Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-763/2017 от 02.10.2017

Дело №12-763/17-12

Р Е Ш Е Н И Е

г. Петрозаводск 15 ноября 2017 года

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Парамонов Р.Ю., при секретаре Кожухаревой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия» Терентьевой М.В. на постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 18 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФГКУ "ОВО ВНГ России по Республике Карелия", ИНН 1001262392, ОГРН 1121001013132, дата государственной регистрации: 07.09.2012, юридический адрес: г. Петрозаводск, ул.Гоголя, д.45А,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением должностного лица Государственной инспекции труда в Республике Карелия от сентября 2017 года ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Карелия» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 140 000 рублей.

В жалобе защитником Терентьевой М.В. выражается несогласие с постановлением по делу об административном правонарушении и ставится вопрос о его отмене. В обоснование заявленных требований указывает, что внеплановая выездная проверка Учреждения была проведена на основании обращения работника о невыплате заработной платы, при этом вопреки требованиям ч.8 ст.360 ТК РФ орган прокуратуры о ее проведении не извещался, что является грубым нарушением и не позволяет использовать результаты проверки в процессе доказывания. В нарушение ч.4 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» акт проверки в день ее окончания не был вручен представителю учреждения, а направлен по почте спустя более одной недели. Акт проверки не подписан государственным инспектором труда (по охране труда) ФИО3, тогда как он указан в качестве лица, проводившего проверку. Доступ проверяющих лиц в Учреждение, которое осуществляет деятельность в области обороны, безопасности, внутренних дел, не был согласован в Федеральной службе по труду и занятости. Кроме того, четыре протокола об административных правонарушениях были назначены к рассмотрению должностным лицом на разное время, однако фактически по делу вынесено одно постановление о назначении административного штрафа. В дело подшито определение об объединении дел на основании ст.4.4 КоАП РФ, которое не могло быть вынесено должностным лицом на стадии подготовки дел к разбирательству, поскольку они назначались к рассмотрении в разное время. В данном определении не отражена информация о вменяемых юридическому лицу составах правонарушений, нет указания на присутствие защитника, также приведена ссылка на п.п.7 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ, регулирующий вопросы отложения рассмотрения дела. Несмотря на отмену первоначального постановления государственного инспектора труда от 08 июня 2017 года, недостатки, указанные в решении судьи не устранены, дело вновь рассмотрено тем же должностным лицом, которое осуществляло внеплановую проверку и занималось сбором доказательств, то есть явно заинтересовано в исходе дела. Кроме того, при назначении наказания должностным лицом увеличен размер административного штрафа, чем ухудшено положение привлеченного лица. По мнению защитника, государственным инспектором труда неправомерно применены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта и шоссейных дорог, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, которые утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 22.09.2009 №357н, а также неправильно расценены положения Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты", что исключает ответственность привлеченного юридического лица.

В судебном заседании защитники ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Карелия» Терентьева М.В. и Бурак А.В. жалобу поддержали, настаивали на порочности результатов проведенной внеплановой проверки и отсутствии в действиях юридического лица состава инкриминируемого административного правонарушения.

Представитель административного органа, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился.

Заслушав позицию защитников, изучив доводы жалобы и проверив производство по делу в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ч.4 ст.5.27.1 необеспечение работниковсредствамииндивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Оспариваемое постановление вынесено по тем основаниям, что ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Карелия» в нарушение ст.67 ТК РФ не выдало под роспись работнику ФИО1 экземпляр её дополнительного соглашения от 01.10.16г. к трудовому договору от 07.04.08г.; в нарушение ст.213 ТК РФ, Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 (ред. от 23.09.2002), у Учреждения отсутствуют документы, подтверждающие прохождение водителями ФИО7 и ФИО9 психиатрического освидетельствования; в нарушение ст.212 ТК РФ водитель ФИО9 был допущен к работе 7,8,9,10 ноября 2016г., и водитель ФИО8 - 28,29,30 ноября 2016г., без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований; в нарушение требований ч.6 ст.212 и ст.221 ТК РФ, п.11 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н, Учреждение не обеспечило выдачу работникам за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, в соответствии с установленными нормами, а именно, водителям: ФИО7 и ФИО9 не были выданы костюмы для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий и жилеты сигнальные, электромонтеру ФИО6 не были выданы костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халат для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, а также перчатки с точечным покрытием, щиток защитный лицевой или очки защитные.

Действия привлекаемого лица квалифицированы по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, нарушения норм трудового законодательства были выявлены по результатам внеплановой выездной проверки, которая проводилась в соответствии с распоряжением врио руководителя главного государственного инспектора труда в Республике Карелия ФИО5 от 12 января 2017 года.

Поводом для проведения проверочных мероприятий послужило обращение работника ФИО1 от 13.12.2016 о нарушениях ее трудовых прав, связанных с выплатой заработной платы.

Согласно распоряжению №7-2071-16-ОБ/143/3/1 от 12.01.2017 целью проверки определено обеспечение соблюдения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с поступившим обращением от 13.12.2006, также указан перечень документов, необходимых для изучения с целью достижения целей и задач внеплановой проверки: устав организации, решение о назначении руководителя, приказ о назначении главного бухгалтера, справка о численности работников организации, в том числе о количестве женщин, инвалидов, несовершеннолетних, иностранных работников (при наличии таковых); штатное расписание (копия); справка о наличии/отсутствии задолженности по заработной плате, трудовые договоры, приказы о приеме и об увольнении работников, лицевые счета (расчетные листки) работников.

Руководителем трудовой инспекции установлен срок проверки с 13.01.2017 по 09.02.2017 и назначены ответственные лица: государственный инспектор труда (по правовым вопросам) ФИО4, государственный инспектор труда (по охране труда) ФИО3

Распоряжение о проведении внеплановой проверке получено ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Карелия» 19.01.2017.

Как следует из акта -ОБ/143/3/2 от 09.02.2017 проверочные мероприятия в Учреждении проводились 19.01.2017 в период времени с 14 часов 30 минут до 15 часов 30 минут, 23.01.2017 в период с 15 часов 30 минут до 16 часов 00 минут, 03.02.2017 в период с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут, в присутствии заместителя начальника ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Карелия» ФИО2

Сведений о том, что представитель проверяемого юридического лица был ознакомлен с актом проверки в день его составления, в деле не имеется.

При осуществлении проверочных мероприятий были проанализированы документы, связанные с трудоустройством работников, оформлением трудовых отношений, начисления и выплаты заработной платы, что прямо соответствовало ее целям, обусловленным проверкой обращения ФИО1, а также проверена деятельность по вопросам охраны труда работников, тогда как в заявлении последний сведений о нарушениях в данной области трудовых правоотношениях не содержалось.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются, в том числе проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц ст.3 Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ.

Положениями ст.18 указанного Закона на должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля возложены следующие обязанности: своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами; соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится; проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением; проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, копии документа о согласовании проведения проверки;

В соответствии со ст.353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 №875 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно пп."б" п.10 названного Положения основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Порядок организации и проведения проверок работодателей установлен ст.360 ТК РФ, из абзаца четвертого части седьмой данной статьи следует, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в частности, обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Аналогичное основание для проведения внеплановой проверки установлены ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К числу грубых нарушений, в том числе, относится несоблюдение требований п.2 ч.2, ч.3 ст.10 Закона (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), ч.4 ст.16 Закона (в части непредставления акта проверки).

Проведение внеплановой проверки предполагает оперативное реагирование органов государственного контроля и надзора с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений юридическими лицами обязательных правовых предписаний в строго установленных законом случаях, и в отличии от плановой проверки не предполагает комплексного подхода по осуществлению проверочных мероприятий в отношении совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами для юридических лиц.

Положениями ч.1 ст.9 и ч.1 ст.10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ определены разные предметы проведения плановой и внеплановой проверок, которые ввиду правовой природы имеют свои особенности по извещению проверяемых лиц и органов прокуратуры, срокам проверочных мероприятий, оформлению результатов.

Поэтому проверка соблюдения юридическим лицом в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может осуществляться в рамках внеплановой проверки.

Анализ вышеприведенных правовых норм законодательства и подзаконных актов с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела позволяет прийти к выводу, что в связи с обращением работника ФИО1 о нарушении ее трудовых прав в связи с не выплатой заработной платы у Государственной инспекции труда в Республике Карелия имелись законные правовые основания для проведения внеплановой проверки ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Карелия» лишь в части соблюдения работодателем требований трудового законодательства в части оплаты труда.

Достаточных поводов для осуществления проверочных мероприятий в области охраны труда всего Учреждения не имелось, поскольку в обращении заявителя не содержалось сведений о несоблюдении обязательных требований в данной области трудовых правоотношений, соответственно заявление ФИО1 не порождало правовых оснований для проведения внеплановой проверки ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Карелия» на предмет соблюдения предписаний по охране труда.

Проведение проверочных мероприятий в этой части в отсутствие оснований, предусмотренных п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ, в силу ч.2 ст.20 данного Закона влечет порочность полученных в ходе проверки результатов в той части, которые не соотносятся с ее непосредственным предметом.

Таким образом, выводы должностного лица о виновности ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Карелия» в нарушении ст.213 ТК РФ, ст.212 ТК РФ, ч.6 ст.212 и ст.221 ТК РФ, п.11 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н, которые в целом квалифицированы по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, нельзя признать обоснованными, поскольку они не основаны на совокупности доказательств, отвечающих требования допустимости.

Выявленное в ходе проверки нарушение ст.67 ТК РФ, выразившееся в не предоставлении работнику ФИО1 экземпляра дополнительного соглашения от 01.10.16г., квалифицированное при составлении протокола об административном правонарушении по ст.5.27 КоАП РФ, не может служить достаточным основанием для привлечения ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Карелия» к административной ответственности, поскольку привлеченным лицом предоставлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующий о том, что работодателем в установленный ст.67 ТК РФ работнику ФИО1 был вручен экземпляр дополнительного соглашения от 01.10.2016, однако от сделать об этом отметку на втором экземпляре соглашения последняя отказалась.

Предоставленный акт свидетельствует о невиновности юридического лица, поскольку им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению требований трудового законодательства в этой части, отсутствие подписи работника в получении второго экземпляра дополнительного соглашения к трудовому договору связано исключительно с волеизъявлением ФИО1 и не может порождать административно-правовых последствий для ее работодателя.

С учетом изложенного постановление должностного лица о назначении административного штрафа

не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене в силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, производство по делу следует прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу удовлетворить.

Постановления государственного инспектора труда (по правовым вопросам) от 18 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГКУ "ОВО ВНГ России по Республике Карелия" отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья Р.Ю. Парамонов

12-763/2017

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ФГКУ "ОВО ВНГ России по РК"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Парамонов Роман Юрьевич
Статьи

КоАП: ст. 5.27.1 ч.4

Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
02.10.2017Материалы переданы в производство судье
03.10.2017Истребованы материалы
16.10.2017Поступили истребованные материалы
02.11.2017Судебное заседание
15.11.2017Судебное заседание
20.11.2017Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
29.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2017Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
12.12.2017Вступило в законную силу
14.12.2017Дело оформлено
14.12.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее