Дело №1-14/2018
Приговор
Именем Российской Федерации
22 февраля 2018 года г. Саратов
Заводской районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Савицкой Н.Ю.,
при секретарях судебного заседания Саутине Б.Д., Байрамове С.Ф.,
с участием государственного обвинителя–старшего помощника прокурора З. <адрес> г. Саратова Шишкиной И.В.,
подсудимого Степанова И.В.,
его защитника -адвоката Седова Р.П., представившего удостоверение <№> и ордер <№> от <Дата>,
потерпевших С.В.П.., Е.Е.Е..
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Степанова И. В., <данные изъяты> ранее не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а», «г» ч.2 ст.161 УК РФ,
установил:
Степанов И.В. совершил грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, не опасного для здоровья.
Преступление совершено им в г. <адрес>, при следующих обстоятельствах.
<Дата> в дневное время суток, в <адрес>, Степанов И.В. и лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, договорились о совершении совместных действий по грабежу, то есть открытому хищению чужого имущества, с применением насилия, не опасного для здоровья в отношении С.В.П.. и Е.Е.Е..
Реализуя задуманное, действуя совместно и согласованно, <Дата> в дневное время суток, в поселке <адрес>, Степанов И.В. и лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, из корыстных побуждений, высказали С.В.П.. требование передачи им денежных средств и банковских карт, держателями которых являются С.В.П.. и Е.Е.Е.
С.В.П. требование не выполнил. В продолжение задуманного, Степанов И.В., действуя согласно предварительному сговору, совместно с лицом, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, применил насилие, не опасное для здоровья, то есть нанес С.В.П.. один удар кулаком в область челюсти. Затем лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, действуя совместно со Степановым И.В., осуществляя совместный преступный умысел, нанесло С.В.П.. один удар кулаком в область виска.
Действиями Степанова И.В. и лица, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, С.В.П.. была причинена физическая боль. С.В.П.., опасаясь дальнейшего применения насилия со стороны последних, передал Степанову И.В. свой паспорт, с находящимися в нем <данные изъяты> рублями, принадлежащими ему, а также картой банка-эмитента «<данные изъяты>» <№> (счет <№>), на имя С.В.П.., не представляющей для него материальной ценности, и картой банка-эмитента «<данные изъяты>» <№> (счет <№>), держателем которой является Е.Е.Е.., не представляющей для нее материальной ценности, и сообщил коды доступа к счетам.
Степанов И.В. и лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор паспорт С.В.П.. вернули, а с денежными средствами в сумме <данные изъяты> рублей и картами банка-эмитента «<данные изъяты>» <№>, <№>, открыто похищенными последними, скрылись с места совершения преступления, распорядившись похищенным по своему усмотрению, причинив С.В.П.. ущерб в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании подсудимый Степанов И.В. свою виновность в совершении грабежа, то есть открытого хищения чужого имущества, группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, не опасного для здоровья, признал полностью и, не оспаривая место, время совершения преступления, сумму похищенных денежных средств, сообщил, что договорился со С.Ф.П.. о совершении открытого хищения имущества С.В.П. и Е.Е.Е.. с применением насилия, не опасного для здоровья. В целях хищения чужого имущества он совместно со С.Ф.П. применил насилие, не опасное для здоровья, в отношении С.В.П., а именно: он нанес последнему один удар кулаком в область челюсти, а С.Ф.П. нанес С.В.П.. один удар кулаком в область виска, после чего С.В.П. передал им денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, а также карты банка-эмитента «<данные изъяты>» <№>, <№> и сообщил коды доступа к счетам, с которыми они с места совершения преступления скрылись.
Сведения о совершении открытого хищения у потерпевшего С.В.П.. денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей и банковских карт, Степанов И.В. сообщает и в заявлении о явке с повинной (т.1 л.д. 44).
Помимо признания подсудимым Степановым И.В. своей вины, его виновность в совершении грабежа, то есть открытого хищения чужого имущества, группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, не опасного для здоровья, подтверждается совокупностью исследованных в суде доказательств.
Показаниями допрошенного в суде потерпевшего С.В.П.., согласно которым он сообщил, <Дата> в дневное время суток, в поселке <адрес>, С.Ф.П.. и Степанов И.В. высказали ему требование о передаче им денежных средств и банковских карт. Так как он требование не выполнил, Степанов И.В. нанес ему один удар кулаком в область челюсти, причинив физическую боль, а С.Ф.П.. нанес ему один удар кулаком в область виска, чем также причинил ему физическую боль. В результате данного насилия, он передал Степанову И.В., принадлежащие ему денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, а также карту банка-эмитента «<данные изъяты>» <№> (счет <№>) на его имя и карту банка-эмитента «<данные изъяты>» <№> (счет <№>), держателем которой является Е.Е.Е.., и сообщил им коды доступа к счетам, с которыми они с места совершения преступления скрылись.
Показаниями допрошенной в судебном заседании потерпевшей Е.Е.Е,., из которых следует, что <Дата> в дневное время суток, в поселке <адрес>, С.Ф.П.. и Степанов И.В. встречались со С.В.П.. После их встречи, С.В.П.. сообщил ей, что Степанов И.В. со С.Ф.П.. нанесли ему удары, отобрали деньги, банковские карты на его и ее имя, а также он сообщил последним коды доступа к данным картам.
Сведения, сообщенные потерпевшими о месте совершения преступления, подтверждаются протоколом осмотра места происшествия и фототаблицей к нему, согласно которому осмотрен участок местности, указанный потерпевшим С.В.П,., как место совершения открытого хищения, зафиксировано его место расположения – поселок <адрес> (т.1 л.д. 6-10).
Сведения, сообщенные потерпевшими о принадлежности им банковских карточных вкладов, подтверждаются данными, содержащимися в протоколе выемки от <Дата>, согласно которому у С.В.П.. изъяты справки о состоянии вкладов по счетам С.В.П.. и Е.Е.Е.. (т.1 л.д. 40-42).
Изъятые в ходе выемки <Дата> документы были осмотрены <Дата>, о чем был составлен протокол осмотра предметов от <Дата> (т.1 л.д. 122-124), которые постановлением от <Дата> признаны и приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств (т.1 л.д. 125-126).
Анализируя вышеуказанные доказательства, суд находит вину Степанова И.В. в совершении грабежа, то есть открытого хищения чужого имущества, группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, не опасного для здоровья, установленной.
Вышеуказанные доказательства в соответствии с требованиями ст. ст. 17, 88 УПК РФ суд считает допустимыми, достоверными, а в совокупности - достаточными для вывода о доказанности вины Степанова И.В. в совершении указанного преступления.
Оценив показания потерпевших С.В.П.. и Е.Е.Е.., данные в судебном заседании, суд признает их достоверными и кладет в основу приговора, поскольку они подробные, последовательные и полные, согласуются с другими доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Оснований для оговора Степанова И.В. потерпевшими, сведений о заинтересованности указанных лиц при даче показаний, существенных противоречий по обстоятельствам, касающимся существа обвинения, ставящих их под сомнение, и которые повлияли или могли повлиять на выводы и решение суда о виновности Степанова И.В., на правильность применения уголовного закона, не усматривается.
В судебном заседании не установлено обстоятельств, свидетельствующих о самооговоре Степанова И.В.
Подробно и последовательно сообщая обо всех обстоятельствах инкриминируемого ему преступления, Степанов И.В. продемонстрировал такую осведомленность, которой могло обладать только лицо, действительно совершившее это преступление.
Принадлежность похищенного имущества и сумма денежных средств подсудимым не оспариваются.
Оценив совокупность представленных доказательств с учетом закрепленного в ст.14 УПК РФ принципа презумпции невиновности и установленных в ст.252 УПК РФ пределов судебного разбирательства, суд пришел к твердому убеждению о доказанности виновности подсудимого Степанова И.В. в совершении грабежа, то есть открытого хищения чужого имущества, группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, не опасного для здоровья.
Суд, с учетом поддержанного обвинения, квалифицирует действия Степанова И.В. по п.п. «а», «г» ч.2 ст.161 УК РФ, как грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, не опасного для здоровья.
Давая правовую оценку действиям подсудимого, суд исходит из установленных приведенными выше доказательствами обстоятельств дела, согласно которым подсудимый Степанов И.В. и С.Ф.П.., в отношении которого вынесен обвинительный приговор, осознавая, что потерпевший понимает противоправный характер их действий, с корыстными целью и мотивом, безвозмездно, вопреки волеизъявлению владельца имущества, применяя насилие, не опасное для здоровья потерпевшего, завладели чужим имуществом, причинив С.В.П.. материальный ущерб.
Делая вывод о совершении подсудимым преступления в составе группы лиц по предварительному сговору, суд исходит из того, что действия Степанова И.В. и С.Ф.П.., в отношении которого вынесен обвинительный приговор, по завладению имуществом потерпевшего носили заранее согласованный характер, были совместными и дополняли друг друга, охватывались единым умыслом на открытое хищение имущества, с применением насилия, не опасного для здоровья потерпевшего.
Сговор на совершение преступления возник до начала действий по завладению имуществом.
Признак – «с применением насилия, не опасного для здоровья», также нашел свое подтверждение в судебном заседании, поскольку применение подсудимым Степановым И.В. и С.Ф.П.., в отношении которого вынесен обвинительный приговор, насилия к потерпевшему имело место в момент похищения чужого имущества и являлось способом подавления воли потерпевшего к сопротивлению при совершении преступления, о чем свидетельствуют показания, данные потерпевшим С.В.П..
Судом исследовался вопрос о вменяемости подсудимого Степанова И.В.
Из экспертного заключения амбулаторной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы от <Дата> <№> следует, что Степанов И.В. хроническим психическим расстройством не страдает. Во время инкриминируемого ему деяния не находился в состоянии какого-либо временного болезненного расстройства психической деятельности, а был в состоянии простого алкогольного опьянения, и мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Степанов И.В. в настоящее время по своему психическому состоянию не представляет собой возможности причинения иного существенного вреда или опасности для себя и для других лиц, в применении принудительных мер медицинского характера не нуждается (т.1 л.д. 142-143).
При исследовании вопроса о вменяемости подсудимого, принимая во внимание заключение комиссии экспертов, поведение подсудимого в момент совершения преступления, в ходе предварительного и судебного следствия, суд признает Степанова И.В. вменяемым, подлежащим уголовной ответственности и наказанию.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие наказание, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, а также учитывает характер и степень фактического участия Степанова И.В. в совершении данного преступления, значение этого участия для достижения цели преступления, его влияние на характер и размер причиненного вреда.
В качестве обстоятельств, смягчающих наказание Степанова И.В., суд признает явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшим, а так же учитывает в качестве таковых состояние здоровья подсудимого и его близких родственников, совершение преступления впервые, признание вины, раскаяние в содеянном, мнение потерпевших, не настаивающих на строгом наказании.
Обстоятельств, отягчающих наказание Степанова И.В. суд не усматривает, в связи с чем при назначении наказания применяет положения ст.62 УК РФ.
Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, конкретные обстоятельства дела, суд пришел к твердому убеждению, что для исправления Степанова И.В. и предупреждения совершения им новых преступлений необходимо назначить ему наказание в виде реального лишения свободы, в связи с чем положения ст. 73 УК РФ не применяет, а также не усматривает оснований для применения положений ч.2 ст.53.1 УК РФ
Учитывая материальное положение подсудимого и его семьи, а также возможность получения подсудимым заработной платы или иного дохода, оценивая достижимость целей наказания, суд счел необходимым дополнительные наказания в виде штрафа и ограничения свободы Степанову И.В. не назначать.
Исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами совершенного преступления, ролью виновного, поведением Степанова И.В. во время и после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности совершенного преступления и позволяющих назначить Степанову И.В. наказание в соответствии со ст.64 УК РФ, суд не усматривает.
Исходя из фактических обстоятельств совершенного Степановым И.В. преступления и степени его общественной опасности, суд не находит оснований для изменения в силу ч.6 ст. 15 УК РФ категории данного преступления.
Оснований, освобождающих подсудимого Степанова И.В. от уголовной ответственности и наказания, вынесения в отношении него обвинительного приговора без назначения наказания, судом не установлено.
Учитывая требования п. «б» ч.1 ст.58 УК РФ суд назначает Степанову И.В. отбывание наказания в исправительной колонии общего режима.
