строение подпадает под условия, установленные ст. 222 ГК РФ.
Представитель истца по ордеру адвокат Рязанцева И.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила суд их удовлетворить по вышеизложенным основаниям. Просила принять во внимание заключение судебной экспертизы.
Истец - Полянский Л.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика - администрации городского округа г. Воронеж по доверенности Бахтина И.В. в судебномзаседании с иском не согласилась, считала его не подлежащим удовлетворению, представила письменные возражения приобщенные к материалам дела.
3-и лица Управление Росреестра по Воронежской области, Инспекция государственного строительного надзора Воронежской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем имеются уведомления, представители в судебное заседание не явились.
Эксперт - ФИО1. в судебном заседании пояснила, что составляла экспертное заключение от 18.05.2020, подтвердила сделанные по результатам экспертизы выводы. Указала, что исследования проводились уже в рамках построенного строения. Многоквартирный дом соответствует всем строительным нормам. Подтвердила, что при строительстве многоквартирного дома действительно должна была быть проведена государственная экспертиза проекта строения, что сделано не было, в её компетенцию это не входит, поскольку она не имеет государственной аккредитации.
Выслушав лиц участвующих в деле, эксперта, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно приложенным к материалам дела свидетельства о государственной регистрации права ( л.д. 11), выписки из единого государственного реестра недвижимости ( л.д. 12-14), технического паспорта на многоквартирный жилой дом ( л.д. 15-28, 43-76), кадастрового паспорта ( л.д. 208-220) судом установлено, что Полянский Л.Н. является собственником земельного участка площадью 704 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: многоквартирные многоэтажные жилые дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи и передаточного акта от 11.11.2011, зарегистрированного 06.12.2011 Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области, запись регистрации права №.Также истцу на праве собственности принадлежит расположенный на указанном участке жилой дом площадью 559,3 кв.м..
В указанном доме истцом был реконструирован и переоборудован мансардный этаж в жилой. Оборудовано помещение котельной в цокольном этаже. Путем перепланировки и переустройства были образованы жилые помещения квартир. В результате данной реконструкции и переоборудования было изменено функциональное назначение дома, в настоящее время он представляет собой 14-тиквартирный, 4-х этажный жилой дом, а общая площадь дома составляет 1019,3 кв.м.,а именно на 1 этаже:
- <адрес> общей площадью 24,9 кв.м., жилой площадью 21,9 кв.м., состоящей из: кухни-гостиной площадью 21,9 кв.м., санузла площадью 3кв.м.;
- <адрес> общей площадью 45,3 кв.м., жилой площадью 23,0 кв.м., состоящей из: прихожей пл. 9,1 кв.м., жилой комнаты пл. 9,8 кв.м., жилой комнаты пл. 13,2 кв.м., кухни пл. 9,4 кв.м., санузла пл. 3,8 кв.м.;
- <адрес> общей площадью 47,4 кв.м., жилой площадью 27,2 кв.м., состоящей из: коридора пл. 3,6 кв.м., жилой комнаты пл. 27,2 кв.м., кухни пл. 12,6 кв.м., санузла пл. 4,0 кв.м.;
- <адрес> общей площадью 20,6 кв.м., жилой площадью 17,8 кв.м., состоящей из: кухни-гостиной площадью 17,8 кв.м., санузла пл. 2,8 кв.м.;
На 2 этаже:
- <адрес> общей площадью 24,9 кв.м., жилой площадью 21,9 кв.м., состоящей из: кухни-гостиной площадью 21,9 кв.м., санузла площадью 3,0 кв.м.;
- <адрес> общей площадью 45,9 кв.м., жилой площадью 22,7 кв.м., состоящей из: прихожей пл. 9,6 кв.м., жилой комнаты пл. 9,7 кв.м., жилой комнаты пл. 13,0 кв.м., кухни пл. 9,8 кв.м., санузла пл. 3,8 кв.м.;
- <адрес> общей площадью 48,8 кв.м., жилой площадью 27,4 кв.м., состоящей из: коридора пл. 4,4 кв.м., жилой комнаты пл. 27,4 кв.м., кухни пл. 13,2 кв.м., санузла пл. 3,8 кв.м.;
- <адрес> общей площадью 20,7 кв.м., жилой площадью 17,8 кв.м., состоящей из: кухни-гостиной площадью 17,8 кв.м., санузла пл. 2,9 кв.м.;
На 3 этаже:
- <адрес> общей площадью 25,0 кв.м., жилой площадью 22,0 кв.м.,состоящей из: кухни-гостиной площадью 22,0 кв.м., санузла площадью 3,0 кв.м.;
- <адрес> общей площадью 46,3 кв.м., жилой площадью 22,8 кв.м., состоящей из: прихожей пл. 10,0 кв.м., жилой комнаты пл. 10,0 кв.м., жилой комнаты пл. 12,8 кв.м., кухни пл. 9,8 кв.м., санузла пл. 3,7 кв.м.;
- <адрес> общей площадью 47,8 кв.м., жилой площадью 27,5 кв.м., состоящей из: коридора пл. 3,6 кв.м., жилой комнаты пл. 27,5 кв.м., кухни пл. 12,7 кв.м., санузла пл. 4,0 кв.м.;
- <адрес> общей площадью 20,7 кв.м., жилой площадью 17,8 кв.м., состоящей из: кухни-гостиной площадью 17,8 кв.м., санузла пл. 2,9 кв.м.;
На 4 этаже:
- <адрес> общей площадью 72,4 кв.м., жилой площадью 41,4 кв.м., состоящей из: коридора пл. 10,8 кв.м., кухни пл. 11,3 кв.м., жилой комнаты пл. 22,6 кв.м., жилой комнаты пл. 18,8 кв.м., туалета пл. 3,7 кв.м., ванной пл. 5,2 кв.м;
- <адрес> общей площадью 83,9 кв.м., жилой площадью 38,5 кв.м., состоящей из: прихожей пл. 10,7 кв.м., жилой комнаты пл. 38,5 кв.м., туалета пл. 3,0 кв.м., ванной пл. 4,7 кв.м., кухни пл. 27,0 кв.м.;
В цокольном этаже: гараж площадью 72,7 кв.м.; гараж площадью 79,8 кв.м., гараж площадью 84,2 кв.м.; гараж площадью 45,4 кв.м.
В ноябре 2019 истец обратился в Администрацию городского округа город Воронеж с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> однако уведомлением №13257477 от 22.11.2019 истцу было отказано в выдаче данного разрешения в связи с отсутствием у истца разрешения на строительство (л.д.80).
В соответствии со ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При этом истцом должны быть представлены документы, подтверждающие права (собственности, пожизненного наследуемого
владения, постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок, на котором возведена самовольная постройка; документы, подтверждающие факт возведения самовольной постройки истцом; содержащие техническое описание самовольной постройки и ее адрес; подтверждающие соответствие возведенной постройки санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, техническим, экологическим нормам; свидетельствующие о том, что права на объект не принадлежат третьим лицам; что сохранение самовольной
постройки не нарушает права и законные интересы третьих лиц.
Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на вводобъектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;
В соответствии с п.п. 26 п. 1 ст. 48 Устава городского округа города Воронеж Администрация городского округа в лице ее органов и подразделений реализует следующие исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления: выдачу разрешений на строительство на территории города всех объектов производственного и жилищно-гражданского назначения, приостановка строительства, осуществляемого с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки.
Согласно п. 7. ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления с приложением к заявлению соответствующих документов согласно перечню: правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, атакже схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка; градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации; пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка; разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства;проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 ГрК РФ);согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта; копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению; копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории.
Из системного толкования ст. ст. 48, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что в отношении проектной документации многоквартирных жилых домов с количеством этажей более чем три проводится государственная экспертиза.
Поскольку спорный многоквартирный жилой дом, имеет четыре этажа, для проведения реконструкции принадлежащего истцу помещения в обязательном порядке должна быть проведена государственная экспертиза проектной документации.
В данном случае в отношении указанного многоквартирного дома отсутствует положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, а именно, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ.При этом истцом не представлены доказательства, указывающие на то, что он предпринимал действия по получению разрешительной документации на проведение реконструкции помещения. Представитель истца и не оспаривал данные обстоятельства.
Также следует отметить, что часть документов изложенных выше (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 - 5, 7, 9 и 10 части 7 ст. 51 ГрК РФ, запрашиваются органам местного самоуправления в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанныедокументы самостоятельно.
Доказательств соблюдения указанных процедур истцом не представлено, как и не представлена документов свидетельствующих об обращения с соответствующим заявлением о выдаче разрешения на строительство в компетентные органы, а также органыв распоряжении которых находятся указанные документы.
Учитывая изложенное, следует признать, что создавая самовольно построенный многоквартирный дом, истцом не были соблюдены соответствующие процедуры предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности.
В части обращения истца с заявлением о вводе объекта в эксплуатацию следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительстватребованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории.
Указанная статья определяет порядок получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В соответствии с ним для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно ч.3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (которое является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (ч. 10 ст. 55 ГрК РФ) необходимы соответствующие документы, включая разрешение на строительство;заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.
При обращении к ответчику с соответствующим заявлением, истцом не были представлены в полном объеме необходимые документы, включая разрешительную документацию,положительное заключения государственной экспертизы проекта строения многоквартирного жилого дома.
Предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. Предметом государственной экспертизы проектной документации являются:
а) оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий (далее - оценка соответствия проектнойдокументации), за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и проектной документаций, указанной в части 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 части 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется;
проверка достоверности определения сметной стоимости в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - проверка сметной стоимости).
В случае если с даты выдачи градостроительного плана земельного участка или даты утверждения проекта планировки территории прошло более 1,5 года, при проведении государственной экспертизы проектной документации осуществляется оценка соответствия проектной документации требованиям, указанным в подпункте "а" пункта 27 настоящего Положения и действовавшим на дату поступления проектной документации на государственную экспертизу.
Заключение государственной экспертизы готовится и подписывается лицами, аттестованными на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - эксперт) и участвовавшими в проведении государственной экспертизы, и утверждается руководителем организации по проведению государственной экспертизы или уполномоченным им лицом. Заключение государственной экспертизы, подготовленное в электронной форме, подписывается экспертами, участвовавшими в проведении государственной экспертизы, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи и утверждается руководителем организации по проведению государственной экспертизы либо уполномоченным им лицом путем подписания заключения усиленной квалифицированной электронной подписью.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2015 N 1330)
Эксперт проводит государственную экспертизу и осуществляет подготовку заключения государственной экспертизы по направлению (направлениям) деятельности, указанному в квалификационном аттестате (квалификационных аттестатах), таких полномочий у эксперта давшего заключение судебной экспертизы не имеется.
Указанные обстоятельства не дают суду оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку свидетельствуют об отсутствие достаточной безопасности строения, соответствие его установленным требованиям,не нарушающим права и охраняемые законом интересы других лиц и не создающим угрозу жизни и здоровью граждан, несмотря на положительное заключение судебной строительно-технической экспертизы.
В части заключения судебной экспертизы суд находит необходимым отметить, что указанные в ней выводы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку как установлено выше реконструкция и перепланировка многоквартирного дома была осуществлена без соблюдения соответствующих процедур и экспертных оценок аккредитованной государственной организации,в частности без государственной экспертной оценки проекта строения, обязательность которых прописана нормами градостроительного законодательства.
Сама эксперт дававшая заключение, в судебном заседании подтвердила, что при строительстве многоквартирного дома действительно должна была быть проведена государственная экспертиза проекта строения, что сделано не было, у неё государственная аккредитация отсутствует.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказать обстоятельства на которые она ссылается в обоснование своих доводов и возражений.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая все имеющие доказательства в совокупности, суд считает, что истцом не представлено достаточно доказательств свидетельствующих о соблюдении при реконструкции и переоборудовании многоквартирного жилого дома градостроительных норм, соответствие ее установленным требованиям, более того судом установлено, что при реконструкции дома и его оформлении были допущены существенные нарушения строительных процедур, связанные с отсутствием инженерно-геологических изысканий на возведение многоквартирного жилого дома, проектной документации, прошедшей государственную экспертизу.
На основании изложенного,требования Полянского Л.Н. к администрации городского округа г. Воронеж о признании права собственности на многоквартирный жилой дом в реконструированном и переоборудованном виде, состоящий из 14 квартир, 4 гаражейудовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст.56, 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Полянского Льва Николаевича к администрации городского округа г. Воронеж о признании права собственности на многоквартирный жилой дом в реконструированном и переоборудованном виде, состоящий из 14 квартир, 4 гаражей оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Е.В.Клочкова
Решение в окончательной форме изготовлено 07.07.2020.