Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-643/2021 от 28.09.2021

Дело №12-643/2021

Р Е Ш Е Н И Е

14 декабря 2021г.                                                                                                   г.Смоленск

Судья Ленинского районного суда г.Смоленска Кудряшов А.В., рассмотрев жалобу ООО «Стройинвестпроект» (ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес>, на постановление заместителя начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

ООО «Стройинвестпроект» обратилось в суд с жалобой на постановление заместителя начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №67<данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, которым общество подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. за допуск работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, а также обязательных психиатрических освидетельствований.

В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г.Смоленска, ООО «Стройинвестпроект» просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу, ссылаясь на отсутствие состава вмененного правонарушения, поскольку на момент вынесения оспариваемого постановления указанные в выданном Государственной инспекцией труда в Смоленской области по результатам соответствующей документарной проверки предписании нарушения требований трудового законодательства были устранены, а Макаров В.В., Бегер С.А. и Шелабин В.А., допущенные в отношении которых нарушения вменены обществу, работниками ООО «Стройинвестпроект» на момент вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ не являлись.

Заслушав объяснения защитников ООО «Стройинвестпроект» - Сергеенковой Т.В. и Пекарского Г.А., поддержавших доводы жалобы, исследовав письменные доказательства, прихожу к следующему.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ч.1 ст.212 ТК РФ).

Абзацам 12, 13 ч.2 ст.212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Статьей 213 ТК РФ предусмотрено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Аналогичные положения содержатся в п.6 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утв. приказом Минздрава России от 28.01.2021 №29н.

Пунктами 18, 40 данного Порядка отмечено, что частота проведения периодических медицинских осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ. Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, предусмотренные приложением к настоящему Порядку. В частности, периодические медицинские осмотры работником при выполнении работы в условиях такого вредного производственного фактора как шум проводятся 1 раз в год, при выполнении работы на высоте – также 1 раз в год. Для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, первый периодический осмотр в центре профпатологии проводится при стаже работы 5 лет во вредных (опасных) условиях труда (подклассы 3.1 - 3.4 класс 4), последующие периодические осмотры у данных категорий работников в центре профпатологии проводятся один раз в пять лет. Работники, имеющие стойкие последствия несчастных случаев на производстве, один раз в пять лет проходят периодические осмотры в центрах профпатологии.

В соответствии со ст.213 ТК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 №695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, согласно п.3 которых освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем. Освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет (п.5 Правил).

Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 №377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому для работников, выполняющих деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, а также работающими в условиях повышенной опасности, периодичность освидетельствований составляет не реже одного раза в пять лет.

В силу ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Стройинвестпроект» ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная проверка соблюдения обязательных требований законодательства РФ в сфере охраны труды, по результатам которой установлено, что в нарушение требований абзацев 12, 13 ч.2 ст.212, ст.213 ТК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 №695, постановления Правительства РФ от 28.04.1993 №377, п.п.6, 18, 40 Порядка, утв. приказом Минздрава России от 28.01.2021 №29н, работники данного общества - электромонтажник Тюмин О., электромонтер Ланцев М.А., электромонтажник 4 разряда Авдюшин Ю.Н., электромонтер Осипов В.О., электромонтажник Капуцкий К.В., электромонтер Панков С.А. допущены к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования; работники, имеющие стаж работы во вредных условиях труда более 5 лет, - каменщик Слободюк А.А. (дата приема на работу ДД.ММ.ГГГГ), прораб Изотова Е.В. (дата приема на работу ДД.ММ.ГГГГ), прораб Беляков И.А. (дата приема на работу 11.01.2016), сварщик Трусов В.И. (дата приема на работу ДД.ММ.ГГГГ) не прошли периодические осмотры в центре профпатологии; выполняющие работы на высоте электромонтажник Осипов В.О., каменщики Малинкин М.Е., Курашевич Ю.А., Костюченко П.П., Борисенков А.А., Баранов М.И. допущены к работе без прохождения в установленный срок периодического медицинского осмотра (проходили периодический медицинский осмотр ДД.ММ.ГГГГ); водитель Макаров В.В., электромонтажник Тюмин О., грузчик Некрасов О.И., сварщик Трусов В.Н., слесарь Кондаков А.И., слесари-сантехники Белоносов П.П., Беденков В.А., прорабы Беляков И.А., Бегер С.А., Изотов Е.В., Кузнецов В.С., каменщики Николаенков А.Н., Храпаков С.А., Карпекин Д.В., Шелабин В.А., стропальщик Русаков С.Н. допущены до выполнения работ без прохождения в установленном порядке обязательного медицинского осмотра.

Изложенные выше обстоятельства подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, включая акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> а также выданное Государственной инспекцией труда в Смоленской области обществу по результатам соответствующей документарной проверки предписание №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в Смоленской области в отношении ООО «Стройинвестпроект» составлен протокол №<данные изъяты> об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, а оспариваемым постановлением общество признано виновным в совершении указанного административного правонарушения с назначением административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.

В отсутствие в деле доказательств невозможности выполнения ООО «Стройинвестпроект» требований трудового законодательства и иных норм, регламентирующих организацию проведения обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований работников, бездействие общества, выразившееся в непроведении таких осмотров и освидетельствований, свидетельствует о совершении ООО «Стройинвестпроект» административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Доводы ООО «Стройинвестпроект» об отсутствии состава вмененного правонарушения со ссылкой на то, что на момент вынесения оспариваемого постановления указанные в выданном Государственной инспекцией труда в Смоленской области по результатам соответствующей документарной проверки предписании №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ нарушения требований трудового законодательства были устранены, правового значения для разрешения вопроса о наличии в бездействии общества признаков состава упомянутого административного правонарушения не имеют. Выдача названного предписания и его исполнение свидетельствуют о допущенных ООО «Стройинвестпроект» нарушениях, что лишь подтверждает факт совершения указанного правонарушения.

Ссылки защитников общества на то, что медицинские осмотры работников ООО «Стройинвестпроект» проводятся с установленной законодательством периодичностью в том году, в котором данные осмотры должны проводиться, независимо от конкретной даты прохождения работником предшествующего медицинского осмотра, во внимание не принимаются. По смыслу действующего законодательства исчисление срока между предыдущим и следующим периодическим медицинским осмотром начинается с даты выдачи заключения о прохождении медицинского осмотра и истекает не позднее соответствующего числа последнего месяца установленного года.

Вопреки доводам общества, то обстоятельство, что Макаров В.В., Бегер С.А., Кузнецов В.С. и Шелабин В.А. на момент вынесения оспариваемого постановления не являлись работниками ООО «Стройинвестпроект», при доказанности факта непрохождения названными лицами в период трудовых отношений с обществом обязательного медицинского осмотра, не свидетельствует об отсутствии в соответствующем бездействии ООО «Стройинвестпроект» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Вместе с тем из постановления от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> (из описания объективной стороны вмененного обществу деяния) подлежат исключению выводы уполномоченного должностного лица о допуске ООО «Стройинвестпроект» до выполнения работ без прохождения в установленном порядке обязательного медицинского осмотра работника Русакова С.Н., поскольку согласно представленным обществом доказательствам Русаков в апреле 2021г. прошел такой осмотр (противопоказания к работе не выявлены).

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.3 ст.4.1 КоАП РФ).

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ).

Из материалов дела следует, что в июле – августе 2021г. большинство из упомянутых в оспариваемом постановлении работников прошли периодический медицинский осмотр и обязательное психиатрическое освидетельствование, по итогам которого какие-либо медицинские противопоказания к выполнению ими своих трудовых обязанностей не выявлены.

При таком положении, принимая во внимание финансовое положение ООО «Стройинвестпроект», исходя из того, что уплата административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. может повлечь неблагоприятные последствия в осуществляемой обществом сфере деятельности и избыточное ограничение прав данного юридического лица, в рассматриваемом случае усматривается наличие упомянутых в ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ условий для назначения ООО «Стройинвестпроект» административного наказания в виде административного штрафа, размер которого с учетом имевшего ранее место привлечения общества к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения (постановление начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>) определяется равным 60 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л :

постановление заместителя начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, вынесенное в отношении ООО «Стройинвестпроект», изменить, снизив размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 60 000 рублей.

Из постановления заместителя начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> (из описания объективной стороны вмененного ООО «Стройинвестпроект» деяния) исключить выводы о допуске ООО «Стройинвестпроект» до выполнения работ без прохождения в установленном порядке обязательного медицинского осмотра стропальщика Русакова С.Н.

В остальной части постановление заместителя начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ООО «Стройинвестпроект» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Смоленский областной суд в 10-дневный срок со дня получения либо вручения его копии.

Судья                                                             А.В. Кудряшов

«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи                         А.В. Кудряшовсекретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленска Е.В.Зайцеванаименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции                                                           23.12.2021.

УИД 67RS0002-01-2021-006555-73

Подлинный документ подшит в материалы дела №12-643/2021

12-643/2021

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ООО "Стройинвестпроект"
Другие
Верейкин Александр Сергеевич
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Кудряшов А.В.
Статьи

ст.5.27.1 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
leninsky--sml.sudrf.ru
29.09.2021Материалы переданы в производство судье
01.10.2021Истребованы материалы
12.10.2021Поступили истребованные материалы
20.10.2021Судебное заседание
12.11.2021Судебное заседание
10.12.2021Судебное заседание
14.12.2021Судебное заседание
23.12.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее