Дело № 2а-334/2021
УИД 10RS0003-01-2021-001261-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 ноября 2021 года г. Кемь
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Яшковой И.С.,
при секретаре Леськовой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Кемского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор Кемского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным административным исковым заявлением по тем основаниям, что в ходе мониторинга информационно-коммуникационной сети «Интернет» установлено, что на странице сайта <данные изъяты>/ содержится информация, пропагандирующая проституцию, а именно на сайте размещены фотографии эротического содержания с прейскурантом цен, приведены характеристики лиц, вовлеченных в занятие проституцией. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ приняты уточненные требования прокурора Кемского района о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте <данные изъяты>/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Герасимова А.А. уточненные заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия представителя в судебное заседание не направило, уведомлено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд, заслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2.2 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с взаимосвязанными положениями ч. 2 ст. 17, ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения.
В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ), передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона № 149-ФЗ указанным Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, правовое регулирование которых основывается на принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.
Статьей 17 «Конвенции о правах ребенка» провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
За занятие проституцией и получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Уголовным кодексом Российской Федерации также предусмотрена уголовная ответственность за такие деяния, как вовлечение в занятие проституцией и организация занятием проституцией.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Судом установлено, что прокуратурой Кемского района проведен мониторинг информационно-коммуникационной сети «Интернет», в ходе которого установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайта <данные изъяты> содержатся сведения, пропагандирующие проституцию, размещены фотографии девушек, информация о предоставлении различного рода интимных услуг, связанных с проституцией, с указанием контактных телефонов, видом интимных услуг и цен.
Доступ к указанному сайту является свободным для неопределенного круга лиц, не требует предварительной регистрации и ввода пароля, ознакомиться с содержанием ресурса и воспользоваться информацией может любой интернет-пользователь, в том числе и несовершеннолетние, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют.
Информация, размещенная на сайте с URL-адресом: <данные изъяты>/ носит противоправный характер, противоречит принципам морали, оказывает негативное влияние на нравственное, духовное, психическое развитие граждан, в том числе несовершеннолетних, на вышеуказанных страницах сайтов допускается размещение информации о деятельности, за которую предусмотрена административная, а также уголовная ответственность.
Сведения о собственнике сайта, разработчиках, а также какие-либо контактные адреса на указанных интернет страницах отсутствуют.
В силу ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Создание, формирование и ведении реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» формирование и ведении единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра – организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
На дату рассмотрения дела сведения об указанной странице сайта в Едином реестре доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» отсутствуют.
Согласно представленным административным истцом скриншотам сайта <данные изъяты> вышеуказанная информация на 01.11.2021 содержится на сайте.
Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, являются согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
С учетом установленных по делу обстоятельств и положений вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу, что информация, содержащаяся на спорном сайте, является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании изложенного, суд полагает необходимым признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу <данные изъяты> - информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя интернет страницы с URL-адресом: <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст.ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Кемского района удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу <данные изъяты>/ - информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя интернет страницы с URL-адресом: <данные изъяты>/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано через Кемский городской суд Республики Карелия:
- в апелляционном порядке - в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме;
- в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья И.С. Яшкова
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 1 ноября 2021 года