Дело № 2-43/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Малоярославец Калужской области 13 марта 2018 года
Малоярославецкий районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Кольченковой Н.Ю.
при секретаре Новикове В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шубиной ФИО16 к Администрации МО ГП «Город Малоярославец» Калужской области, Правительству Калужской области, Министерству труда и социальной защиты Калужской области, Министерству экономического развития Калужской области о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Истец Шубина М.И., действуя через своего представителя по доверенности Заболотского В.В., обратилась в суд с иском к Правительству Калужской области о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, в обоснование заявленных требований указав, что 06 сентября 2016 года решением Малоярославецкого районного суда истица была признана нуждающейся в жилом помещении на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, Постановлением главы администрации МО ГП «Город Малоярославец» от ДД.ММ.ГГГГ г. №№ была поставлена на жилищный учет в г. Малоярославце.
Просит обязать ответчиков предоставить Шубина М.И. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью 36 кв. м с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: администрация МО ГП «Город Малоярославец» Калужской области, Министерство труда и социальной защиты Калужской области, Министерство экономического развития Калужской области.
Истица Шубина М.И., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась, в заявлении в адрес суда просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Принимая во внимание наличие сведений об извещении лиц, не явившихся в судебное заседание, суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представители истицы Шубиной М.И. по доверенности Заболотский В.В. и Шубина И.А. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении, просили обязать ответчиков предоставить Шубиной М.И. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в городе Малоярославец Калужской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по установленным нормам предоставления с учетом ее права на дополнительную жилую площадь. В обоснование заявленных требований пояснили, что Шубина М.И. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> принадлежащем на праве собственности ее дочери ФИО4, является инвалидом первой группы и страдает тяжелой формой заболевания, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Решением Малоярославецкого районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал Администрацию ГП «Город Малоярославец» поставить на учет Шубину М.И. в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом из государственного жилищного фонда, как гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Постановлением администрации городского поселения «Город Малоярославец» № от ДД.ММ.ГГГГ истица с ДД.ММ.ГГГГ принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом из государственного жилищного фонда. ФИО4 в силу требований жилищного законодательства имеет право на внеочередное предоставление жилья. Однако, до настоящего времени жилое помещение истице не предоставлено, что является нарушением ее жилищных прав. Считают требования истицы законными, основанными на положениях Конституции Российской Федерации, нормах жилищного законодательства, положениях Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обоснованными, поскольку она страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ней в одной квартире невозможно, в силу закона имеет право на внеочередное обеспечение жильем.
Представители ответчика - администрации МО ГП «Город Малоярославец» Калужской области по доверенности ФИО5 и ФИО6 просили в удовлетворении иска ФИО1 отказать, в обоснование пояснили, что законных оснований для удовлетворения исковых требований администрацией МО ГП «<адрес>» <адрес> не имеется.
Представитель ответчика - <адрес> по доверенности ФИО7 просил в иске ФИО1 к <адрес> отказать по основаниям, указанным в отзыве на иск, пояснил, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда: жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом в соответствии с ч.4 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в
установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В отношении инвалидов, страдающих заболеваниями, входящими в
Перечень, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н,
вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, в связи с чем обязанность по предоставлению жилого помещения из государственного жилищного фонда не может быть возложена на субъект Российской Федерации. При этом отсутствие регулирования вопроса о предоставлении жилья определенным категориям граждан из государственного жилищного фонда не может лишить данных граждан на получение жилья вне очереди, поэтому к данным правоотношениям должны применяться нормы п.3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, регулирующей предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
Поскольку в настоящее время отсутствуют нормы права,
закрепляющие за высшим исполнительным органом государственной власти
субъекта РФ полномочия по разрешению вопроса о предоставлении жилого
помещения из государственного жилищного фонда субъекта РФ, считает требование истицы, заявленное к Правительству Калужской области, не подлежащим удовлетворению.
Считает, что подлежит удовлетворению требование истицы к Администрации МО ГП «Город Малоярославец», что не мешает впоследствии администрации МО ГП «Город Малоярославец» обратиться за возмещением убытков, понесенных в связи с исполнением судебного акта.
Представители ответчика - Министерства труда и социальной защиты Калужской области по доверенности Алексеева Н.Е. и Медведева О.Ю. просили в иске Шубиной М.И. к Министерству труда и социальной защиты Калужской области отказать по основаниям, указанным в отзыве на иск, пояснили, что порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, установленных статьями 14, 16, 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета инвалидам, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со списком граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ по Калужской области, который формируется в хронологической последовательности по дате постановки граждан на жилищный учет.
