Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6093/2014 ~ М-5443/2014 от 23.06.2014

Дело № 2-6093/32-2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2014 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Саврук Ю.Л.,

при секретаре Плотко Е.К.,

с участием истца Жуковой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жуковой Н. И. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, обязании предоставить в первоочередном порядке земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства,

установил:

Истец обратилась в суд с иском по тем основаниям, что, будучи инвалидом IIгруппы, а также нуждающейся в улучшении жилищных условий, обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. При этом Администрация Петрозаводского городского округа отказала ей в удовлетворении заявления о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. На основании изложенного, истец просит признать решение об отказе в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ей, в первоочередном порядке, земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории Петрозаводского городского округа, на праве аренды, в установленных для индивидуального жилищного строительства размерах, в порядке, предусмотренном ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением положений, касающихся необходимости проведения аукциона.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит законные основания для удовлетворения требований истца по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Жукова Н.И. является инвалидом второй группы бессрочно, что подтверждается справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

В целях реализации права на предоставление в первоочередном порядке земельного участка, на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Жукова Н.И. обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Администрация Петрозаводского городского округа в ответе от ДД.ММ.ГГГГ сообщила истцу, что в настоящее время возможность предоставления земельных участков в районах существующей индивидуальной жилой застройки гражданам, имеющим право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов, исчерпана. Указала, что Администрация планирует продолжить разработку схем земельных участков в районе перспективной индивидуальной и блокированной застройки <адрес>, при этом сроки разработки схем в кадастровом квартале не определены, в связи с чем с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, надлежит обращаться после разработки и опубликования схемы размещения земельный участков на официальном сайте Администрации.

В силу п.1 ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем ст.17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 за № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и их семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

В связи с чем, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и их семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищных учет.

Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.

С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и порядок постановки их на учет в качестве нуждающихся урегулирован ст.ст. 51-52 Жилищного кодекса РФ. Решением Петрозаводского городского Совета от 27.12.2005 № XXV/XXV-256 утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске.

Как установлено судом, истец Жукова Н.И., ее дети ФИО6 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., ребенок-инвалид), ФИО7 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) с ДД.ММ.ГГГГ состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в составе семьи супруга, ФИО8, учетный номер общей очереди – , по льготному списку семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов – .

Последние зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. Квартира по указанному адресу находится в собственности ФИО8, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ .

Кроме того, судом установлено, что Жуковой Н.И. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ , выданного ФИО9, принадлежат <данные изъяты> доля в праве на жилой дом и земельный участок, расположенные в <адрес>.

Из акта, составленного депутатами ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом, расположенный в <адрес> не пригоден для постоянного проживания.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истцом Жуковой Н.И. в соответствии со ст. 56 ГПК РФ представлены доказательства нуждаемости в улучшении жилищных условий, в связи с чем требования истца являются законными, обоснованными и подлежат полному удовлетворению, поскольку на момент рассмотрения настоящего гражданского дела имеются основания для улучшения жилищных условий Жуковой Н.И., в том числе в порядке, определенном ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

На основании ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

Согласно п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Согласно ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

При этом аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги не проводятся. Подобные разъяснения даны судам общей юрисдикции в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года.

Решением Петрозаводского городского Совета от 09.06.2011 № 27/03-57 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах», на которое ссылается Администрация в ответе заявителю, также подтверждено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков и указанное Решение не противоречит норме закона. Так как согласно п. 1 Перечня предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков на территории Петрозаводского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах в случае их предоставления для строительства многоквартирных жилых домов и индивидуальных жилых домов, за исключением предоставления земельных участков отдельным категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов.

Кроме того, согласно положениям п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, регулирующим схожие отношения, не допускается отказ в предоставлении в аренду граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Довод Администрации о возможности обратиться с заявлением о представлении земельных участков в районах перспективной застройки участков только после утверждения проектов планировок таких районов суд считает необоснованным.

Так, с учетом требований положений ст.ст.41, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующих вопросы подготовки документации по планировке территории, следует, что отсутствие проекта планировки района не является законным основанием для отказа от исполнения обязанности по утверждению схемы расположения спорного земельного участка и не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

Отсутствие на территории Петрозаводского городского округа свободных сформированных земельных участков также не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, направленных на обеспечение гарантированных Конституцией РФ и установленных законом социальных прав граждан.

Истцом, в целях реализации установленных и гарантированных законом прав по первоочередному предоставлению в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в адрес Администрации предъявлено соответствующее заявление.

Площадь предоставляемых земельных участков должна соответствовать Решению Петрозаводского городского совета от 27.06.2007 № XXVI/VIII-62, согласно которому установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства от 600 кв.м. до 1500 кв.м.

Соглашаясь с доводами ответчика о том, что процедура предоставления земельного участка носит заявительный характер, суд так же соглашается, что решение о предоставлении земельного участка принимается в отношении конкретного земельного участка, выбранного заявителем. Однако вопрос о предоставлении такого участка может быть разрешен на стадии исполнения решения суда, с учетом заявления истца и представленных документов.

Согласно п.3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Однако указанная норма не содержит требования об указании конкретного земельного участка, либо приложения документов, указывающих на необходимость предоставления именно такого земельного участка (как это указано в ст. 31 Земельного кодекса РФ). При таких обстоятельствах требование об указании конкретного земельного участка суд считает необоснованным.

Кроме того, согласно ст. 2 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

При таких обстоятельствах органу местного самоуправления необходимо создавать гражданам, признанным инвалидами и членам их семей, условия равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Однако, указание Администрацией на необходимость обращения в отношении конкретного участка, а соответственно и поиск такого участка существенно ограничивает возможности таких граждан, обусловленные имеющимися недостатками здоровья, что недопустимо.

Учитывая, что отдельной очереди по учету граждан, признанных инвалидами, Администрация Петрозаводского городского округа не ведет, то дата поступления такого заявления не влияет на очередность предоставления земельного участка, предоставление таких участков будет осуществляться в порядке исполнения решения суда.

При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить заявленные требования с учетом обращения истца в Администрацию, но не даты поступления ее обращения в Администрацию.

Обязывая Администрацию устранить нарушение прав истца, суд исходит из того, что Администрацией должны быть соблюдены требования ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, а также предусмотренный ею порядок и сроки предоставления земельного участка, за исключением положений о необходимости проведения аукциона.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Жуковой Н. И. удовлетворить.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Жуковой Н. И., в первоочередном порядке, земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории Петрозаводского городского округа, на праве аренды, в установленных для индивидуального жилищного строительства размерах, в порядке, предусмотренном ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением положений, касающихся необходимости проведения аукциона.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Ю.Л.Саврук

Мотивированное решение составлено 28.07.2014.

2-6093/2014 ~ М-5443/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Жукова Надежда Ивановна
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Саврук Ю.Л.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
23.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2014Передача материалов судье
26.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2014Судебное заседание
21.07.2014Судебное заседание
28.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2014Дело оформлено
25.09.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее