Дело № 2-1674/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июля 2011 года г.Саранск
Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Ериной Н.П.
при секретаре судебного заседания Дирменжий О.В.,
с участием истца Векшина С.М.,
представителя ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска Зубановой Н.В., действующей на основании доверенности № 100780 от 21 сентября 2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Векшина Сергея Михайловича к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска о признании незаконным и отмене налогового уведомления,
установил:
Векшин С.М. обратился в суд с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска о признании незаконным и отмене налогового уведомления.
В обоснование исковых требований указал, что 13 апреля 2011 года он получил по почте налоговое уведомление № 79915 «Перерасчет налога на имущество физических лиц», с которым он не согласен. Считает, что данный перерасчет проведен с нарушением законодательства о налогах и сборах.
Налог на имущество (квартиру) за 2010 год им был уплачен 13 августа 2010 года в соответствии с налоговым уведомлением № 242129 в сумме 267 руб. 63 коп. С тех пор количество квартир в его собственности не увеличилось, инвентаризационная стоимость квартиры не изменилась.
По данным налоговых органов у него в собственности имеется квартира инвентаризационной стоимостью 268 007 рублей и бокс гаража инвентаризационной стоимостью 169 482 рублей. Для каждого из этих объектов должна применяться налоговая ставка 0,1%, так как инвентаризационная стоимость и квартиры, и гаража менее 300000 рублей.
Инспекция ФНС России по Ленинскому району г.Саранска суммирует инвентаризационную стоимость квартиры и бокса гаража. Тогда общая инвентаризационная стоимость принадлежащего ему имущества попадает под интервал от 300 тыс.руб. до 500 тыс.руб., в результате инспекция применяет налоговую ставку 0,3%, что противоречит пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, то есть подобный расчет (перерасчет) налога на имущество физических лиц нарушает равенство налогообложения.
В связи с чем просит суд признать незаконным и отменить налоговое уведомление № 79915 «Перерасчет налога на имущество физических лиц» Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Саранска, а применение налоговой ставки 0,3% для расчета налога на имущество физического лица Векшина Сергея Михайловича признать неправильной и противоречащей действующему законодательству о налогах и сборах.
В судебном заседании истец Векшин С.М. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска Зубанова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Векшина С.М. по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что за 2010 год Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска истцу Векшину С.М. был рассчитан налог на имущество физических лиц – за квартиру по адресу: <адрес>, в сумме 268,01 руб. и направлено налоговое уведомление № 242129.
Затем Векшину С.М. было направлено налоговое уведомление № 79915 о перерасчете налога на имущество физических лиц, в соответствии с которым исчисленная сумма налога составила 804,02 руб., сумма налога к доплате – 536,01 руб.
Как следует из налогового уведомления № 79915 ответчиком при исчислении налога на имущество истца применена налоговая ставка 0,3 %.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса.
Согласно статье 3 Закона РФ от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:
Суммарная инвентаризационная |
Ставка налога |
стоимость объектов налогообложения | |
До 300 000 рублей (включительно) |
До 0,1 процента (включительно) |
Свыше 300 000 рублей до 500 000 |
Свыше 0,1 до 0,3 процента |
Свыше 500 000 рублей |
Свыше 0,3 до 2,0 процента |
Статьей 2 Закона РФ от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» определены объекты налогообложения налогом на имущество физических лиц: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции МНС РФ от 02.11.1999 № 54 «По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц» налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.
Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.
Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Согласно пункту 4 указанной Инструкции представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям, т.е. ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т.п.
Решением Саранского городского Совета депутатов от 23.11.2005 №175 (ред. от 21.10.2010) «Об установлении налога на имущество физических лиц» установлены следующие ставки налога на имущество физических лиц, в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости:
Стоимость имущества |
Ставка налога |
До 300 тыс. рублей |
0,1 процента |
От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей |
0,3 процента |
Свыше 500 тыс. рублей |
2,0 процента |
При этом следует учесть, что согласно Решению Саранского городского Совета депутатов от 23.11.2005 №175 единственным критерием для определения ставки налога на имущество физических лиц является суммарная инвентаризационная стоимость данного имущества вне зависимости от типа использования и вида объекта налогообложения.
Как разъясняется в пункте 10 Инструкции МНС РФ от 02.11.1999 № 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» налог исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Векшин С.М. с 30 апреля 1999 года является собственником квартиры <адрес> г.Саранска и с 08 мая 2003 года собственником бокса гаража №, расположенного по адресу: г. Саранск, ул.Ломоносова, ГСК «Вираж».
Согласно последним поступившим сведениям из органов БТИ инвентаризационная стоимость вышеуказанных объектов на 2010 год следующая: стоимость квартиры – 268007 рублей, стоимость бокса гаража -169 482 рублей, то есть суммарная инвентаризационная стоимость данных объектов составляет 437 489 рублей (268 007 руб. + 169 482 руб.), что находится в интервале от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.
Таким образом, применение ответчиком налоговой ставки 0,3% при исчислении налога на имущество истца является правомерным и соответствует действующему законодательству.
Предоставленное органам местного самоуправления пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» право определить конкретную ставку налога на имущество физических лиц в рамках установленных минимальных и максимальных пределов предполагает возможность установления разных ставок налога исходя из экономических, социальных и иных особенностей отдельных муниципальных образований, а также специфики объекта данного налога, что само по себе не может рассматриваться как нарушение принципов равенства и справедливости налогообложения.
Изложенное также подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении 21.04.2011 № 508-О-О.
При таких обстоятельствах исковые требования Векшина С.М. удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Векшина Сергея Михайловича к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска о признании незаконным и отмене налогового уведомления №79915 о перерасчете налога на имущество физических лиц, признании неправильным и противоречащим действующему законодательству о налогах и сборах применение налоговой ставки 0,3% для расчета налога на имущество физического лица Векшина Сергея Михайловича отказать.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.П. Ерина