Включение в список инвалидов с датой постановки на учет после ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным.
Шубина М.И. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ не состояла, она принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом из государственного жилищного фонда, Постановлением администрации ГП «Город Малоярославец» от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем включить истицу в список для получения социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, которая предусмотрена для обеспечения жильем инвалидов, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, у министерства правовых оснований не имеется.
Считают, что Шубина М.И. в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» может реализовать свое право на обеспечение жильем согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, в соответствии с нормами которого граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма. Данный вопрос находится в компетенции органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Считают, что требование истицы к Администрации МО ГП «Город Малоярославец» подлежит удовлетворению.
Представители ответчика - Министерства экономического развития Калужской области по доверенности Буковская Е.В. и Михайлова М.А. просили в иске Шубиной М.И. к Министерству экономического развития Калужской области отказать по основаниям, указанным в отзыве на иск, пояснили, что полномочия Министерства экономического развития Калужской области определены Положением о министерстве экономического развития Калужской области, утвержденным постановлением Правительства Калужской области от 23.09.2016 №511. Министерство является органом исполнительной власти Калужской области, обладает исполнительно-распорядительными и контрольными полномочиями, отнесенными к его ведению.
Согласно пункту 3.51 положения, министерство является специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению областной собственностью, в компетенции которого находятся полномочия по управлению и распоряжению областной собственностью, предусмотренные Законом Калужской области «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Калужской области», независимо от ее местонахождения.
В соответствии с пунктом 3.59 положения, министерство предоставляет во владение, и пользование жилые помещения, находящиеся в собственности Калужской области, кроме жилых помещений, находящихся в хозяйственном ведении и оперативном управлении государственных унитарных предприятий Калужской области и государственных областных учреждений, гражданам на основании договоров найма.
Однако, в настоящее время данные полномочия министерства касаются детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, имеющих право претендовать на предоставление служебных жилых помещений.
В настоящее время законом Калужской области не определен порядок предоставления категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, для предоставления жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.
Заключение договоров социального найма жилых помещений, находящихся в собственности Калужской области, возможно только с гражданами, которые вселились в занимаемые жилые помещения до 01.03.2005 на основании ордера, за исключением ордеров на служебные жилые помещения, выданного исполнительным комитетом Советов народных депутатов на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного жилищного фонда.
В Калужской области в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, которые наделяют исполнительные органы государственной власти полномочиями по предоставлению и заключению договоров социального найма жилых помещений из государственного жилищного фонда субъекта РФ с инвалидами и семьями, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года.
Считают, что в соответствиями с требованиями ст.57 ЖК РФ, гражданам, стоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться на основании решений органов местного самоуправления, в связи с чем считают исковые требования Шубиной М.И. к министерству экономического развития Калужской области необоснованными, и просят в данной части исковых требований истице отказать.
Считают, что требование истицы к Администрации МО ГП «Город Малоярославец» подлежит удовлетворению.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище (ч.1).
В соответствии с ч.2 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ч.3 статьи малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Жилищное законодательство в силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В судебном заседании установлено, что Шубина М.И. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности ее дочери ФИО4
В квартире также зарегистрированы и проживают внучка истицы ФИО12 и ФИО13, не являющаяся членом ее семьи.
Шубина М.И. является инвалидом первой группы и страдает тяжелой формой заболевания, которое входит в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года №378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», на момент рассмотрения дела перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н (начало действия 01.01.2018г.), Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 года №991н утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
Решением Малоярославецкого районного суда Калужской области от 06 сентября 2016 года по иску Шубиной М.И. к Администрации городского поселения «Город Малоярославец» о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет, понуждении поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, вступившим ДД.ММ.ГГГГ в законную силу, постановлено:
- признать незаконным постановление главы Администрации городского поселения «Город Малоярославец» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Шубиной ФИО17,
- обязать Администрацию городского поселения «Город Малоярославец» поставить на учет Шубину ФИО18 в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом из государственного жилищного фонда, как гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, на основании пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации с даты подачи заявления.
В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с ч.2 ст.209 кодекса после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Постановлением администрации городского поселения «Город Малоярославец» № от ДД.ММ.ГГГГ в целях исполнения решения Малоярославецкого районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ Шубина М.И. с ДД.ММ.ГГГГ принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом из государственного жилищного фонда, что подтверждается копией указанного постановления.
