Дело № 2-733/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Усть-Кулом 26 апреля 2016 года
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Федоровой И.В.,
при секретаре Тимушевой М.Б.,
с участием:
истца: Поповой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пповой А.Н. к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» о признании действий незаконными, взыскании компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании права на получение компенсации в размере фактически понесенных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Попова А.Н. обратилась в суд с иском к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» о признании действий незаконными, взыскании компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании права на получение компенсации в размере фактически понесенных расходов.
В обоснование исковых требований указано, что истец Попова А.Н. работала <данные изъяты>. 17.12.2015 приняты изменения Государственным Советом в Законе Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми». С 01.12.2015 затраты на оплату за пользование (наем), содержание жилого помещения, капитальный ремонт, отопление, электроэнергию органом социальной защиты населения возмещаются в пределах установленной ежемесячной денежной выплаты в фиксированном размере 2040 руб. Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 4). Законом Республики Коми от 22.12.2015 № 118-РЗ внесены изменения в ст. 18 Закона Республики Коми № 55-РЗ. Согласно внесенным в закон изменениям компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с учетом установленных настоящим Законом природно-климатических зон Республики Коми лицам, указанным в частях 2 и 3 ст. 18 настоящего Закона: южная природно-климатическая зона – в размере 2040 руб., северная природно-климатическая зона – в размере 2760 руб. Поскольку гарантированные законом права на меры социальной поддержки нарушены, действия ответчика в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из норматива потребления, нельзя расценивать законными.
В судебном заседании Попова А.Н. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ответчика ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав объяснения истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Попова А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Куломского района» как получатель мер социальной поддержки по категории «педагогические работники муниципальных образовательных учреждений, проживающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшие на пенсию и имеющие стаж работы не менее 10 лет в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа»; зарегистрирована и проживает с семьей в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Решением Усть-Куломского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск прокурора Усть-Куломского района в интересах Поповой А.Н. к государственному бюджетному учреждению «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» о признании действий незаконными, взыскании компенсации расходов по оплате освещения, признании права на получение компенсации расходов по оплате освещения жилого помещения в размере фактически понесенных расходов. Суд признал незаконными действия государственного бюджетного учреждения «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, Поповой А.Н. исходя из норматива потребления; обязал государственное бюджетное учреждение «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» произвести Поповой А.Н. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с 01.08.2013 года по 31.12.2015 включительно, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, на общую сумму <данные изъяты> руб.; признал за Поповой А.Н. право на получение компенсации расходов по оплате освещения жилого помещения в размере фактически понесенных расходов.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2); защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации (статья 72 пункты «б», «ж» части 1).
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Такие законы и подзаконные акты, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с подпунктами «е», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы образования, жилищное законодательство.
Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются меры социальной поддержки: в т.ч. (в ред. Закона РК от 22.02.2011 N 14-РЗ) оплата в размере 100 процентов коммунальных услуг по электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда.
Данная правовая норма в редакции Законов Республики Коми от 24.06.2013 N 54-РЗ, от 07.10.2013 N 95-РЗ предусматривает, что педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству (далее - педагогические работники), предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам за пользование жилым помещением (плата за наем) государственного, муниципального жилищного фонда или частного жилищного фонда, находящегося в собственности юридических лиц;
2) оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам за содержание и ремонт жилого помещения;
3) оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам отопления (теплоснабжение, в домах с печным отоплением - твердое топливо), оплата за освещение.
Согласно введенному в действие Постановлением Правительства РК от 07.10.2013 N 383 п. 15-1 Постановления Правительства Республики Коми от 05.05.2009 N 115 «Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 280 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» сумма компенсации на оплату освещения жилого помещения для лиц, указанных в части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», определяется:
1) для проживающих в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - исходя из показаний установленных отдельных приборов учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения;2) для проживающих в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, но не более фактических расходов на оплату электроснабжения (начисленной платы).
Таким образом, расчет в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение и компенсация расходов на оплату отопления жилых помещений не обеспечивают полного возмещения расходов по коммунальным услугам, на которые педагогические работники имеют право в соответствии с действовавшим до 01.01.2016 Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ, не предусматривавшим ограничений относительно объема предоставляемых услуг по освещению и отоплению.
