Дело № 2-251/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ульяновск 08 февраля 2017 г.
Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Черновой Н.В.,
при секретаре Терентьевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панкова С.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для приобретения или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Панков С.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что он проходил службу в должности <данные изъяты> ФКУ Исправительная колония №-3 УФСИН России по Ульяновской области в звании старшего прапорщика внутренней службы с 29.12.2001 года по 11.04.2016 года, уволен по выслуге лет. Период его службы в УФСИН России по Ульяновской области на должностях младшего начальствующего состава в календарном исчислении составляет более 15 лет. Его семья состоит из 4 человек, а именно: он, его жена Панкова А.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, брак между ними заключен 22.11.2003 года, дочь П-ва ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь П ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Его семья благоустроенного жилого помещения не имеет. С 01.01.2002 года ему была предоставлена комната в общежитии ФКУ-3 УФСИН по Ульяновской области для проживания, в которой он с семьей проживает по настоящее время. Он с 29.03.1996 года до 27.11.2001 года был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Для трудоустройства в ФКУ-3 ему необходима была регистрация в г. Димитровграде, т.е по территориальному нахождению ФКУ-3. Его бабушка П попросила свою подругу К. зарегистрировать его у нее, на что К. дала свое согласие, но с условием фактического не проживания в квартире. Он зарегистрировался в квартире К., которая принадлежит ей на праве собственности, расположенной по адресу: <адрес> с 11.12.2001 года, где оставался зарегистрированным до 25.08.2014 года. Его регистрация в квартире К была формальной, только для подачи сведений в ФКУ-3 для трудоустройства, что он зарегистрирован в г. Димитровграде. Фактически он в квартиру К. никогда не вселялся и не проживал, членом семьи К никогда не являлся, общего хозяйства с ней не вел, каких-либо личных вещей к ней в квартиру не привозил. Условие К об оплате ей денежных средств за коммунальные услуги в связи с регистрацией он исполнял. Его жена Панкова А.И. вместе с детьми зарегистрирована по месту постоянного проживания у ее родителей по адресу: <адрес> Фактически он с семьей проживает в общежитии ФКУ ИК-3 по настоящее время. 09.07.2014 года в Управление ФСИН России по Ульяновской области им был подан рапорт и предоставлены все необходимые документы для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения или его строительства. Согласно выписки из протокола № от 22.10.2014 года заседания комиссии УФСИН России по Ульяновской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно- исполнительной системы Ульяновской области и членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Ульяновской области, было принято решение направить пакет документов, предоставленный им в Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке его и членов его семьи на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. При этом комиссией было установлено, что все необходимые документы им предоставлены в полном объеме и установлено его и членов его семьи право на получение единовременной социальной выплаты. После 09.07.2014 года, т.е. после подачи им документов о постановке на учет, ему руководством ФКУ-3 было сказано, что ему необходимо зарегистрироваться всей семьей в одном жилом помещении для того, что бы ему не отказали в постановке на учет. В связи с этим он обратился К с просьбой зарегистрировать у нее также жену и двоих детей на тех же условиях как зарегистрирован был он, однако К отказалась и потребовала от него сняться с регистрационного учета с ее квартиры. Он был вынужден вновь сняться с регистрационного учета из квартиры К и с 25.08.2014 года по 25.08.2019 года временно зарегистрирован по адресу: <адрес>, так как руководство ФКУ-3 в регистрации в общежитии отказывает. Согласно выписки из протокола № от 27 октября 2016 года заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходившим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров. Считает отказ ответчика в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным и не обоснованным, произведенным на основании формального изучения материалов. Сведения, указанные в протоколе и на основании которых было принято решение об отказе в постановке на учет, не соответствуют действительности, а именно о том, что он с 2001 года и по настоящее время постоянно зарегистрирован в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, собственником указана тетя заявителя К Адрес дома указан не верно, в доме <адрес> он никогда зарегистрирован не был, с квартиры К. он был снят с регистрационного учета 24.08.2014 года, К его родственницей не является, в ее квартире он никогда не проживал, ему была предоставлена комната в общежитии. Наличие в общей долевой собственности дочери П <данные изъяты> доли в праве в квартире по адресу: <адрес> не исключает нуждаемость его и членов его семьи в улучшении жилищных условий, поскольку ни у него, ни у жены Панковой А.И. и дочери П-вой. жилого помещения не имеется вообще. В связи с изложенным считает, что ответчик ФСИН России не имел законных оснований для отказа в постановке его на учет для получения социальной выплаты.
Истец Панков С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в иске.
Представитель истца Курашов В.Н., действующий по ордеру, в судебном заседании доводы и исковые требования истца поддержал.
Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области Мошков А.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что Панков С.В. с 29.12.2001 по 11.04.2016 проходил службу в должности <данные изъяты> ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области, уволен по выслуге лет, период службы в календарном исчислении составляет более 15 лет. На рассмотрение территориальной подкомиссии УФСИН России по Ульяновской области 09.07.2014 г. поступило заявление Панкова С.В. на получение ЕСВ с приложенными к нему документами. Решением территориальной подкомиссии от 22.10.2014 пакет документов, представленный истцом, был направлен в комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке его и членов его семьи на учет в целях получения ЕСВ в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров. Согласно представленным на рассмотрение комиссии ФСИН России документам Панков С.В. был зарегистрирован по месту жительства в трехкомнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Собственником является К ДД.ММ.ГГГГ г.р., которая также зарегистрирована и проживает в указанной квартире. Члены семьи заявителя - супруга Панкова А.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь П. ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь П-ва. ДД.ММ.ГГГГ г.р., были зарегистрированы по месту жительства в трехкомнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Собственниками указанной квартиры являются: П. - дочь истца, <данные изъяты> доли, П-н ДД.ММ.ГГГГ г.р. - отец супруги заявителя, <данные изъяты> доли; К ДД.ММ.ГГГГ г.р. - сестра супруги заявителя, <данные изъяты> доли, которые зарегистрированы и проживают в указанной квартире. Таким образом, обеспеченность Панкова С.В. и членов его семьи жильем на момент подачи рапорта о постановке на учет для получения ЕСВ составляла <данные изъяты> кв.м, общей площади жилого помещения на 1 человека, что больше учетной нормы -15 кв.м, общей площади, предусмотренной п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЭ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". После подаче рапорта истец выселился из жилого помещения по адресу: <адрес> и временно зарегистрировался по месту пребывания в жилом помещении по адресу: <адрес>, где зарегистрированы его члены семьи - с 25.08.2014 г. по 25.08.2019 г. Обеспеченность истца и членов его семьи жильем в настоящее время составляет 13,56 кв.м. - меньше вышеуказанной учетной нормы. Согласно ч. 8 ст. 4 ФЗ № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Следовательно, истец, совершив намеренные действия по выселению из жилого помещения по адресу: <адрес>, ухудшил свои жилищные условия и вправе обратиться с рапортом о постановке на учет для получения ЕСВ не ранее чем через пять лет со дня выселения из указанного жилого помещения.
Привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица Панкова А.И., в судебном заседании поддержала доводы и исковые требования истца, дав в целом, аналогичные пояснения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные, в частности, с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1).
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Частью 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в том числе не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1 и 2).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ0).
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369. Пунктом 3 Правил определено, что единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих Правил относится, в том числе Федеральная служба исполнения наказаний,
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 Правил).
Пунктом 5 Правил определен перечень документов, которые сотрудник должен представить в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения и в которых указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи.
Среди таких документов пункт 5 Правил называет документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
Согласно п. 12 Правил в случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
По делу установлено, что истец Панков С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения <данные изъяты>, проходил службу в уголовно-исполнительной системе России в должности <данные изъяты> ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области с 29.12.2001 г. по 11.04.2016 г., уволен в связи с выходом на пенсию по выслуге лет. Его выслуга на 09.07.2014 составляла 16 лет 5 месяцев 14 дней.
09 июля 2014 года Панков С.В. обратился в территориальную подкомиссию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях предоставления единовременной социальной выплаты, к которому приложил пакет документов.
22 октября 2014 года территориальной подкомиссией УФСИН России по Ульяновской области заявление истца было рассмотрено, принято решение о направлении пакета документов, представленных Панковым С.В., в Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке его с членами семьи на учет в целях получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России от 27 октября 2016 года (протокол №) Панкову С.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Судом установлено, что Панков С.В. состоит в браке с Панковой (<данные изъяты>) А.И. с 22.11.2003 года.
От брака имеют: дочь – П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – П-ву, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Как следует из справок ф-8 Панков С.В. с 11.12.2011 по 25.08.2014г. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. По указанному адресу также зарегистрирована К. – собственник данного жилого помещения.
Члены семьи истца: супруга Панкова А.И., дети П и П-ва зарегистрированы в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Собственниками указанной квартиры являются П-н. (отец супруги истца), П (дочь истца), К (сестра супруги истца) в равных долях (по <данные изъяты> доле). П-н. и К., также зарегистрированы в указанной квартире.
Изначально указанная квартира находилась в общей долевой собственности П-на., П-ной (матери супруги истца), П. После смерти П-ной 16.04.2013г., собственником ее доли квартиры на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию с 14.08.2014г. стала К
Установлено, что истец с составом семьи 4 человека проживает на основании договора найма жилого помещения с 15.01.2002г. в общежитии ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области по адресу: <адрес>.
Свидетели К., П в судебном заседании указали, что Панков С.В. с 2011 г. по август 2014 г. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности К. Данная регистрация носила формальный характер, он никогда не вселялся в данную квартиру, и не проживал в ней, членом семьи К не является. Данная регистрация необходима была для трудоустройства в ФКУ-3.
Согласно представленным суду сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, УОГУП БТИ, в собственности истца Панкова С.В., его супруги и дочери п-вой не имеется жилых помещений. П (дочь истца) принадлежит <данные изъяты> доля квартиры по адресу: <адрес>.
Таким образом, обеспеченность Панкова С.В. и членов его семьи на момент подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ( 09.07.2014) составляла 17,03 кв.м. на каждого ((54,87:2) х 1 + (67,8 : 5) х 3) : 4), то есть более 15 кв.м.
Следовательно, истец и члены его семьи являлись обеспеченными жилой площадью и правовых оснований на получение единовременной выплаты на приобретение строительства жилья Панков С.В. не имел.
В судебном заседании установлено, что 25.08.2014г. Панков С.В. снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и с 25.08.2014 г. временно зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>, по месту регистрации членов его семьи.
Указанные сведения истцом в Комиссию ФСИН России не предоставлялись.
В настоящее время обеспеченность истца Панкова С.В. и членов его семьи жилой площадью составляет менее учетной нормы – 11,3 кв.м. (67,8 : 6).
Факт проживания истца в общежитии по договору найма, а также доводы истца о том, что его регистрация в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, являлась формальной, в данную квартиру он не вселялся, членом семьи К он не является, не имеет правового значения по данному делу и не влияет на его обеспеченность жилой площадью по месту его регистрации.
Кроме того, суд полагает, что снятие истца Панкова С.В. с регистрационного учета по адресу: <адрес>, является намеренным ухудшением жилищных условий.
Таким образом, оснований для признания за истцом права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для приобретения или строительства жилого помещения, не имеется.
В связи с этим в удовлетворении исковых требований истца следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Панкова С.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для приобретения или строительства жилого помещения, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Чернова.