ДД.ММ.ГГГГ г. заместитель прокурора Малоярославецкого района обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Шубиной М.И. с иском к администрации МО ГП «Город Малоярославец» о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Заочным решением Малоярославецкого районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора удовлетворены, судом постановлено обязать Администрацию ГП «Город Малоярославец» предоставить вне очереди Шубиной М.И. составом семьи 1 человек в городе <адрес> благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам предоставления с учетом ее права на дополнительную жилую площадь.
Решение обжаловано, определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ заочное решение Малоярославецкого районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Малоярославецкого района в защиту прав и интересов Шубиной М.И. к администрации городского поселения «Город Малоярославец» о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма отказано.
Отменяя решение Малоярославецкого районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ, суд апелляционной инстанции указал, что из материалов дела не следует, что ответчик в установленном законом порядке наделен государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями категории граждан, к которым относится истица.
Настоящий иск о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма Шубиной № предъявлен к Администрации МО ГП «Город Малоярославец» Калужской области, Правительству Калужской области, Министерству труда и социальной защиты Калужской области, Министерству экономического развития Калужской области.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч.1).
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. (ч.2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.3).
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.4).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 N 551-О-О, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями статьи 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации,
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, а потому согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
В силу Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, а также порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации относится соответственно к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 и пункт 5 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В отношении инвалидов, страдающих заболеваниями, входящими в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, в связи с чем обязанность по предоставлению жилого помещения из государственного жилищного фонда не может быть возложена на субъект Российской Федерации.
При этом отсутствие регулирования вопроса о предоставлении жилья определенным категориям граждан из государственного жилищного фонда, не может лишить данных граждан на получение жилья вне очереди, поэтому к данным правоотношениям должны применяться нормы пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, регулирующей предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с ч.2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как пояснили представители Правительства Калужской области, Министерства труда и социальной защиты Калужской области, Министерства экономического развития Калужской области, в Калужской области в настоящее время отсутствуют нормы права, закрепляющие за высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ полномочие по разрешению вопроса о предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда субъекта РФ, отсутствуют нормативные правовые акты, которые наделяют исполнительные органы государственной власти полномочиями по предоставлению и заключению договоров социального найма жилых помещений из государственного жилищного фонда субъекта РФ с инвалидами и семьями, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года.
Принимая во внимание, что истица принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после 01 января 2005 года, с момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ в отношении указанной категории граждан действует общий порядок, а специальное правовое регулирование, предусматривающее обеспечение граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний жилыми помещениями во внеочередном порядке из государственного жилищного фонда отсутствует, то при реализации его права на получение жилого помещения в силу положений ч. 3 ст. 49 и п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, то есть, реализует это право через органы местного самоуправления.
Как пояснил представитель Правительства Калужской области Филонов А.П., администрация МО ГП «Город Малоярославец» вправе впоследствии обратиться за возмещением убытков, понесенных в связи с исполнением судебного акта, что согласуется с разъяснениями, изложенными в п.12 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016), согласно которому обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации. Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ). Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 123 Конституции РФ, ст. ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона по делу должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Оценив представленные сторонами доказательства с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также с точки зрения достаточности доказательств и взаимной связи в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Шубиной ФИО19 к администрации МО ГП «Город Малоярославец» Калужской области, поскольку судом установлено, что истица в соответствии с ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, имеет право на получение отдельного жилого помещения вне очереди, но до настоящего времени не обеспечена соответствующим жилым помещением, что является нарушением ее прав и основанием для возложения на администрацию МО ГП «Город Малоярославец» Калужской области обязанности по обеспечению Шубиной М.И. жилым помещением.
В удовлетворении иска Шубиной ФИО20 к Правительству Калужской области, Министерству труда и социальной защиты Калужской области, Министерству экономического развития Калужской области о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма – отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Шубиной ФИО21 к Правительству Калужской области, Министерству труда и социальной защиты Калужской области, Министерству экономического развития Калужской области о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма – отказать.
Иск Шубиной ФИО22 к администрации МО ГП «Город Малоярославец» Калужской области о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма – удовлетворить.
Обязать Администрацию МО ГП «Город Малоярославец» Калужской области предоставить Шубиной ФИО23 вне очереди составом семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в городе Малоярославец Калужской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по установленным нормам предоставления с учетом ее права на дополнительную жилую площадь.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Малоярославецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю. Кольченкова