При таких обстоятельствах, требования в части взыскания разницы по оплате потребления электрической энергии на освещение и компенсации расходов на оплату отопления жилых помещений подлежат удовлетворению.
Несмотря на изменение действующего законодательства, установившего с 01.01.2016 года иной порядок компенсации указанных расходов, данные расходы должны быть возмещены в полном объеме, так как речь идет о периоде, имевшем место до 01.01.2016.
Таким образом, с ответчика в пользу Поповой А.Н. надлежит взыскать <данные изъяты> руб.: (<данные изъяты>) – 2040,00.
Законом Республики Коми от 22.12.2015 № 118-РЗ от 01.03.2016 № 11-РЗ внесены изменения в ст. 18 Закона Республики Коми № 55-РЗ, распространяющиеся на правоотношения сторон с 01.01.2016.
Согласно новой редакции закона педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом и взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 20 указанного закона компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с учетом установленных настоящим Законом природно-климатических зон Республики Коми лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 18 настоящего Закона:
южная природно-климатическая зона - в размере 2 040 рублей;
северная природно-климатическая зона - в размере 2 760 рублей.
Судом установлено, что ранее правоотношения по предоставлению педагогическим работникам компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения были регламентированы статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании».
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» дополнен предложением следующего содержания: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».
Изменяя правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки, в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ законодатель предусмотрел, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты Российской Федерации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других значимых обстоятельств.
При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие о том, что при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (часть 2 статьи 153 этого же Закона).
Статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.
Из системного анализа приведенного законодательства следует, что изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение. При этом субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять меры и объем социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в их ведении.
Действующее законодательство не препятствует субъекту Российской Федерации для педагогических работников образовательных учреждений вместо предусмотренного ранее федеральным законом натурального предоставления льгот в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках установить иной порядок предоставления мер социальной поддержки - в виде ежемесячной компенсации в твердом размере, направленной на возмещение расходов по оплате жилой площади, отопления и освещения, при условии сохранения объема законно установленных педагогическим работникам мер социальной поддержки.
Кроме того, Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 21.03.2016 подпункт «б» подпункта 1 пункта 18 статьи 1 признан соответствующим Конституции Республики Коми.
Согласно справке Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Коми размер компенсации, приходящийся на одного педработника образовательной организации в среднем на ДД.ММ.ГГГГ в южной природно-климатической зоне составил - <данные изъяты> руб.
Поскольку установленная Законом Республики Коми от 22.12.2015 № 118-РЗ от 01.03.2016 № 11-РЗ педагогическим работникам ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в твердом размере, в частности по южной природно-климатической зоне – 2040,00 рублей, превышает сложившуюся сумму ежемесячной оплаты соответствующих расходов из бюджета области на одного получателя мер социальной поддержки данной категории за ДД.ММ.ГГГГ, суд не находит оснований считать обоснованным довод истца о снижении объема мер социальной поддержки для данной категории лиц с введением нового правового регулирования с 01 января 2016 года.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при осуществлении мер социальной поддержки педагогическим работникам, требования части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ соблюдены, объем финансирования мер социальной поддержки с момента их отнесения к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации до настоящего времени увеличился.
При таких обстоятельствах суд не усматривает нарушения прав Поповой А.Н. на получение мер социальной поддержки, поэтому отказывает в удовлетворении требований о признании незаконными действий государственного бюджетного учреждения «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг исходя из нормативов потребления на освещение и денежные выплаты в фиксированном размере, признании за Поповой А.Н. права на получение компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере фактически понесенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Положениями статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района», наделенное полномочиями государственного органа по исполнению публичных обязательств, от уплаты госпошлины освобождено. При этом ответчик не освобожден от возмещения расходов по уплате госпошлины.
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, с ответчика в соответствии с требованиями пунктов 1, 3 части 1 статьи 333.19 и пункта 1 части 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в пользу Поповой А.Н. в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Пповой А.Н. удовлетворить в части.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» в пользу Пповой А.Н. <данные изъяты> (<данные изъяты>) рубля 19 копеек в виде компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг согласно региональному законодательству за ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий государственного бюджетного учреждения «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг исходя из нормативов потребления на освещение и денежные выплаты в фиксированном размере, признании за Поповой А.Н. права на получение компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере фактически понесенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за январь – февраль 2016 года отказать.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» в пользу Пповой А.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий - И.В. Федорова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