Решение по делу № 2-110/2016 (2-2253/2015;) ~ М-2361/2015 от 16.11.2015

Дело № 2-110/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Центрального районного суда г. Прокопьевска Тихонова Л.Г.

при секретаре Дьяконовой Ю.Р.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске

                                                                              01 марта 2016 года

гражданское дело по иску Швец Татьяны Борисовны, действующей также в интересах несовершеннолетней Масюк ФИО16 к администрации города Прокопьевска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Швец Т.Б., действующая также в интересах несовершеннолетней обратилась в суд с иском к администрации г. Прокопьевска о предоставлении ей и несовершеннолетней Масюк М.Д. жилого помещения по договору социального найма, мотивировав тем, что она является нанимателем жилого помещения по <адрес>7 в гор. Прокопьевске на основании ордера . Данная квартира состоит из 1-й комнаты, площадью 28 кв.м. В вышеуказанной квартире она проживала до 21 ноября 2008 года, т.к. дом сгорел по причине нарушений правил технической эксплуатации электропроводки в общем коридоре. Считает, что ответчик должен предоставить ей и ее дочери Масюк М.Д. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее ранее занимаемой.

Истец Швец Т.Б., действующая также в интересах несовершеннолетней Масюк М.Д. в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена.

Представитель истца Швец Т.Б. Штрейх И.В., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, исковые требования поддержала, пояснила, что дом, в котором проживает истица на основании договора социального найма, согласно акту МВК признан ветхим и аварийным. В квартире невозможно проживать, так как нет окон, пола, дверных проемов, крыша обвалилась. Просит обязать администрацию города Прокопьевска предоставить истице жилое помещение в соответствии со ст. 86 ЖК РФ площадью не менее ранее занимаемого, т.е. 28 кв. м. В указанном одноэтажном 16-ти квартирном бараке ни в одной квартире не проживают, все жильцы съехали, дом разбирают. В настоящее время истица проживает у матери по <адрес>29 в <адрес>.

Представитель ответчика - администрации города Прокопьевска Бабкина И.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что в 2013 году заключением МВК дом по <адрес> в гор. Прокопьевске признан аварийным и подлежит сносу. Истцы занимали данное жилое помещение на основании ордера, в данной квартире помимо истцов также зарегистрированы двое детей истца, в отношении которых она лишена родительских прав. Жилое помещение должно быть предоставлено всем гражданам, зарегистрированным в спорном жилом помещении. Распоряжением администрации <адрес> определен срок сноса дома до 01.01.2020 года. В программу по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 года аварийными и подлежащими сносу, данный дом не включен.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице попечителя ФИО19 (л.д. 36 оборотФИО18., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице попечителя ФИО20. (л.д. 33) в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение.

Суд считает, что в данном случае отношения сторон возникли из договора социального найма, носят длящийся характер, а права и обязанности сторон по предоставлению жилого помещения в связи со сносом дома, возникли с даты выдачи МВК заключения о признании дома аварийным.

В силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Аналогичное положение установлено в статье 10 ЖК РСФСР: никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.

В соответствии с п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых помещений (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

Также и в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 29.04.2014 года указано, если при рассмотрении дела будет установлено, что жилое помещение, в котором проживание гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Закрепляя право каждого на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).

Статьей 49 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 52, 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляются гражданам, которые, как признанные решением органа местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом субъекта РФ и признанные нуждающимися в жилых помещениях, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В связи с изложенным, для приобретения права на получение социального жилья во внеочередном порядке по нормам ЖК РФ требуется соблюдение всех условий, установленных этим законом – ст. ст. 49, 52 ЖК РФ, в частности, признание гражданина малоимущим.

Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Как следует из ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в таком случае другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (ст. 18 Конституции РФ) предполагает обязанность судов при применении положений ст. 89 ЖК РФ исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Таким образом, предоставление в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

Постановлением Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ» указано на необходимость иметь в виду, что другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом эти граждане сохраняют право состоять на таком учете, если для них не отпали основания состоять на таком учете.

Таким образом, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законом предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

В судебном заседании установлено, что истец Швец (до брака ФИО14) ФИО3 (л.д. 8) с 20.09.2007 зарегистрирована в жилом помещении по <адрес>7, несовершеннолетняя Масюк ФИО21 (л.д. 7) - с 15.07.2015 года, предоставленном Матвеевой Т.Б. на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

В данном жилом помещении также зарегистрированы несовершеннолетние ФИО12 – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31, 32), в отношении которых истец Швец Т.Б. лишена родительских прав (л.д. 34, 36 оборот), несовершеннолетние переданы под опеку (попечительство) и за ними сохранена муниципальная жилая площадь по <адрес>7 в г. Прокопьевске.

17.11.2008 года в жилом помещении по <адрес>4 произошел пожар, в результате которого сгорела крыша жилого дома, в <адрес> обгорели стены на кухне и в зале (л.д. 30). После пожара с ноября 2008 года истица в жилом помещении по <адрес>7 не проживает.

Актом МВК от 29.05.2013 года и заключением МВК от 29.05.2013 года жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации <адрес> от 01.07.2013 года № 1521-р «О сносе многоквартирного жилого дома» предусмотрено осуществить снос дома по <адрес> и выселить из него граждан с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с жилищным законодательством РФ в срок не позднее 01.01.2020 года.

Согласно справки, предоставленной администрацией города Прокопьевска, дом по <адрес> не включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2013-2017 годы» (л.д. 28).

Таким образом, органом местного самоуправления (администрацией города Прокопьевска) принято решение об установлении предположительного срока сноса дома по <адрес> в <адрес>, имеющее своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в указанном доме (в том числе и истцам) и подлежащем сносу, других благоустроенных жилых помещений, и направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

По сведениям администрации города Прокопьевска истцы Швец Т.Б., Масюк М.Д. не состоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 29), т.е. органом местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта РФ и ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, решение о признании семьи истца малоимущей не принималось. В судебное заседание истцы также не представили доказательств, что они являются малоимущими и нуждаются в жилом помещении.

Таким образом, не смотря на то, что дом по <адрес> отнесен к категории аварийных (непригодных для проживания), принимая во внимание, что истцы Швец Т.Б., Масюк М.Д. не проживают в аварийном доме, т.е. отсутствует опасность для их жизни и здоровья, а также принимая во внимание, что истцы не признаны малоимущими и не состоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, суд отказывает им в иске о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Отказ истцам в иске не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего их права и свободы, создающего препятствия к осуществлению ими их прав и свобод либо возлагающего на них незаконно какие-либо обязанности, поскольку при сносе дома и расселении граждан они будут обеспечены жилым помещением в соответствии с действующим жилищным законодательством.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Швец ФИО22, действующей также в интересах несовершеннолетней Масюк ФИО23 к администрации города Прокопьевска о предоставлении жилого помещения, отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дна изготовления решения в окончательной форме.

Судья: подпись

Верно: судья                                                                                Л.Г. Тихонова

2-110/2016 (2-2253/2015;) ~ М-2361/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Швец Татьяна Борисовна
Информация скрыта
Ответчики
Администрация г.Прокопьевска
Другие
Штрейх Инна Владимировна
Информация скрыта
Суд
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области
Судья
Тихонова Л.Г. - Председатель суда
Дело на странице суда
centr--kmr.sudrf.ru
16.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2015Передача материалов судье
18.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2015Подготовка дела (собеседование)
17.12.2015Подготовка дела (собеседование)
18.01.2016Подготовка дела (собеседование)
01.02.2016Подготовка дела (собеседование)
09.02.2016Подготовка дела (собеседование)
09.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2016Судебное заседание
04.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2016Дело оформлено
14.07.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее