Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-219/2020 (2-1914/2019;) ~ М-1807/2019 от 24.12.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Боровичи Новгородской области            11 марта 2020 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой С.А.,

при секретаре Пауковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новгородского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к муниципальному унитарному предприятию «Боровичский водоканал», Администрации Боровичского муниципального района о возложении обязанности по получению лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из артезианских скважин,

установил:

Новгородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к МУП «Боровичский водоканал» (далее – Предприятие) об обязании совершить определенные действия – получить лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из артезианских скважин, в обоснование исковых требований указав, что по результатам проверки, проведённой Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой, выявлены факты безлицензионного водопользования Предприятием недрами, а именно, добыча подземных вод из расположенных в Боровичском районе артезианских скважин: № 829 в д. Дуброви, в 250 м на запад от д. 2; № 219К в д. Починая Сопка, в 50 м. на север от д. 4; № 2591 в д. Прошково д. 9 «а», что является нарушением требований действующего законодательства - норм Конституции Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О недрах», Федерального закона «Об охране окружающей среды». Прокурор просит обязать ответчика в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить соответствующие лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из указанных скважин.

Определением суда в качестве соответчика привлечена Администрация Боровичского муниципального района, которая является учредителем МУП «Боровичский Водоканал».

В судебном заседании прокурор Рыжая К.М. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила их удовлетворить и возложить на МУП «Боровичский Водоканал» обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из артезианских скважин №829, в д. Дуброви; №219К в д. Починная Сопка Боровичского района, и №2591, в д. Прошково Боровичского района, д.9а, для исполнения данной обязанности Предприятием возложить на Администрацию Боровичского муниципального района обязанность получить санитарно-эпидемиологическое заключение по проектам зон санитарной охраны в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика МУП «Боровичский Водоканал» по доверенности Негара В.В. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым МУП «Боровичский Водоканал» при эксплуатации и обслуживании артезианских скважин должен был получить их в хозяйственное ведение соответствующими требованиям закона, отсутствие водоочистных сооружений не позволяет подавать воду в соответствии с нормами СанПиН, что влечет за собой отсутствие возможности получить лицензию. Получение МУП «Боровичский ВОДОКАНАЛ» лицензии на право пользования недрами (артезианскими скважинами), также связано с рядом обязательных условий, предусмотренных нормами Положения о порядке лицензирования пользования недрами, исполнение которых непосредственно от Предприятия не зависит. На сегодняшний день МУП «Боровичский ВОДОКАНАЛ» не может получить лицензии на пользование недрами по спорным скважинам не только из-за несоответствия воды нормам СанПиН, но и ввиду отсутствия утвержденных Роспотребнадзором зон санитарной охраны данных скважин. МУП «Боровичский Водоканал» не может самостоятельно устранить недостатки, влекущие нарушение действующего законодательства.

Предъявляя требования о возложении на МУП «Боровичский Водоканал» обязанности получить лицензию, природоохранный прокурор тем самым ставит исполнение судебного решения в зависимость от действий и решений лицензирующего органа, что заведомо влечет невозможность принудительного исполнения судебного акта. Обязанность получения лицензии установлена законодательно и судебного решения о возложении на ответчиков обязанности по ее получению не требуется. Действующим законодательством РФ не предусмотрен такой способ защиты права как понуждение лица к получению лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности. Требование о понуждении самостоятельного хозяйствующего субъекта к осуществлению какого-либо вида деятельности не основано на нормах права, природоохранным прокурором избран ненадлежащий способ защиты права, при этом считают, прокурор не лишен возможности обратиться в суд в установленном порядке с требованием о понуждении органов исполнительной власти соблюсти требования действующего законодательства. Требования природоохранного прокурора указанные в исковом заявлении не основаны на нормах действующего законодательства, и не подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика Администрации Боровичского муниципального района по доверенности Сергеева В.В. в судебном заседании пояснила, что они исковые требования прокурора не признают, считают, что Администрация Боровичского муниципального района не является ответчиком по требованиям о возложении обязанности на МУП «Боровичский Водоканал» получить лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из артезианских скважин. В соответствии с ч.4 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ МУП «Боровичский Водоканал» создано в целях решения вопросов местного значения по осуществлению работ и услуг водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод в границах Боровичского муниципального района, а также осуществлению иных полномочий в области электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством РФ, в том числе для осуществления деятельности в целях решения иных социальных задач. Спорные скважины являются муниципальной собственностью и переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Боровичский Водоканал», который самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность на основе переданного ему муниципального имущества.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 9, ч. 3 ст. 43 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. В силу п. 3 ст. 2.3 Закона под участками недр понимаются участки, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого, хозяйственно-бытового и технологического обеспечения водой. В связи с этим деятельность по добыче подземных вод для целей водоснабжения требует получения лицензии на пользование участками недр.

Согласно Уставу МУП «Боровичский Водоканал», утвержденному постановлением Администрации Боровичского муниципального района № 743 от 12.04.2013, Предприятие создано в целях решения вопросов местного значения по организации в границах муниципального района электро-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также иной деятельности, не запрещенной действующим законодательством РФ (п.1.1); Учредителем (собственником имущества) Предприятия является Боровичский муниципальный район, права и обязанности от имени которого осуществляет Администрация Боровичского муниципального района (п.1.4); Предприятие самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность на основе переданного ему на праве хозяйственного ведения муниципального имущества, владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом с ограничениями, установленными законодательством и настоящим Уставом (п.2.4); Предприятие создано в целях решения вопросов местного значения по осуществлению работ и услуг водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод в границах Боровичского муниципального района, а также осуществлению иных полномочий в области электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской федерации, в том числе для осуществления деятельности в целях решения иных социальных задач (п.3.1.).

