Дело №2-1-129/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Тришкиной Н.А.
при секретаре Новиковой Н.С.
с участием прокурора Амелиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове Калужской области
16 марта 2020 г.,
дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Архипову О.Б. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении со снятием с регистрационного учета,
у с т а н о в и л:
31 января 2020 г. Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Минобороны России обратилось в суд с иском к ответчику, в котором просило прекратить право пользования Архипова О.Б. служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, выселить Архипова О.Б. из служебного жилого помещения без предоставления служебного жилого помещения и снять его с регистрационного учета по указанному адресу. В обоснование иска указало, что Архипов О.Б. незаконно удерживает служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение является собственностью Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. Данное помещение было предоставлено ответчику на основании ордера от 20.07.2004 № с отметкой «служебная» на период прохождения военной службы. Ответчик Архипов О.Б. не состоит в трудовых отношениях с Министерством обороны и не проходит военную службу в войсковой части №. Требование освободить незаконно занимаемое жилое помещение ответчик не исполнил, жилое помещение не освободил, лицевой счет не закрыл. Ответчик зарегистрирован и проживает в спорном жилом помещении, долг по оплате квартплаты и коммунальных услуг на 15.08.2019 составляет 95 774,7 руб.
В судебное заседание представитель истца Министерства обороны Российской Федерации не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в ходатайстве, адресованном суду, просил рассмотреть дело без участия их представителя, исковые требования поддерживает и просит удовлетворить.
Ответчик Архипов О.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался по месту жительства и по месту регистрации, в адрес суда вернулись конверты с отметкой, что истек срок хранения.
В силу положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик считается получившим судебные извещения и извещенным о времени и месте судебного заседания.
Представители третьих лиц: ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя истца, ответчиков и представителей третьих лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования удовлетворить, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что жилищный фонд в <адрес> находится в собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, согласно передаточному акту от 26.08.2011 жилой дом № в <адрес> вместе со всем имуществом переданы ФГКУ «Калужская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ на баланс ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России (л.д. 14, 15-16).
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Из пунктов 1 и 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 16.08.2004 №1082 следует, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в структуру которого входят центральные органы военного управления и иные подразделения, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации может своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности в рамках своей компетенции.
В силу положений части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно статье 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В пункте 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.
В судебном заседании установлено, что ответчику Архипову О.Б. на основании ордера от 20.07.2004 № на семью из одного человека (самого ответчика) была предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, на ордере стоит отметка, что квартира служебная (л.д. 7).
Выпиской из домовой книги от 15.08.2019 подтверждается, что Архипов О.Б. зарегистрирован в указанном жилом помещении с 23.07.2004 по настоящее время (л.д. 8).
Из акта установления фактического проживания от 15.08.2019 следует, что в спорной квартире зарегистрирован 1 человек, фактически проживает 1 человек, жилое помещение не сдано, лицевой счет не закрыт, открыт на имя Архипова О.Б., ключи не сданы, имеется задолженность по оплате коммунальных платежей на текущую дату в сумме 95 774,7 руб. (л.д. 9).
Согласно сведениям МО МВД России «Кировский» от 17.02.2020 Архипов О.Б. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 34).
Согласно рапорту ст. УУП МО МВД России «Кировский» от 19.02.2020 Архипов О.Б. в настоящее время находится в <адрес>, его точный адрес не известен, вышеуказанная квартира, где он зарегистрирован, закрыта, в ней никто не проживает, Архипов О.Б. последний раз приезжал в данную квартиру в декабре 2019 г. (л.д. 37).
Из уведомления Управления Росреестра по Калужской области от 19.02.2020 следует, что за Архиповым О.Б. отсутствуют зарегистрированные права на объекты недвижимости за период с 01.09.1999 по 14.02.2020 (л.д. 35).
Судом установлено, что трудовые и служебные отношения между ответчиком Архиповым О.Б. и Министерством обороны Российской Федерации прекращены, что подтверждается ответом командира войсковой части № от 15.08.2019 (л.д. 11). Согласно информации военного комиссариата Калужской области (город Киров, Кировского, Барятинского, Куйбышевского и Спас-Деменского районов Калужской области) от 13.03.2020 Архипов О.Б. действительно являлся военнослужащим войсковой части № с 04.07.2001 по 31.08.2004, уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 54, 55).
31.08.2019 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обратилось к ответчику Архипову О.Б. с требованием об освобождении спорного служебного жилого помещения Министерства обороны Российской Федерации в десятидневный срок (л.д. 12, 13).
Судом установлено, что указанное требование до настоящего времени не исполнено, на 01.02.2020 имеется задолженность по оплате квартплаты и коммунальных платежей по спорной квартире в сумме 99 781,51 руб., что подтверждается информацией РЭУ № ООО «ГУЖФ» от 01.02.2020 (л.д. 27).
Оценивая вышеуказанные обстоятельства и представленные доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права и разъяснениями по их применению, суд приходит к выводу, что ответчик Архипов О.Б., не состоящий в трудовых и служебных отношениях с Министерством обороны Российской Федерации, не относится к категориям лиц, выселяемых с предоставлением другого жилого помещения, он утратил право пользования спорным служебным жилым помещением, поскольку оно было предоставлено Архипову О.Б. на период прохождения военной службы как служебное жилое помещение, действие договора найма служебного жилого помещения прекращено, в связи с чем исковые требования о прекращении за ответчиком права пользования спорным жилым помещением и его выселении со снятием с регистрационного учета подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Прекратить право пользования служебным жилым помещением – квартирой № в доме № <адрес> Архипова О.Б..
Выселить Архипова О.Б. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения со снятием его с регистрационного учета по указанному адресу.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Кировский районный суд Калужской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Тришкина
Решение суда в окончательной форме принято 23 марта 2020 г.