ДЕЛО №2- 1165(1)/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2014 года г.Вольск
Вольский районный суд Саратовской области, в составе:
председательствующего судьи Карпинской А.В.,
при секретаре Мирсковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по искам Захарова А. Б., Беляева А. В., Гридина А. В. и Усанова П. Г. к войсковой части 58661-52, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», 1062 Центру материально-технического обеспечения Центрального военного округа, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», Министерству обороны Российской Федерации о взыскании заработной платы, компенсации за невыплаченные в срок компенсационные выплаты, компенсации морального вреда
установил:
Захаров А.Б., Беляев А.В., Гридин А.В. и Усанов П.Г. обратились в суд с исками к войсковой части 58661-52 (далее по тексту - в/ч 58661-52) о взыскании компенсационной выплаты,, надбавок к заработной платы, оплаты труда за совместительство, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что они состояли в трудовых отношениях с войсковой частью 58661-52 на разных должностях:
Гридин А.В. с ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя пожарной команды,
Усанов П.Г. с ДД.ММ.ГГГГ в должности командира отделения пожарной команды
Захаров А.Б. с ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного пожарной команды,
Беляев А.В. с ДД.ММ.ГГГГ в должности командира отделения пожарной команды, а с ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя автомобиля пожарной команды.
За период работы в указанной войсковой части им полагалась, но не выплачивалась компенсационная выплата в размере 100% должностного оклада за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 03 сентября 2011 года № 1550 «О дополнительных выплатах отдельным категориям гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». Кроме того, согласно приказу работодателя на них возлагалась дополнительная работа контролера на контрольно-пропускном пункте. Указанная работа выполнялась ими без освобождения от своей основной работы, без их согласия и в нарушение требований статей 60, 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации не оплачивалась.
В период работы они выполняли обязанности пожарного в составе пожарной команды. Работодателем для выполнения данных обязанностей организовано несение боевого дежурства при 24 часовом графике работы, в связи с чем за несение боевого дежурства им должен быть увеличен оклад на 15%, однако указанное повышение оклада не установлено и не выплачивается.
В связи с этим истцы просят признать за ними право на компенсационную выплату в размере 100% должностного оклада, право на повышение должностного оклада за несение боевого дежурства в составе пожарной команды в размере 15% должностного оклада, обязать установить им указанные выплаты и взыскать по ним задолженность; признать работу, выполняемую в качестве контролера контрольно-пропускного пункта работой по совместительству и взыскать за это невыплаченную заработную плату; а также взыскать компенсацию морального вреда по 10000 рублей каждому.
Помимо прочего истцы Беляев А.В. и Гридин А.В., как водители пожарной машины, указывают, что ответчиком не осуществляется компенсационная выплата к должностному окладу в размере 40%, предусмотренная пунктом 52 приложения к приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Сил Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583». Просят признать право на указанную выплату, обязать ответчика установить эту выплату и взыскать задолженность.
Истец Усанов П.Г. также просит взыскать компенсацию с уплатой процентов от невыплаченных в срок сумм в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Все исковые заявления были объединены в одно производство.
В ходе рассмотрения дела истцы отказались от своих исковых требований о признании права, установлении и взыскании задолженности по компенсационной надбавке в размере 100% должностного оклада за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных в связи с добровольным удовлетворением их требований и выплатой указанной компенсации.
Производство по делу в данной части было прекращено, о чем судом вынесено мотивированное определение.
Истцы Гридин А.В., Беляев А.В. и Захаров А.Б. заявили также дополнительное требование о взыскании процентов за задержку выплаты указанных ими сумм в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Также истцы уточнили, что считают работу контролера контрольно-пропускного пункта работой по совмещению (а не совместительству, как было указано в исках).
К участию в деле в качестве ответчиков также были привлечены Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» (далее по тексту - ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>», 1062 Центр материально-технического обеспечения Центрального военного округа (войсковая часть 58661) (далее по тексту - Центр МТО или в/ч 58661), Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» (далее по тексту - ФКУ«Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа») и Министерство обороны Российской Федерации (далее по тексту - МО РФ).
В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали, дали объяснения, аналогичные изложенным выше, дополнив, что при заступлении на дежурство несколько часов в смену проводили на контрольно-пропускном пункте (КПП) и осуществляли обязанности контроля КПП - проводили досмотр заезжающих на территорию части машин, осуществляли пропускной режим, чистили снег, убирали окурки. Затем их менял другой сотрудник, а они в это время возвращались к своим непосредственным обязанностям. На дежурство они заступали без оружия.
Истцы Гридин А.В. и Беляев А.В. также дополнили, что являлись водителями специализированных (пожарных) машин. Они не были заняты непосредственно на погрузке, выгрузке, перевозке и т.д., боеприпасов, но в одну смену присутствовали при их погрузке, то есть осуществляли сопровождение.
Представитель истца Беляева А.В. - Максимова Е.В., действующая на основании устного ходатайства, доводы своего доверителя поддержала.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, были надлежаще извещены о времени и месте слушания дела, от представителей в/ч 58661 - 52, Центра МТО, ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» и ФКУ ««Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В предыдущих судебных заседаниях представитель в/ч 58661-52 - Альбицкий А.В. (командир части), иск не признал и суду пояснил, что компенсационная выплата к должностному окладу, которую требуют уставить истцы, согласно пункту52 приложения 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года №555 им не положена, так как они непосредственно не занимались приемом, хранением, выдачей и охранной вооружения и боеприпасов. В данном пункте конкретно определен перечень профессий рабочих и должности специалистов, которым положена эта выплата. Водитель пожарного специального автомобиля не относится к категории, указанной в перечне, они к транспортировке хранимого имущества не привлекались.
Повышение должностного оклада гражданскому персоналу пожарной команды войсковой части 58661-52 за работу в особых условиях, сопряженных с риском для здоровья и жизни (в условиях вооруженного конфликта, чрезвычайного положения, боевого дежурства и другие) не полагается.
К несению боевого дежурства в воинских частях согласно Уставу внутренней службы МО РФ части III главы 9 привлекаются только военнослужащие и боевая служба организуется на основании приказов и директив вышестоящих командиров и начальников. Войсковая часть 58661-52 к частям, где организуется боевое дежурство, не относится.
С учетом своей специфики, места дислокации и расположения объектов части и условий несения службы, определенных приказом начальника - командира войсковой 58661-52 от 25 ноября 2013 года №76, а так же в исполнении требований приказа МОРФ от26 июля 2012 года №2000 в пожарной команде войсковой части было организовано дежурство. Начальником пожарной команды на основании трудовых договоров была организованасменная работа гражданского персонала пожарной команды, в соответствии с графиками несения дежурств, личный состав разбивался на дежурные смены и исполнял свои обязанности, определенные лицам дежурной смены в приказе МОРФ 26 июля 2012 года №2000, к несению боевого дежурства он не привлекался.
Местом выполнения своих трудовых обязанностей пожарной команде командиром части была определена территория отдела хранения, конкретно пункт связинаходился на контрольно - пропускном пункте, где имелся телефон, а место отдыха и приема пищи в одной из комнат караульного помещения. Занятия с личным составом дежурной смены: практические проводились на технике и на объектах хранения, теоретические в комнате отдыха. Исходя из условий несения службы пожарной команды и оптимизации привлечения личного состава пожарной команды к выполнению задач по предназначению, а так же выполнения плана противопожарной охраны войсковой части 58661-52 (пункт 1.13), приказом командира войсковой части 58661-52 от 25 ноября 2013 года №76 (пункт 22) осуществление мероприятий пропускного режима было возложено на начальника пожарной команды, а для их выполнения разрешалось привлекать дежурную смену пожарного наряда, только в целях выполнения пожарно-профилактических мероприятий.
В круг их обязанностей входили следующие пожарно-профилактические мероприятия: подержание порядка на закрепленной территории (в зависимости от времени года выкос травы, очистка закрепленной территории от мусора, очистка снега для проезда пожарных машин к объектам хранения); контроль входа личного состава (запрещение проноса курительных зажигательных предметов и других не промышленных источников открытого огня и электроприборов); въезда автотранспорта (автомобили осматривались на предмет наличия первичных средств пожаротушения, искрогасителей на выхлопных трубах и отсутствия подтеков горюче-смазочных материалов), то есть личным составом дежурной смены выполнялись их должностные обязанности по предупреждению возгораний на территории отдела хранения. К досмотру вывозимого имущества, согласно нарядам, дежурный по пункту связи не привлекался и лишь открывали ворота, большего с них не требовали.
За выполнение дополнительно возложенных обязанностей на пункте связи по пропускному режиму в конце года, по согласованию с начальником пожарной команды, с учётом личных качеств каждого работника и выполнения им своих трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором в течение года, им согласно приказов командира войсковой части 58061-52 от 17 декабря 2013 года № 85, от 24 декабря 2013 года №87 была выплачена премия из фонда экономии заработной платы войсковой части. Возражений от истцов по исполнению ими дополнительных обязанностей не поступаю, со всеми приказами по войсковой части 58661-52, касающегося внутреннего трудовою распорядка, истцы были ознакомлены.
Требования о взыскании компенсации морального вреда считает также не обоснованными. Истцы обратились к нему письменно по выплате компенсационной выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в размере 100% должностного оклада с момента их приёма на работу по настоящее время только в мае 2014 года. Указанная выплата и задолженность по ней была погашена перед истцами.
Руководитель ФКУ «УФО МО РФ по Саратовской области» в своем письменном отзыве просит в исках отказать, подтвердил возражения в/ч 58661-52, дополнительно указав, что надбавка за несение боевого дежурства в размере 15% должностного оклада устанавливается в тех воинских частях, которые включены в Перечень воинских частей, профессий и должностей гражданского персонала, привлекаемого к несению боевого дежурства. В/ч 58661-52 в указанный перечень не входит, поэтому оснований для такой выплаты не имеется.
По вопросу о доплате за совмещение, представитель ответчика указал, что штатом войсковой части 58661-52 должность контролера КПП не предусмотрена, не тарифицирована. В случае, если штатом и трудовым договором работа контролером КПП не предусмотрена, то и фактическое исполнение обязанностей по должности, которая не предусмотрена штатами не может быть произведено. Исполнение предусмотренных трудовым договором обязанностей по контролю за противопожарным состоянием парка, КПП, а также прибывающих автомобилей не является работой по совместительству. Оснований для признания работы по противопожарному контролю работой по совместительству и оплаты ее не имеется.
В своих письменных возражениях представитель ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» указывает, что Учреждение не является надлежащим ответчиком по делу, так как не является работодателем истцов, и в/ч 58661 и в/ч 58661-52 не входят в перечень воинских частей, являющихся филиалами ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа».
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, не оспаривается сторонами и подтверждается письменными доказательствами (трудовыми договорами, дополнительными соглашениями к ним, приказами командира в/ч 58661-52), что истцы были приняты на различные должности в войсковую часть 58661-52 - отдел хранения (огнеметно - зажигательных средств, обособленный), а именно:
Гридин А.В. с ДД.ММ.ГГГГ на должность такелажника отдела хранения (огнеметно-зажигательных средств, обособленный), с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность водителя пожарной команды,
Усанов П.Г. с ДД.ММ.ГГГГ на должность командира отделения пожарной команды
Захаров А.Б. с ДД.ММ.ГГГГ на должность пожарного пожарной команды,
Беляев А.В. с ДД.ММ.ГГГГ на должности командира отделения пожарной команды, с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность водителя автомобиля пожарной команды.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ все истцы были уволены с занимаемых должностей по сокращению штата работников с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Истцы просят признать за ними, установить и взыскать задолженность по надбавке в размере 15% должностного оклада за несение боевого дежурства.
Согласно подпункту «б» пункта 49 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года № 555 (редакция от 29 апреля 2011 года, с изменениями от 26 октября 2013 года) должностные оклады (тарифные ставки) руководителям, специалистам и рабочим воинских частей за работу в особых условиях, сопряженных с риском для здоровья и жизни работников (в условиях вооруженного конфликта, чрезвычайного положения, боевого дежурства и другие), повышаются за несение боевого дежурства в составе боевых расчетов и команд и в составе караулов, назначаемых от подразделений военизированной охраны для охраны особо важных и режимных объектов, - на 15 процентов.
Перечни воинских частей, профессий и должностей гражданского персонала, привлекаемого к несению боевого дежурства, утверждаются заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующими войсками округов, флотов, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации (в зависимости от подчиненности), по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и Департаментом социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации.
Право на повышение должностных окладов (тарифных ставок) за несение караульной службы по охране особо важных и режимных объектов имеет гражданский персонал подразделений военизированной охраны, осуществляющий охрану непосредственно с огнестрельным нарезным оружием и занимающий должности в подразделениях военизированной охраны:
начальник группы (караула), командир отделения, стрелок, контролер контрольно-пропускного пункта в отряде (команде, группе, отделении) военизированной охраны;
проводник (вожатый) служебных собак в отделении (группе, отряде) вожатых караульных собак.
Повышение выплачивается при условии несения работником боевого дежурства (караульной службы) в течение месяца не менее 10 смен (караулов) при 12-часовом или не менее 5 смен (караулов) при 24-часовом графике работы.
В случаях, когда работником по уважительным причинам (отпуск, болезнь и т.д.) не полностью отработана месячная норма рабочего времени и, как следствие, не отработано необходимое для получения повышения количество смен (караулов), повышение производится за фактически отработанное время.
В случаях, когда работником по неуважительным причинам (прогул, появление на рабочем месте в состоянии алкогольного или токсического опьянения и т.д.) не отработано необходимое для установления повышения количество смен (караулов), повышение не производится.
Вместе с тем, войсковая часть 58661-52 и должности гражданского персонала этой воинской части в указанный Перечень воинских частей, профессий и должностей гражданского персонала, привлекаемого к несению боевого дежурства, не входит, о чем указывается в письменном отзыве ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» и объяснениях представителя воинской части.
В судебном заседании установлено, что истцы не занимали должности в подразделениях военизированной охраны, заступали на дежурство без оружия, не несли караульную службу.
Боевое дежурство (боевая служба), как следует из Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 (редакция от 01 июля 2014 года) является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений видов Вооруженных Сил Российской Федерации и родов войск. В состав дежурных сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей и летательных аппаратов, дежурные смены пунктов управления, сил и средств боевого обеспечения и обслуживания.
Боевое дежурство (боевая служба) организуется в Вооруженных Силах Российской Федерации в целях своевременного обнаружения и отражения внезапного нападения на Российскую Федерацию, обеспечения ее безопасности.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2012 года № 2000 утвержден Порядок организации дежурств в подразделениях пожарной охраны Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно данному Порядку дежурства предназначены для поддержания постоянной готовности дежурных смен подразделений пожарной охраны, обеспечения тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (АСР).
В целях осуществления дежурств личный состав подразделений пожарной охраны (далее - дежурная смена) использует пожарную и аварийно-спасательную технику, пожарный инструмент и аварийно-спасательное оборудование, средства связи и управления, огнетушащие вещества.
Период несения дежурства личным составом дежурной смены включает в себя участие в тушении пожаров и проведении АСР, осуществление повседневной деятельности путем непрерывного дежурства в течение установленных рабочих суток.
Дежурство осуществляется личным составом отделений в составе дежурной смены посредством посменного несения дежурства.
Основными задачами дежурства являются:
обеспечение постоянной готовности дежурных смен к ведению действий по тушению пожаров и проведению АСР;
создание условий для быстрого восстановления после выполнения задач по тушению пожаров и проведению АСР;
контроль за исправным состоянием противопожарного водоснабжения (если иное не предусмотрено заключенными соглашениями или инструкциями), средств связи, проездов в пределах района выезда подразделения пожарной охраны;
изучение мест расположения противопожарного водоснабжения в районе выезда подразделения пожарной охраны;
поддержание на высоком уровне дисциплины личного состава подразделений пожарной охраны;
обеспечение охраны помещений и территории подразделения пожарной охраны, поддержание в них необходимого порядка, проведение административно-хозяйственных работ.
Из указанных положений, а также объяснений истцов и представителя воинской части следует, что работа истцов в составе пожарной команды не являлась боевым дежурством, а была обычным дежурством подразделения пожарной охраны.
В связи с указанными выше обстоятельствами истцы не имеют права на получение доплаты в размере 15% должностного оклада за несение боевого дежурства.
Истцы указывают, что в период исполнения своих трудовых обязанностей они работали по совмещению в должности контролера КПП, осуществляя пропускной режим на контрольно-пропускном пункте, поэтому просят взыскать заработную плату за совмещение.
Согласно статье 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
Как видно из выписки из штата № 33/025-51(01), должность контролера КПП в воинской части 58661-52 отсутствует. Об этом указывают также и представители воинской части и ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>».
В соответствии с приказом начальника отдела хранения ОЗСО войсковой части 58661 № 73 от 25 ноября 2013 года «Об организации противопожарной охраны отдела хранения ОСЗО на 2014 год начальник пожарной команды должен ежедневно назначать на пост КПП из состава штатной пожарной команды для проверки технических средств. Пропуск на территорию отдела автомобильной техники должен осуществляться после проверки технических средств в противопожарном отношении и на предмет наличия первичных средств пожаротушения согласно требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных 25 апреля 2012 года за № 390 (пункт 1.13). Пунктом 1.9 данного приказа было установлено, что начальник пожарной команды определяет места для курения за пределами территории отдела. Места для курения должны быть оборудованы урной с водой, в радиусе не менее 15 метров территория должна быть очищена от сухой травы и листвы. Ответственность за соблюдение режима курения возлагается на начальника пожарной команды. Проход на территорию отдела с курительно - зажигательными предметами запрещен.
