Решение по делу № 2-715/2020 от 06.05.2020

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

Шадринский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Шестаковой Н.А.

при секретаре Бажутиной Ю.И.

с участием:

истца Третьяковой Е.А.,

представителя ответчика Темнякова Т.М., действующего на основании доверенности от 4 июня 2020 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шадринске Курганской области 17 августа 2020г. гражданское дело по исковому заявлению Администрации Шадринского района к Третьяковой Е.А. о взыскании неосновательного обогащения,

установил:

Администрация Шадринского района обратилась в суд с исковым заявлением к Третьяковой Е.А. о взыскании неосновательного обогащения, мотивировав требования тем, что 1 апреля 2019 г. ответчиком получено свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса» государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в размере 588000 рублей. Для реализации права на получение данной выплаты Третьяковой Е.А. заключен договор купли – продажи жилого дома и земельного участка от 28 декабря 2019 г., по условиям которого Третьякова Е.А., действующая от своего имени и как законный представитель несовершеннолетнего сына – "ТДВ"., приобрели в равных долях с сыном по 1/2 доли жилого дома площадью 44 кв.м. по адресу: Шадринский район, д. ..., ул. ..., ... и земельный участок с кадастровым номером площадью 2300 кв.м. с целевым назначением для ведения личного подсобного хозяйства по вышеуказанному адресу. Согласно п.5 договора, стоимость жилого дома 800000 рублей, стоимость земельного участка – 80000 рублей. Согласно Типовому положению о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности…», которое является приложением 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, являющихся приложением 11 к государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012г. №717 (в редакции Постановления Правительства от 8 февраля 2019г. №98), размер социальной выплаты составляет 70% расчетной стоимости жилья (за вычетом 30% собственных средств гражданина). Семья Третьяковой Е.А. состоит из двух человек. Согласно п.13 Типового положения расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности – 42 кв.м. на семью из двух человек. Распоряжением Департамента агропромышленного комплекса Курганской области от 21 января 2019г. №8 «О стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в сельской местности на территории Курганской области для расчета социальной выплаты на 2019 год», стоимость 1 квадратного метра утверждена в размере 20000 рублей. В связи с чем, был произведен расчет социальной выплаты Третьяковой Е.А.: 20000 рублей х 42 кв.м. х 70% = 588000 рублей. Данная сумма перечислена из бюджета Шадринского района. Пунктом 15 Типового положения установлено, что в том случае, если фактическая стоимость 1 кв.м. общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв.м. общей площади жилья. Ответчиком был приобретен жилой дом площадью 44 кв.м. стоимостью 800000 рублей. Фактическая стоимость 1 кв.м. общей площади жилого дома составляет: 800000/44=18181,81 рубль. В связи с чем, исходя из фактической стоимости жилого помещения, социальная выплата составляет: 18181,81 х 42 х 70% = 763636,36 х 70% = 534545 рублей 45 копеек. Таким образом, ответчик получила без предусмотренных законом или договором оснований 588000-534545,45=53454,55 рублей. 31 марта 2020г. ответчику была направлена претензия с предложением вернуть денежные средства в добровольном порядке, которая осталась без ответа. На основании изложенного истец просит взыскать с Третьяковой Е.А. в его пользу неосновательное обогащение в сумме 53454 рубля 55 копеек.

В судебном заседании представитель истца Темняков Т.М. исковые требования поддержал, дал пояснения по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что у ответчика не имелось предусмотренных законом оснований для приобретения земельного участка за счет средств социальной выплаты в рамках реализации Государственной программы, поскольку в п.15 Типового положения речь идет только о размере социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, стоимость которого, согласно договору купли продажи составила 800000 рублей. Просил взыскать с Третьяковой Е.А. неосновательное обогащение в сумме 53454 рубля 55 копеек, пояснив, что данная сумма подлежит зачислению в бюджет Шадринского района.

В судебном заседании ответчик Третьякова Е.А. исковые требования не признала, пояснила, что ее семья состоит из двух человек – ее и сына "ТДВ". Не оспаривает факт получения социальной выплаты в размере 588000 рублей, а также факт приобретения жилого дома стоимостью 800000 рублей и земельного участка стоимостью 80000 рублей по договору купли – продажи от 28 декабря 2019 года. Полагает, что приобретение дома не возможно без приобретения земельного участка, в связи с чем, расчет социальной выплаты должен производиться с учетом земельного участка, контррасчет не представила. Из письменного отзыва ответчика следует, что 1 апреля 2019 г. Департаментов агропромышленного комплекса Курганской области ей выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 588000 рублей. 28 декабря 2019 г. на указанные денежные средства ею был приобретен в общую долевую собственность по 1/2 доли на нее и несовершеннолетнего сына Третьякова Д.В. жилой дом и земельный участок по адресу: Курганская область, Шадринский район, д. ..., ул. ... ... стоимостью 880000 рублей. С исковыми требованиями она не согласна, поскольку размер социальной выплаты составляет 70% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, 30% уплачивается из собственных денежных средств. Она приобрела недвижимое имущество стоимостью 88000 рублей, таким образом, 70% составляет 616000 рублей, в соответствии с программой оплачено 588000 рублей. Полагает, что указанное имущество приобретено законно и обосновано, поскольку жилой дом не может быть продан отдельно от земельного участка, просила оставить без удовлетворения требования истца.

Представитель третьего лица Департамента агропромышленного комплекса Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил отзыв, из которого следует, что Департамент согласен с заявленными требованиями, поскольку численный состав семьи ответчика два человека (социальная норма 42 кв.м.), размер социальной выплаты составил 588000 рублей, место приобретения жилья д. ... Шадринского района Курганской области. Согласно п.п.8, 40 Типового положения о предоставлении социальный выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющегося Приложением №1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.., утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012г. №717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020годы» (далее Типовое положение), социальную выплату получатель вправе использовать на приобретение жилого помещения в сельской местности. Согласно договору купли – продажи жилого дома и земельного участка от 28 декабря 2019г. предметом договора является приобретение жилого помещения и земельного участка (жилой дом полезной площадью 44 кв.м. с кадастровым номером стоимостью 800000 рублей, земельный участок стоимостью 80000 рублей). В соответствии с абз. первым пункта 15 Типового положения социальная выплата подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв.м. общей площади приобретенного жилья. Стоимость жилого дома по договору 800000 рублей – это 44 кв.м. Социальная норма 42 кв.м.: 800000/44 х 42 = 763636 рублей 36 копеек для расчета. Социальная выплата: 763636 рублей 36 копеек х 70% = 534545 рублей 45 копеек. Сумма возврата 588000 – 534545,45= 53454 рубля 55 копеек. На основании изложенного, Департамент полагает, что требования, изложенные истцом в исковом заявлении, являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, заслушав объяснения представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012г. №717 (в редакции от 8 февраля 2019г.) утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В целях реализации вышеуказанной Государственной программы Правительством Курганской области принято Постановление от 14 октября 2013 г. №474 «О Государственной программе Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Согласно п.п.8,40 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности…, которое является приложением в Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.., утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012г. №717 (в редакции от 8 февраля 2019г.) «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (далее Типовое положение), социальную выплату получатель вправе использовать на приобретение жилого помещения в сельской местности.

В соответствии с п.п. «в» п.4 Типового положения, гражданин имеет право на получение социальной выплаты при наличии собственных или заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с п.13 настоящего документа.

В соответствии с п.13 Типового положения, которое устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности - на семью из двух человек 42 квадратных метра. Ответчик пояснила, что ее семья состоит из двух человек.

Распоряжением Департамента агропромышленного комплекса Курганской области от 21 января 2019г. №8 утверждена стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в сельской местности на территории Курганской области на 2019 год, используемого для расчета размера социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья для граждан, молодых семей и молодых специалистов – участников государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», в размере 20000 рублей (л.д....).

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ответчик является участником государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В связи с чем, 1 апреля 2019 г. Третьяковой Е.А. получено свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса» государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в размере 588000 рублей (л.д....). Данная сумма перечислена из бюджета Шадринского района (л.д....).

Согласно договору купли – продажи от 28 декабря 2019 года, ответчик приобрела жилой дом площадью 44 кв.м. с кадастровым номером стоимостью 800000 рублей, земельный участок стоимостью 80000 рублей (л.д....).

Право собственности на жилой дом и земельный участок зарегистрировано (л.д. ...).

