37RS0023-01-2020-000794-02
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 июня 2020 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Кутузовой К.А.,
при секретаре Файзулиной И.А.,
с участием представителя истца помощника Шуйского межрайонного прокурора Ивановской области Яшиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №4» о возложении обязанности организовать проведение исследования вредного воздействия от компьютеров в кабинете информатики.
У С Т А Н О В И Л:
Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №4», в котором просит обязать ответчика в срок до 1 января 2021 года организовать проведение исследования вредного воздействия от компьютеров, используемых в кабинете информатики, расположенного в вышеуказанном образовательном учреждении, на уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе, концентрацию вредных веществ в воздухе в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Заявленные исковые требования мотивированы следующим. Шуйской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних в деятельности образовательных учреждений при проведении оценки вредного воздействия компьютерной техники.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Часть 1 статьи 41 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Закон № 124-ФЗ) целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, а также содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В силу п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся.
Как следует из п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации отнесено создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.п. 8, 10 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
В силу ч. 2 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (далее – СанПиН).
Согласно п. 1.9 СанПиН рабочие места с использованием персональных электронно-вычислительных машин должны соответствовать требованиям вышеуказанного СанПиН. В приложении 1 к вышеуказанному СанПиН приведены контролируемые гигиенические параметры вредных и опасных факторов: уровни электромагнитных полей (ЭМП), акустического шума, концентрация вредных веществ в воздухе, визуальные показатели ВДТ.
Как следует из п. 4.3 СанПиН в помещениях всех типов образовательных и культурно-развлекательных учреждений для детей и подростков, где расположены ПЭВМ, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата (приложение 2).
В силу п. 4.5 СанПиН уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе помещений, где расположены ПЭВМ, должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим нормативам.
Исходя из п. 4.8 СанПиН содержание вредных химических веществ в воздухе помещений, предназначенных для использования ПЭВМ во всех типах образовательных учреждений, не должно превышать предельно допустимых среднесуточных концентраций для атмосферного воздуха в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами.
Согласно п. 14.4 СанПиН производственный контроль за соблюдением санитарных правил осуществляется производителем и поставщиком ПЭВМ, а также предприятиями и организациями, эксплуатирующими ПЭВМ в установленном порядке, в соответствии с действующими санитарными правилами и другими нормативными документами.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.2.4.1294-03.2.2.4 «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22.04.2003 № 64, определено, что контроль аэроионного состава воздуха осуществляется в порядке планового контроля не реже одного раза в год.
В ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки установлено, что в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» находится 1 компьютерный класс, в котором установлено 10 функционирующих компьютеров.
При этом в нарушении вышеуказанных требований закона, в 2018, 2019г.г., истекшем периоде 2020 года исследование вредного воздействия от компьютеров, установленных в кабинете, на уровне положительных и отрицательных аэроионов в воздухе, концентрацию вредных веществ в воздухе исследование вредного воздействия в школе не проводилось.
В настоящее время по имеющейся информации денежные средства на проведение исследования в образовательных организациях отсутствуют.
Таким образом, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» не осуществляется комплекс мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся школы.
При этом, отсутствие финансирования не может быть признано уважительной причиной несоблюдения законодательства о несовершеннолетних, возложенных на ответчика законом, и не является основанием для неисполнения всех зависящих от него мер по их соблюдению.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Яшина Т.В. исковые требования поддержала на основании доводов, изложенных в исковом заявлении.
Представитель ответчика – директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» Колмазнин И.В. надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал в полном объеме, о чем представил письменное заявление.
Третье лицо – Отдел образования Администрации г.о.Шуя в судебное заседание представителя не направил, надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
В силу ст. 39 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В данном случае судом данных обстоятельств не установлено, в связи с чем суд принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит действующему законодательству, не нарушает интересы иных лиц, подтверждается доказательствами по делу.
В силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №4» о возложении обязанности организовать проведение исследования вредного воздействия от компьютеров в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства следует удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 - 198, 209 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №4» о возложении обязанности организовать проведение исследования вредного воздействия от компьютеров в кабинете информатики удовлетворить.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» провести исследования вредного воздействия от компьютеров, используемых в кабинете информатики, расположенного в вышеуказанном образовательном учреждении, на уровне положительных и отрицательных аэроионов в воздухе, концентрацию вредных веществ в воздухе в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 01.01.2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия данного решения суда в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу, при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Судья К.А. Кутузова
В окончательной форме решение суда изготовлено 16 июня 2020 года.
Судья К.А. Кутузова