Дело № 3а-374/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 сентября 2016 г. г.Красногорск
Московской области
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
при секретаре Клевцовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СпецСтройМонтаж» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с рыночной стоимостью,
у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «СпецСтройМонтаж» обратилось в Московский областной суд с административными исковыми заявлениями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости четырех земельных участков категория земель: земли населенных пунктов разрешенное использование: для производственной застройки, застройки объектами торгово-складского и иного назначения, расположенных по адресу: Московская область, г. Раменское, 1-й км. автодороги ММК-Раменское, расположенные в южной части кадастрового квартала.
В обоснование требований истец ссылается на то, что кадастровая стоимость участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права общества на уплату справедливо установленных налогов.
Истец просит установить кадастровую стоимость участка в размере его рыночной стоимости, определенной на дату кадастровой оценке.
Административный истец представил отчет №0003732 -07.2015 от 21 августа 2015г. об оценке рыночной стоимости участка, подготовленный оценщиком ООО «Фэлкон».
Также истцом представлено положительное экспертное заключение о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В судебном заседании представитель административного истца настаивал на удовлетворении требований, подвергая сомнению, заключение судебного эксперта просил о проведении по делу повторной судебной экспертизы.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области указал, что Министерство не оспаривает право заявителя на установление кадастровой стоимости принадлежащих истцу участков равной рыночной стоимости, и не возражает против применения установленной судебной оценочной экспертизой рыночной стоимости объектов в качестве его кадастровой стоимости.
Представители Филиала ФГП «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области по доверенности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Министерства экологии природопользования Московской области, администрация городского поселения Раменское Раменского муниципального района Московской области в суд не явились. Извещены.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи, с чем на основании статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, эксперта, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, находит административного истца подлежащими удовлетворению частично исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит четыре земельных участка с кадастровым номером 50:23:0030388:1491 площадью 43 000 кв. метров, с кадастровым номером 50:23:0030388:1567 площадью 2 567 кв. метров, с кадастровым номером 50:23:0030388:1569 площадью 104 527 кв. метров и земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030388:1570 площадью 2598 кв. метров.
Право собственности общества зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по МО.
По данным кадастровых паспортов земельные участки имеют категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования для производственной застройки объектами торгово-складского и иного назначения.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области №566 -РМ от 27.11.2013 года утверждены результаты очередной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области проведенной по состоянию на 01 января 2013 года.
Согласно справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030388:1491 определена по состоянию на 18 февраля 2014 года, кадастровая стоимость участков с кадастровыми номерами 50:23:0030388:1567, 50:23:0030388:1569 и 50:23:0030388:1570 определена по состоянию на 08 мая 2014 года.
Административный истец полагая, что кадастровая стоимость принадлежащих ему участков необоснованно завышена, чем затронуты его права по несению налогового бремени в справедливом размере. С целью установления рыночной стоимости земельных участков обратился в ООО «Фэлкон», где оценщиком был подготовлен отчет №0003732-07.2015 об определении рыночной стоимости объектов. По данным оценщика рыночная стоимость участка с кадастровым номером 50:23:0030388:1491 определена в размере 27 047 000.00 рублей, кадастровая стоимость участков с кадастровыми номерами 50:23:0030388:1567 в размере 2 574 701 рублей, 50:23:0030388:1569 в размере 60 939 241.00 рублей и 50:23:0030388:1570 в размере 2 603 196.00 рублей (л.д.21).
По итогам проведения экспертизы на подтверждение стоимости отчета об оценке, по мнению эксперта ООО «РОО» отчет об определении рыночной стоимости соответствует требованиям Федерального закона об оценочной деятельности в РФ, Федеральным стандартам оценки. Экспертным советом дано положительное заключение на отчет об оценке.
17 декабря 2015 общество обратилось с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную на основании приказа Росреестра от 24 октября 2012 года №П/452 в Московской области при территориальном органе в Московской области (далее Комиссия) о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (участков).
Комиссия на заседании, проведенном 25 декабря 2015 года рассмотрела поступившее заявление и приняла решение которым, заявление общества отклонила, указав на наличие в представленном отчете об оценке рыночной стоимости участка нарушение требований ФЗ «Об оценочной деятельности» и федеральных стандартов оценке и величину отличия рыночной стоимости объектов недвижимости от кадастровой стоимости от 48.1 до 69.9 %% (л.д.124).
Пункт 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации гласит, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (далее НК РФ) физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно статьи 390 НК РФ, налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)» (утв. Приказом Минэкономразвития РФ №508 от 22.10.2010). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Статьей 24.18 поименованного Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".По мысли федерального законодателя, как это следует из положений статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение, что диктует необходимость указания в отчете сведений, имеющих существенно важное значение для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете, в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки.
В ходе рассмотрения дела Министерством имущественных отношений Московской области предоставлен анализ отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков административного истца, согласно которого выявлены замечания, указывающие на допущение оценщиком при составлении отчета принципов существенности и обоснованности, закрепленных Федеральными стандартами об оценке (л.д.136).
На аналогичные замечания, указывающие на допущение оценщиками при составлении отчета Федеральных стандартов об оценке, указала в своем решении и Комиссия.
По ходатайству административного ответчика, судом назначена по делу судебная оценочная экспертиза, направленная на проверку представленного истцом отчета и определение рыночной стоимости участков по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, проведение которой поручено эксперту ООО «ИОЛА.Объективная оценка» Липпонен Ю.С..
По заключению эксперта №СЭ-98/2016 от 20 мая 2016 года оценщиком ООО «Фэлкон» при составлении отчета об оценке допущены нарушения предъявляемые к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки и методам расчета рыночной стоимости и иные нарушения которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости.
По состоянию на 18 февраля 2014 года определена рыночная стоимость участка кадастровым номером 50:23:0030388:1491 в размере 60 548 644 рублей, кадастровая стоимость участков с кадастровыми номерами 50:23:0030388:1567, 50:23:0030388:1569 и 50:23:0030388:1570 определена по состоянию на 08 мая 2014 года в размере 4 219 163 рублей, 155 438 130 рублей и 4 270 116 рублей соответственно.
В судебном заседании экспертное заключение со стороны представителя административного истца подвергалось сомнению, представлено возражение.
Для дачи пояснений по ходатайству сторон приглашен эксперт Липпонен Ю.С., которая полностью поддержала заключение и пояснила, что к заключению представлена копия аттестата о сдаче Единого квалификационного экзамена, для ответов на поставленные судом в определении о назначении по делу судебной экспертизы вопросов эксперт не обязан являться экспертом СРО, экспертное заключение составлено в соответствии с законом о судебной экспертизе. Объекты аналоги подобраны при проведении экспертизы сопоставимые с объектом оценки, рассчитаны и применены корректировки, учтены все факторы, влияющие на стоимость объектов оценки участок оценивался как условно свободный по методу остатка.
В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы, поскольку заключение эксперта мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанное выше заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым к отчету об оценке недвижимого имущества законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Руководствуясь статьей 82 КАС РФ и положениями Закона об оценочной деятельности, суд признает заключение эксперта Липпонен Ю.С. №98-СЭ/2016 от 20 мая 2016 года надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельных участков административного истца.
Доказательства, которые опровергали бы определенную экспертом рыночную стоимость объектов, и свидетельствовали бы о их рыночной стоимости в ином размере суду не представлено.
Обстоятельств указывающих на необходимость проведения по делу повторной судебной экспертизы судом не установлено. Все доводы представителя административного истца, по сути, направлены на переоценку заключения судебного эксперта. Довод об определении рыночной стоимости рядом расположенных участков с участками административного истца в ином размере, отличающемся от размера определенного судебным экспертом в данном заключении суд, полагает не состоятельным, поскольку при определении рыночной стоимости, исследованию подвергается каждый оцениваемый объект самостоятельно с учетом его индивидуальных характеристик.
При таких обстоятельства, суд приходит к выводу, что установленная в отчете №000372-07.2015 составленном ООО «Фэлком» рыночная стоимость участков не является достоверной и не может быть принята судом в качестве новой кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В соответствии с ч.1 ст. 194 КАС РФ суд разрешает спор по существу.
С учетом системного толкования приведенных законов и нормативных актов, подлежащих применению в настоящем деле, а также представленных по делу доказательств, оцененных на предмет достаточности и допустимости, исходя из того, что экспертным заключением установлена рыночная стоимость участков, а также с учетом п.3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, новая кадастровая стоимость участков, принадлежащих административному истцу на праве собственности, на дату установления их кадастровой стоимости, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований исходя из результатов судебной экспертизы.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Как усматривается из материалов дела, Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области №566-РМ от 27 ноября 2013 года утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель в составе населенных пунктов на территории Московской области, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость участков по состоянию на 18 февраля 2014 года и 08 мая 2014 года.
Таким образом, период действия кадастровой стоимости земельных участков установленной в судебном порядке в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 г., ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества, утвержденной распоряжением.
Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
административные исковые заявление общества с ограниченной ответственностью «СпецСтройМонтаж» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с рыночной стоимостью – удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка категория земель: земли населенных пунктов разрешенное использование: для производственной застройки, застройки объектами торгово-складского и иного назначения, площадью 43000 кв.м. с кадастровым номером 50:23:0030388:1491, расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, 1-й км. автодороги ММК-Раменское, расположенного в южной части кадастрового квартала по состоянию на 18 февраля 2014 года в размере 60 548 644 рублей на период с 1 января 2015 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки;
земельного участка категория земель: земли населенных пунктов разрешенное использование: для производственной застройки, застройки объектами торгово-складского и иного назначения, площадью 2598 кв.м. с кадастровым номером 50:23:0030388:1570, расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, 1-й км. автодороги ММК-Раменское, расположенный в южной части кадастрового квартала по состоянию на 08 мая 2014 года в размере 4 270 116 рублей на период с 1 января 2015 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки;
земельного участка категория земель: земли населенных пунктов разрешенное использование: для производственной застройки, застройки объектами торгово-складского и иного назначения, площадью 2567 кв.м. с кадастровым номером 50:23:0030388:1567, расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, 1-й км. автодороги ММК-Раменское, расположенный в южной части кадастрового квартала по состоянию на 08 мая 2014 года в размере 4 219 163 рублей на период с 1 января 2015 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки;
и земельного участка категория земель: земли населенных пунктов разрешенное использование: для производственной застройки, застройки объектами торгово-складского и иного назначения, площадью 104527 кв.м. с кадастровым номером 50:23:0030388:1569, расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, 1-й км. автодороги ММК-Раменское, расположенный в южной части кадастрового квартал по состоянию на 08 мая 2014 года в размере 155 438 130 рублей на период с 1 января 2015 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
Датой подачи заявления ООО «СпецСтройМонтаж» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области о пересмотре их кадастровой стоимости считать 17 декабря 2015 года.
Требования общества с ограниченной ответственностью «СпецСтройМонтаж» об утсановлени кадастровой стоимости участков в размере рыночной стоимости определенной в отчете №0003732-07.2015 об оценке подготовленым оценщиком ООО «Фэлком» – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Ю. Елизарова