Предприятие использует воду для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и организаций Боровичского района Новгородской области в отсутствие лицензий из скважин: № 829, расположенной в Боровичском районе д. Дуброви, в 250 м. на запад от д. 2; № 219К, расположенной в Боровичском районе д. Починая Сопка, в 50 м. на север от д. 4, № 2591, расположенной в Боровичском районе д. Прошково д. 9 «а». Указанные скважины как объекты муниципальной собственности переданы и находятся в хозяйственном ведении МУП «Боровичский водоканал». Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

До настоящего времени лицензии на право пользование недрами в отношении спорных скважин Предприятием не получены. Препятствием к получению лицензий является несоответствие требованиям СанПин качества воды (по скважинам в д. Дуброви и д. Прошково), отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений по зонам санитарной охраны скважин, что следует из пояснений представителя Предприятия и ответа на запрос заместителю Новгородского межрайонного природоохранного прокурора от 27.11.2019 №3008.

Решением Боровичского районного суда Новгородской области от 25 июня 2016 года по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области в Боровичском районе бездействие Администрации Боровичского муниципального района, выразившиеся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ст. 18 Закона РФ «О санитарно-эпидеомолическом благополучии» № 52-ФЗ от 30.03.1993г, раздела 3 п. 3.6 СП 3.1./3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 1.4, 1.6, 1.11, 1.13, 3.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно о разработке в соответствии с указанными нормами проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения признано незаконным; Администрация Боровичского муниципального района обязана в срок до 31 декабря 2018 года провести работы по разработке проекта организации зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения, расположенных по адресам, поименованным в решении, в том числе и арт.скважина № 829 - Боровичский район, д. Дуброви, в 250 м на запад от д. № 2, арт.скважина № 219 К - Боровичский район, д. Починная Сопка, в 50 м на север от д. №4, арт.скважина № 522а - Боровичский район, д. Прошково, д. 9-а.

По запросу суда относительно исполнения указанного решения Администрацией Боровичского муниципального района представлены сведения, согласно которым решение суда исполнено, разработаны проекты обустройства зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, но на сегодняшний момент не по всем проектам получены заключения государственного санитарно - эпидемиологического надзора, по спорным скважинам заключения отсутствуют.

Согласно ответу территориального отдела в Боровичском районе Роспотребнадзора Администрация Боровичского муниципального района за период с 2018 года заключение по проекту зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения не получала.

В силу ч.2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования. На территориях сельских поселений указанные вопросы решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Из представленных МУП «Боровичский Водоканал» обращений руководителей учреждения в Администрацию Боровичского муниципального района и ответов на них следует, что начиная с 2014 года по настоящее время Предприятие регулярно сообщало о необходимости заложения в бюджет Боровичского муниципального района и выделении денежных средств для осуществления мероприятий по обеспечению качества питьевой воды населению Боровичского муниципального района, а также необходимости проектирования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения, но до настоящего времени все необходимые меры Администрацией Боровичского муниципального района для выполнения вышеуказанных мероприятий не приняты.

Таким образом установлено, что ответчик МУП «Боровичский Водоканал» осуществляет добычу подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения не имея соответствующих разрешений (лицензий) на пользование недрами, ввиду чего Предприятие обязано получить лицензии в порядке, который установлен законом. Вместе с тем, препятствием к получению необходимых лицензий также является и бездействие Администрации Боровичского муниципального района, длительное время не получающего санитарно - эпидемиологическое заключение по проектам зон санитарной охраны, в связи с чем суд полагает необходимым возложить на Администрацию обязанность по получению таких заключений.

На основании изложенного, иск прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Новгородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Боровичский Водоканал» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из артезианских скважин №829, расположенной в д. Дуброви Боровичского района, в 250 м на запад от д.2; №219К, расположенной в д. Починная Сопка Боровичского района, в 50 м на север от д.4; №2591, расположенной в д. Прошково Боровичского района, д.9а.

Обязать Администрацию Боровичского муниципального района провести мероприятия, направленные на получение МУП «Боровичский водоканал» лицензий в отношении указанных скважин - получить санитарно-эпидемиологическое заключение по проектам зон санитарной охраны в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения – 18 марта 2020 г.

Судья                  С.А. Иванова

2-219/2020 (2-1914/2019;) ~ М-1807/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Новгородский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
МУП "Боровичский водоканал"
администрация Боровичского муниципального района
Другие
Боровичский межрайонный прокурор
Суд
Боровичский районный суд Новгородской области
Судья
Иванова Светлана Анатольевна
Дело на странице суда
borovichsky--nvg.sudrf.ru
24.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2019Передача материалов судье
27.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2020Подготовка дела (собеседование)
17.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.01.2020Предварительное судебное заседание
25.02.2020Судебное заседание
11.03.2020Судебное заседание
18.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2020Дело оформлено
27.05.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее