Дело об административном правонарушении № 5-207/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Красноярск 16 марта 2022 г.
Судья Кировского районного суда г. Красноярска Измаденов А.И., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:
Михайлова Андрея Сергеевича, <данные изъяты>
обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ,
установил:
Михайлов А.С. обвиняется в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении указано, что 27.12.2021 г. в 17 часов 05 минут Михайлов А.С., находясь в магазине «Красный Яр» по пр. им. газ. «Красноярский рабочий», 120 в г. Красноярске, то есть в организации деятельность, которой не приостановлена в соответствии с федеральными и краевыми правовыми актами, направленными на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, не использовал средства индивидуальной защиты органов дыхания (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски, ватно – марлевые маски, респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия), чем нарушил подп. «б» подп. 1 п. 1 Указа Губернатора Красноярского края «Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края» № 73-уг от 31.03.2020 г., подп. «б» п. 3, подп. «г» п. 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (утверждённых Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 417) (л.д. 1-3).
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, – полицейский 1 роты ЗБП УВО по г. Красноярску ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» ФИО5 не присутствовал, уведомлён надлежащим, что следует из почтового уведомления (л.д. 19).
ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» своего представителя в судебное заседание не направил, уведомлён надлежащим, что следует из почтового уведомления (л.д. 18).
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, – Михайлов А.С. в судебном заседании не присутствовал, извещён надлежащим образом, что следует из почтового уведомления (л.д. 17).
Поскольку не явившиеся участники производства по делу об административном правонарушении извещены надлежащим образом, считаю возможным провести судебное заседание в их отсутствие.
Исследовав предоставленные доказательства, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 рублей до 30 000 рублей.
В ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее «ФЗ от 21.12.1994 г. № 68») предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Из анализа подлежащих применению норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 417, так и за нарушение обязательных, а так же дополнительных обязательных для исполнения гражданами правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Красноярского края «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в Красноярском крае новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» от 16.03.2020 г. № 152-п с 16.03.2020 г. введён режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края (п. 1).
Границами территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, определить территорию Красноярского края (п. 2).
Указанное свидетельствует о том, что с 16.03.2020 г. на Территории Красноярского края введён режим повышенной готовности и существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
В силу п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учётом положений названного Указа, исходя из санитарно – эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Согласно подп. «б» подп. 1 п. 1 Указа Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 г. № 73-уг «Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края» с момента вступления Указа в силу, то есть с 01.04.2020 г., на граждан возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски, ватно – марлевые маски, респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия) при нахождении в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте (включая такси), на остановочных пунктах, парковках, в лифтах, а также при посещении организаций, деятельность которых не приостановлена в соответствии с федеральными и краевыми правовыми актами, направленными на предупреждение распространения коронавирусной инфекции.
Михайлов А.С. обвиняется в том, что находясь в организации деятельность, которой не приостановлена в соответствии с федеральными и краевыми правовыми актами, направленными на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, не использовал средства индивидуальной защиты органов дыхания (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски, ватно – марлевые маски, респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия), чем нарушил подп. «б» подп. 1 п. 1 1 Указа Губернатора Красноярского края «Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края» № 73-уг от 31.03.2020 г.
Между тем, 15.03.2022 г. Губернатором Красноярского края издан Указ № 62-уг «О признании утратившим силу Указа Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 г. № 73-уг «Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края».
Исходя из названного Указа, с 16.03.2022 г. Указ Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 г. № 73-уг «Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края», подп. «б» подп. 1 п. 1 которого на граждан была возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания при посещении организаций, деятельность которых не приостановлена в соответствии с федеральными и краевыми правовыми актами, направленными на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, утратил силу.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 г. № 4-П и от 16.07.2015 г. № 22-П, Определения от 21.04.2005 г. № 122-О, от 19.11.2015 г. № 2557-О и другие).
Это, в свою очередь, означает, что положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ должны подлежать учёту при внесении изменений не только в КоАП РФ и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2015 г. № 2735-О).
С учётом изложенного отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью ст. 20.6.1 КоАП РФ (п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ) (ответ на вопрос № 22 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3 (утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021).
Поскольку нормативный акт, содержащий обязательные для исполнения гражданами правила поведения при введении режима повышенной готовности, нарушение которых вменено Михайлову А.С., утратил силу, прихожу к выводу, что производство по делу об административном правонарушении следует прекратить на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Михайлова Андрея Сергеевича прекратить на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На постановление может быть подана жалоба в Красноярский краевой суд в течение десяти суток со дня получения его копии.
Жалоба подаётся через Кировский районный суд г. Красноярска.
Судья Измаденов А.И.