Таким образом, дежурство на КПП и осуществление досмотра автотранспорта при въезде на территорию части и проверка входящих через КПП лиц является исполнением истцами своих непосредственных должностных обязанностей и не может быть работой по совмещению.
Суд обращает внимание, что каких - либо соглашений об исполнении обязанностей дежурного КПП и оплате за совмещение между истцами и работодателем не заключалось, истцы не могли пояснить суду, почему они считают, что работодатель обязан выплатить им за дежурство на КПП половину от должностного оклада, как они указали в своем расчете в исковых заявлениях.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым отказать истцам в удовлетворении указанных требований.
Истцы Гридин А.В. и Беляев А.В., кроме всего прочего, просят взыскать доплату в размере 40% от должностного оклада как водителям специализированных машин.
Согласно пункту 52 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года № 555 гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в следующих размерах: водителям боевых и специальных машин, водителям автомобиля (занятого на транспортировке специзделий), водителям погрузчика - в размере 40%.
Таким образом, по смыслу указанной нормы, доплата в размере 40% должностного оклада устанавливается гражданскому персоналу, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов. В связи с этим, для получения такой надбавки, водитель боевой или специальной машины, иного автомобиля должен быть занят непосредственно на транспортировке (перевозке) вооружения и боеприпасов.
Истцы Гридин А.В. и Беляев А.В. являлись водителями специальной машины (пожарной), но не занятой на транспортировке боеприпасов или вооружения. Пожарная машина имеет иное специальное назначение, и относится к технике, предназначенной для тушения пожаров, а не для перевозки вооружения и боеприпасов.
Истцы подтвердили, что сами непосредственное участие в приеме, хранении, выдаче, охране, транспортировке вооружения и боеприпасов не принимали, в одну из смен в составе пожарной команду присутствовали при погрузке боеприпасов.
На основании изложенного суд считает, что оснований для признания за истцами права, установления и взыскания задолженности по надбавке в размере 40% должностного оклада как водителя специальной машины не имеется и в удовлетворении этих требований истцам необходимо отказать.
Поскольку требования о взыскании процентов за несвоевременную выплату надбавок за несение боевого дежурства, совмещение и как водителям специальных машин производны от основных требований о признании права на такие надбавки и взыскании задолженности, то эти требования удовлетворению также не подлежат.
Кроме того, все истцы просят взыскать указанные проценты за несвоевременную выплату компенсации в размере 100% должностного оклада.
Согласно статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
В судебном заседании установлено, не оспаривается ответчиками, что истцы имеют право на получение компенсационных выплат в размере 100 должностного оклада. В соответствии с подпунктом а) пункта 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 03 сентября 2011 года № 1550 «О дополнительных выплатах отдельным категориям гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» указанная компенсационная выплата устанавливалась за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, содержащихся при арсеналах, базах, складах ракетно-артиллерийского вооружения. Соответственно, она подлежала выплате ежемесячно, что подтверждается представленными суду приказом начальника отдела хранения войсковой части 58661 от 15 июня 2014 года № 42 «О компенсационной выплате гражданскому персоналу пожарной команды», расчетом доплаты компенсационной выплаты гражданскому персоналу пожарной команды, выполненным ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» и реестром выплат.
Таким образом, ответчики (войсковая часть 58661 и ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>») признали право истцов на ежемесячную компенсационную выплату, установленную в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 03 сентября 2011 года № 1550, и произвели ее выплату.
Поскольку компенсационная выплата истцам своевременно выплачена не была, то истцы вправе требовать взыскания процентов за задержку этой выплаты.
Таким образом, суд считает возможным взыскать в пользу истцов проценты за задержку невыплаченных в срок сумм данной компенсационной выплаты со дня, когда данная выплата должна была бы быть начислена и выплачена работнику (с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором полагалась выплата).
Так как указанная компенсация за май и июнь 2014 года была выплачена своевременно (в июне 2014 года), то на эти выплаты проценты не начисляются.
Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № 2873-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» с ДД.ММ.ГГГГ установлена ставка рефинансирования в размере 8,25% годовых.
1/300 ставки рефинансирования составляет 8,25/300 = 0,0275%.
При проведении расчетов суд принимает во внимание расчет доплаты, представленной ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>». Период, за который подлежат выплате проценты, - со дня принятия истцов на работу и по 09 июля 2014 года (дня передачи реестра № 2423 в отделение Сбербанка России для перечисления компенсации).
Суд учитывает следующее количество дней в указанные периоды.
с 01 июля 2013 года по 09 июля 2014 года - 374 дня,
с 01 августа 2013 года по 09 июля 2014 года - 343 дня,
с 01 сентября 2013 года по 09 июля 2014 года - 312 дней,
с 01 октября 2013 года по 09 июля 2014 года - 282 дня,
с 01 ноября 2013 года по 09 июля 2014 года - 251 день,
с 01 декабря 2013 года по 09 июля 2014 года - 221 день,
с 01 января 2014 года по 09 июля 2014 года - 190 дней,
с 01 февраля 2014 года по 09 июля 2014 года - 159 дней,
с 01 марта 2014 года по 09 июля 2014 года - 131 день,
с 01 апреля 2014 года по 09 июля 2014 года - 100 дней,
с 01 мая 2014 года по 09 июля 2014 года - 70 дней,
с 01 июня 2014 года по 09 июля 2014 года - 39 дней,
с 01 июля 2014 года по 09 июля 2014 года - 9 дней.
Расчет процентов будет составлять:
В отношении истца Гридина А.В.:
В июле 2013 года ему должна быть выплачена доплата в размере 4200 рублей 66 копеек.
Компенсация будет составлять: 4200,66*0,0275%*343 дня = 396 рублей 23 копейки.
Размер доплаты за август 2013 года - 5085 рублей.
Компенсация будет составлять: 5085*0,0275%*312 дней = 436 рублей 29 копеек
Размер доплаты за сентябрь 2013 года - 1452 рубля 86 копеек.
Компенсация будет составлять: 1452,85*0,0275%*282 дня = 112 рублей 67 копеек.
Размер доплаты за октябрь 2013 года - 4199 рублей 48 копеек.
Компенсация будет составлять: 4199,48*0,0275%*251 день = 289 рублей 87 копеек.
Размер доплаты за ноябрь 2013 года - 5366 рублей.
Компенсация будет составлять: 5366*0,0275%*221 день = 326 рублей 12 копеек.
Размер доплаты за декабрь 2013 года - 5366 рублей.
Компенсация будет составлять: 5366*0,0275%*190 дней = 280 рублей 37 копеек.
Размер доплаты за январь 2014 года - 5366 рублей.
Компенсация будет составлять: 5366*0,0275%*159 дней = 234 рубля 63 копейки.
Размер доплаты за февраль 2014 года - 5366 рублей.
Компенсация будет составлять: 5366*0,0275%*131 день = 193 рубля 31 копейка.
Размер доплаты за март 2014 года - 5366 рублей.
Компенсация будет составлять: 5366*0,0275%*100 дней = 147 рублей 57 копеек.
Размер доплаты за апрель 2014 года - 5366 рублей.
Компенсация будет составлять: 5366*0,0275%*70 дней = 103 рубля 30 копеек.
А всего 2520 рублей 36 копеек (396,23+436,29+112,67+289,87+326,12+280,37+234,63+193,31+147,57+103,30).
В отношении истца Беляева А.В.:
В июне 2013 года ему должна быть выплачена доплата в размере 5532 рублей 85 копеек.
Компенсация будет составлять: 5532,85*0,0275%*374 дня = 569 рублей 05 копеек.
Размер доплаты за июль 2013 года - 5652 рубля.
Компенсация будет составлять: 5652*0,0275%*343 дня = 533 рубля 12 копеек.
Размер доплаты за август 2013 года - 5086 рублей.
Компенсация будет составлять: 5086*0,0275%*312 дней = 436 рублей 38 копеек.
Размер доплаты за сентябрь 2013 года - 5086 рублей.
Компенсация будет составлять: 5086*0,0275%*282 дня = 394 рубля 42 копейки.
Размер доплаты за октябрь 2013 года - 5366 рублей.
Компенсация будет составлять: 5366*0,0275%*251 день = 370 рублей 39 копеек.
Размер доплаты за ноябрь 2013 года - 3487 рублей 90 копеек.
Компенсация будет составлять: 3487,90*0,0275%*221 день = 211 рублей 98 копеек.
Размер доплаты за декабрь 2013 года - 4634 рубля 27 копеек.
Компенсация будет составлять: 4634,27*0,0275%*190 дней = 242 рубля 14 копеек.
Размер доплаты за январь 2014 года - 5366 рублей.
Компенсация будет составлять: 5366*0,0275%*159 дней = 234 рубля 63 копейки.
Размер доплаты за февраль 2014 года - 5366 рублей.
Компенсация будет составлять: 5366*0,0275%*131 день = 193 рубля 31 копейка.
Размер доплаты за март 2014 года - 5366 рублей.
Компенсация будет составлять: 5366*0,0275%*100 дней = 147 рублей 57 копеек.
Размер доплаты за апрель 2014 года - 2926 рублей 91 копейка.
Компенсация будет составлять: 2926,91*0,0275%*70 дней = 56 рублей 34 копейки
А всего 3389 рублей 33 копейки (569,05+533,12+436,38+394,42+370,39+211,98+242,14+234,63+193,31+147,57+56,34).
В отношении истца Усанова П.Г.:
В июне 2013 года ему должна быть выплачена доплата в размере 5652 рубля.
Компенсация будет составлять: 5652,85*0,0275%*374 дня = 581 рубль 31 копейка.
Размер доплаты за июль 2013 года - 5652 рубля.
Компенсация будет составлять: 5652*0,0275%*343 дня = 533 рубля 12 копеек.
Размер доплаты за август 2013 года - 5652 рублей.
Компенсация будет составлять: 5652*0,0275%*312 дней = 484 рубля 94 копейки.
Размер доплаты за сентябрь 2013 года - 5652 рублей.
Компенсация будет составлять: 5652*0,0275%*282 дня = 438 рублей 31 копейка.
Размер доплаты за октябрь 2013 года - 5963 рубля.
Компенсация будет составлять: 5963*0,0275%*251 день = 411 рублей 60 копеек.
Размер доплаты за ноябрь 2013 года - 5963 рубля.
Компенсация будет составлять: 5963*0,0275%*221 день = 362 рубля 40 копеек.
Размер доплаты за декабрь 2013 года - 5963 рубля.
Компенсация будет составлять: 5963*0,0275%*190 дней = 311 рублей 57 копеек.
Размер доплаты за январь 2014 года - 1052 рубля 29 копеек.
Компенсация будет составлять: 1052,29*0,0275%*159 дней = 46 рублей 01 копейка
Размер доплаты за февраль 2014 года - 4174 рубя 10 копеек.
Компенсация будет составлять: 4174,10*0,0275%*131 день = 150 рублей 37 копеек
Размер доплаты за март 2014 года - 5963 рубля.
Компенсация будет составлять: 5963*0,0275%*100 дней = 163 рубля 98 копеек
Размер доплаты за апрель 2014 года - 5963 рубля.
Компенсация будет составлять: 5963*0,0275%*70 дней = 114 рублей 79 копеек
А всего 3598 рублей 40 копеек (581,31+533,12+484,94+438,31+411,60+362,40+311,57+46,01+150,37+163,98+114,79).
В отношении истца Захарова А.Б.:
В ноябре 2013 года ему должна быть выплачена доплата в размере 2683 рубля.
Компенсация будет составлять: 2683*0,0275%*221 день = 163 рубля 06 копеек.
Размер доплаты за декабрь 2013 года - 5366 рублей.
Компенсация будет составлять: 5366*0,0275%*190 дней = 280 рублей 37 копеек.
Размер доплаты за январь 2014 года - 5366 рублей.
Компенсация будет составлять: 5366*0,0275%*159 дней = 234 рубля 63 копейки
Размер доплаты за февраль 2014 года - 5366 рублей.
Компенсация будет составлять: 5366*0,0275%*131 день = 193 рубля 31 копейка.
Размер доплаты за март 2014 года - 5366 рублей.
Компенсация будет составлять: 5366*0,0275%*100 дней = 147 рублей 57 копеек.
Размер доплаты за апрель 2014 года - 5366 рублей.
Компенсация будет составлять: 5366*0,0275%*70 дней = 103 рубля 30 копеек.
А всего 1122 рубля 24 копейки (163,06+280,37+234,63+193,31+147,57+103,30).
Указанные суммы подлежит взысканию в пользу истцов. Общая сумма взыскания в пользу всех истцов составляет 10630 рублей 33 копейки (2520,36+3389,33+3598,40+1122,24).
В силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Суд считает, что своими незаконными действиями работодатель причинил истцам моральный вред, выразившийся в том, что истцы были лишены возможности в установленный законом срок получить причитающиеся им денежные средства в виде компенсационной выплаты в размере 100% должностного оклада, заработанные своим трудом.
Исходя из сказанного, учитывая обстоятельства дела, период невыплаты компенсации, добровольное исполнение требований работников, суд считает возможным взыскать в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере по 1000 рублей каждому.
Определяя надлежащего ответчика, с которого подлежат взысканию указанные выплаты, суд исходит из следующего.
В судебном заседании установлено, подтверждается ответами из ИФНС России № по <адрес>, что войсковая часть 58661-52 Отдел хранения (огнеметно-зажигательных средств, обособленный) и 1062 Центр материально-технического обеспечения Центрального военного округа (войсковая часть 58661) юридическими лицами не являются, на налоговом учете не состоят.
ДД.ММ.ГГГГ между ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» и войсковой частью 58661-52 Отдел хранения (огнеметно-зажигательных средств, обособленный) был заключен договор на обслуживание № 9/133, согласно которому ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» (исполнитель) осуществляет финансово-экономическое обеспечение войсковой части (заказчик) и других воинских частей (подразделений), состоящих при ней на обеспечении, в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации. Финансово-экономическое обеспечение включает в себя осуществление исполнителем операций с денежными средствами, а также ведение учёта и составление отчётности в интересах заказчика по следующим направлениям деятельности: планирование и получение бюджетных ассигнованийи лимитов бюджетных обязательств у вышестоящего распорядителя бюджетных средств для осуществления следующих расходов: заработная плата и другие установленные законодательством виды выплат личному составу; командировочные расходы;другие расходы для обеспечения деятельности войсковой части в соответствии с утверждённой бюджетной сметой; начисление и своевременное обеспечение личного состава заработной платой и другими установленными выплатами путём зачисления средств на лицевыесчета, банковские карты личного состава или иным порядком, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.
Согласно письму Министерства обороны Российской Федерации N 184/1/1/467, Казначейства Российской Федерации N 42-7.4-05/1.5-828 от 17 декабря 2010 года «Об открытии в органах Федерального казначейства лицевых счетов управлениям (отделам) финансового обеспечения Минобороны России», Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное казначейство сообщают, что в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 1266 (далее - Приказ N 1266) финансирование воинских частей Министерства обороны Российской Федерации будет осуществляться через управления (отделы) финансового обеспечения Минобороны России по субъектам Российской Федерации.
На основании данного приказа № ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» входит в Перечень распорядителей бюджетных средств и администраторов доходов бюджета.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что проценты за нарушение сроков компенсационных выплат и компенсация морального вреда должны быть взысканы в пользу истцов с ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>», как с лица, через которое осуществляется финансирование работодателя и которым распределяются поступившие денежные средства. В остальных требованиях истцам необходимо отказать.
Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина взыскивается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, истцы были освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 625 рублей 20 копеек: от суммы 10630 рублей 33 копейки размер государственной пошлины составляет 425 рублей 20 копеек (10630*4%, но не менее 400 рублей) плюс 200 рублей по требованиям о компенсации морального вреда.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Исковые требования Захарова А. Б., Беляева А. В., Гридина А. В. и Усанова П. Г. к войсковой части 58661-52, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», 1062 Центру материально-технического обеспечения Центрального военного округа, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», Министерству обороны Российской Федерации о взыскании заработной платы, компенсации за невыплаченные в срок компенсационные выплаты, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу Захарова А. Б. проценты за невыплаченные в срок суммы компенсационной выплаты в размере 1122 рубля 24 копейки, а также компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу Беляева А. В. проценты за невыплаченные в срок суммы компенсационной выплаты в размере 3389 рублей 33 копейки, а также компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу Гридина А. В. проценты за невыплаченные в срок суммы компенсационной выплаты в размере 2520 рублей 36 копеек, а также компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу Усанова П. Г. проценты за невыплаченные в срок суммы компенсационной выплаты в размере 3598 рублей 40 копеек, а также компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
В удовлетворении остальных требований Захарову А. Б., Беляеву А. В., Гридину А. В. и Усанову П. Г. отказать.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» государственную пошлину в сумме 625 рублей 20 копеек.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд.
Судья Карпинская А.В.