В связи с тем, что подсудимый Степанов И.В. осуждается к реальному лишению свободы, меру пресечения Степанову И.В. оставить прежней – в виде заключения под стражу.
Потерпевшим С.В.П. заявлен гражданский иск о взыскании со Степанова И.В. в его пользу имущественного ущерба в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, а именно: <данные изъяты> рублей, похищенные Степановым И.В. и С.Ф.П.. <Дата>; <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, которые были сняты последними со счета его карты в период с <Дата> по <Дата>, а так же <данные изъяты> рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного ему преступлением.
Потерпевшей Е.Е.Е.. заявлен гражданский иск о взыскании со Степанова И.В. в ее пользу имущественного ущерба в размере <данные изъяты> рублей, которые были сняты Степановым И.В. и С.Ф.П. со счета ее карты <Дата>, а так же <данные изъяты> рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного преступлением.
Подсудимый Степанов И.В. гражданский иск не признал полностью.
Обсудив со сторонами гражданский иск, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Суд, с учетом степени причиненных действиями подсудимого Степанова И.В. нравственных страданий потерпевшему С.В.П.., принимая во внимание имущественное положение подсудимого и его семьи, а также возможность получения им дохода, пришел к выводу о необходимости возложения на подсудимого обязанности денежной компенсации морального вреда, причиненного преступлением потерпевшему С.В.П.. в размере <данные изъяты> рублей.
Поскольку <данные изъяты> рублей, открыто похищенные <Дата> у потерпевшего С.В.П.. Степановым И.В. и С.Ф.П.., в отношении которого вынесен обвинительный приговор, были возвращены С.В.П.., а в рамках предъявленного обвинения хищение Степановым И.В. у С.В.П.. денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки в период с <Дата> по <Дата>, Степанову И.В. не вменялось, суд считает необходимым отказать потерпевшему С.В.П.. в удовлетворении исковых требований о взыскания с Степанова И.В. в его пользу имущественного ущерба в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.
Так же суд считает необходимым отказать потерпевшей Е.Е.Е.. в удовлетворении исковых требований о взыскании со Степанова И.В. в ее пользу имущественного ущерба в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей в счет компенсации морального вреда, поскольку в рамках предъявленного обвинения хищение Степановым И.В. у Е.Е.Е, денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей <Дата> Степанову И.В. не вменялось, и в результате совершенного <Дата> Степановым И.В. и С.Ф.П.., в отношении которого вынесен обвинительный приговор, грабежа, то есть открытого хищения чужого имущества, совершенного группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, не опасного для здоровья, в отношении Е.Е.Е.. какой-либо вред здоровью причинен не был.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 296-299, 304, 307-309 УПК РФ,
приговорил:
Степанова И. В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ и назначить ему наказание в виде 1 (одного) года 2 (двух) месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Меру пресечения Степанову И.В. оставить без изменения в виде заключения под стражу, до вступления приговора в законную силу.
Срок наказания исчислять с 22 февраля 2018 года. Зачесть в срок отбытия наказания время фактического содержания Степанова И.В.. под стражей с 29 декабря 2016 года по 15 марта 2017 года включительно, с 04 декабря 2017 года по 21 февраля 2018 года включительно, срок содержания под домашним арестом с 15 марта 2017 года по 04 октября 2017 года включительно.
Взыскать с Степанова И.В. в пользу С.В.П. в счет компенсации причиненного ему морального вреда <данные изъяты> (тридцать тысяч) рублей.
В остальной части исковых требований С.В.П.. отказать.
В удовлетворении исковых требований Е.Е.Е,. отказать.
Вещественные доказательства по делу: справки о состоянии вкладов С.В.П. и Е.Е.Е.., отчеты по счету карты Е.Е.Е,., хранить при деле.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Саратовского областного суда в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора, через Заводской районный суд г. Саратова.
В случае обжалования данного приговора осужденный вправе в течение 10 суток со дня вручения ему копии приговора или в тот же срок со дня получения им копии апелляционного представления или апелляционной жалобы, затрагивающих его интересы, ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.
Судья Савицкая Н.Ю.