При выделении социальной выплаты ответчику не был учтен п.15 Типового положения, предоставлена социальная выплата в большем размере, поскольку стоимость приобретенного ответчиком жилого дома площадью 44 кв.м. по договору купли – продажи составляет 800000 рублей. При этом, социальная норма, при численности семьи, состоящей из двух человек, составляет 42 кв.м. (п.13 Типового положения). 800000 рублей/44 х 42 = 763636 рублей 36 копеек для расчета. Социальная выплата: 763636 рублей 36 копеек х 70% = 534545 рублей 45 копеек. Излишне выплаченная сумма составляет 53454 рубля 55 копеек (588000 рублей – 534545 рублей 45 копеек) и подлежит возврату в бюджет Шадринского района.

31 марта 2020 г. ответчику была направлена претензия предложением вернуть денежные средства в добровольном порядке в срок до 7 апреля 2020г., которая осталась без ответа (л.д....).

Судом установлено, что ответчиком за счет средств социальной выплаты была оплачена, в том числе стоимость земельного участка, приобретенного на основании договора купли-продажи от 28 декабря 2019г., что не предусмотрено Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности.., являющегося Приложением №1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.., утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012гог. №717.

Таким образом, предусмотренных законом оснований для приобретения земельного участка за счет средств социальной выплаты в рамках вышеуказанной государственной программы развития сельского хозяйства на основании свидетельства, не имелось, поскольку перечень целей, на которые данная выплата может быть использована, является исчерпывающем и расширительному толкованию не подлежит.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1). Не устанавливая конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя.

Социальная выплата представляет собой меру социальной поддержки определенной категории граждан в рамках реализации конкретной программы. Орган исполнительной власти, в рамках предоставленных полномочий вправе определить категорию лиц и цели, для достижения которых направляются данные дополнительные меры социальной защиты. Предоставление гражданам социальной выплаты в рамках реализации целей, установленных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» является дополнительной мерой социальной защиты определенной категории граждан и использование данных бюджетных средств возможно лишь на определенные данными правовыми актами цели. Поскольку вышеназванные правовые акты не предусматривают приобретение за счет средств социальной выплаты земельных участков, а могут быть использованы лишь на приобретения жилого помещения, следовательно, излишне полученные ответчиком денежные средства в виде социальной выплаты подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Довод ответчика о том, что приобретение дома не возможно без приобретения земельного участка, в связи с чем, расчет социальной выплаты должен производиться с учетом земельного участка, является несостоятельным, поскольку приобретение земельного участка за счет средств социальной выплаты не предусмотрено вышеназванными правовыми актами.

Кроме того, исходя из смысла положений главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, "Обязательства вследствие неосновательного обогащения" никто не должен получить имущественную выгоду без надлежащего правового основания.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

Таким образом, данная статья устанавливает обязанность возвращения имущества, приобретенного (сбереженного) без должного правового основания. При этом термин "имущество" следует толковать расширительно, включая также имущественные права (ст. 1106) и все иные защищаемые правом материальные блага, в том числе его стоимость (ст. 1105).

При этом п. 2 ст. 1102 ГК РФ определено, что правила ч. 1 ст. 1102 ГК РФ применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Ответчик не оспаривала факт получения от истца денежных средств, а кроме того, это факт подтвержден вышеназванными письменными доказательствами. Подтверждено в ходе судебного разбирательства и то, что за счет средств социальной выплаты ответчиком оплачена стоимость приобретенного по договору купли-продажи земельного участка в размере 80000 рублей. Поскольку социальная выплаты предоставлена в размере, определенном с учетом стоимости земельного участка, приобретенного ответчиком по договору купли-продажи, что не предусмотрено указанными выше нормативными актами, следовательно сумма, заявленная ко взысканию, получена ответчиком без каких-либо правовых оснований и является в смысле ст. 1102 ГК РФ неосновательным обогащением ответчика.

Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось судебное решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования Шадринский район государственная пошлина в размере 1804 рубля.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Администрации Шадринского района удовлетворить.

Взыскать с Третьяковой Е.А. в доход бюджета муниципального образования Шадринский район неосновательное обогащение в размере 53454 рубля 55 копеек.

Взыскать с Третьяковой Е.А. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Шадринский район в сумме 1804 рубля.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2020 года.

Судья Н.А. Шестакова

2-715/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Шадринского района
Ответчики
Третьякова Елена Александровна
Другие
ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Суд
Шадринский районный суд Курганской области
Судья
Шестакова Н.А.
Дело на странице суда
shadrinsky.krg.sudrf.ru
06.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2020Подготовка дела (собеседование)
29.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2020Судебное заседание
22.06.2020Судебное заседание
25.05.2020Подготовка дела (собеседование)
25.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2020Судебное заседание
24.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее