КОПИЯ
Дело № 2-54/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Вад Нижегородской области 11 марта 2019 года
Вадский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Логиновой А.Я.,
при секретаре судебного заседания Клычевой В.В.,
с участием истца Шмелева В.В. посредством видеоконференц-связи,
представителя ответчиков ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России Семеновой О.В.,
представителя третьего лица Министерства экологии и природоохранных ресурсов Нижегородской области Нестеровой Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмелева В. В. к ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области о взыскании морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Шмелев В.В. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области о взыскании морального вреда, мотивируя требования следующим.
Шмелев В.В. содержится в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области, которое осуществляет слив канализационных вод на рельеф местности, что является нарушением экологического законодательства. В связи с этим за забором образовалось болото, от которого исходит сильный неприятный запах. Учитывая, что истец содержится в закрытом помещении - камере, и согласно ПВР не имеет возможности пользоваться освежителем воздуха, то вынужден дышать данным запахом, что негативно отражается на психическом состоянии его здоровья. Истец испытывает раздражение, дискомфорт, физические неудобства, чувство собственной неполноценности, а также страх за свое состояние здоровья. На основании изложенного, с учетом положений ст. 2, 41, 42, 57 Конституции РФ, истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере *** рублей.
Определением суда от 14 января 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России, Министерство экологии и природоохранных ресурсов Нижегородской области, Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области.
Определением суда от 14 января 2019 года к участию в деле привлечен Нижегородский прокурор по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.
Протокольным определением суда от 28 февраля 2019 года ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.
В судебном заседании истец Шмелев В.В., участвующий посредством видеоконференц-связи иск поддержал в полном объеме.
Представитель ответчиков ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России по доверенностям - Семенова О.В. возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица Министерства экологии и природоохранных ресурсов Нижегородской области по доверенности Нестерова Т.П. пояснила, что действительно ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области было привлечено к административной ответственности за нарушение экологического законодательства. Вместе с тем вопрос о причинении истцу морального вреда оставляет на усмотрение суда.
Представители третьих лиц - Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу и Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области - в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Участвующий в деле в порядке ст. 45 ГПК РФ Нижегородский прокурор по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Дополнительно пояснил, что ввиду отсутствия факта причинения истца вреда здоровью, оснований для дачи заключения по существу спора не имеется.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В силу ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом (ст. 1100 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, истец Шмелев В.В. содержится в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. в ДД.ММ.ГГГГ часов в ходе проведения административного расследования, на основании обращения, поступившего в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по факту нарушения природоохранного законодательства при сбросе сточных вод, установлено: на территории п. Анненковский карьер Вадского района расположена территория ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по Нижегородской области. Во время проведения планового (рейдового) осмотра ДД.ММ.ГГГГ. в <данные изъяты> установлено следующее: при въезде на КПП территории СИЗО с правой стороны от дороги на земельном участке с географическими координатами 55°23,936 северной широты и 043°49,109 восточной долготы расположен накопитель (отстойник) жидких бытовых отходов длиной около 12 метров и шириной около 4,5 метра. Емкость вровень с поверхностью земли перекрыта бетонными плитами, объем отстойника в рамках данного осмотра установить не представилось возможным в виду подземного исполнения и отсутствия технической документации. Из отстойника происходит переливание жидких бытовых отходов на рельеф местности (на почву), на площади примерно 70 м.кв. В накопитель (отстойник) поступают жидкие бытовые отходы от ФКУ СИЗО- 3 ГУФСИН России по Нижегородской области, которые согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года N 242, являются отходами коммунальными жидкими неканализованных объектов водопотребления (код по ФККО 7 32 101 01 30 4- 4 класса опасности).Река Пьяна находится на расстоянии не менее 400 м от места растекания; факты попадания отходов коммунальных жидких в водный объект не установлены, стекание данных отходов осуществляется на рельеф местности(на почву).
В ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по Нижегородской области отсутствуют очистные сооружения канализации.
Согласно ст.11 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89 -ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ч. 1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст.51 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89 -ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с письмом ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по Нижегородской области от 30.10.2017 № 33/10/49/12-8891, следует, что учреждение осуществляет сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности, за 2016 год сброшено 37,73 тыс. м3. Вышеуказанный факт является нарушением ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
03.11.2017 получено объяснение от законного представителя юридического лица - начальника ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по Нижегородской области подполковника внутренней службы Жолоба С.В., что учреждением принимаются все меры направленные на устранение нарушения экологического законодательства: учреждение было внесено в программу строительства очистных сооружений, в адрес ФСИН России направлена исходно разрешительная документация по объектам капитального строительства УИС Нижегородской области (в том числе «Очистные сооружения ФКУ СИЗО-3»), в настоящее время ведутся работы по выбору земельного участка для строительства очистных сооружений.
Ранее законодательством Российской Федерации допускался сброс сточных вод на рельеф местности, в связи с этим при пуске в эксплуатацию ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по Нижегородской области сброс сточных вод изначально предусматривался на рельеф местности.
С 2008 года ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области прорабатывается вопрос по строительству биологических очистных сооружений. В соответствии с распоряжением Главы местного самоуправления Вадского муниципального района Нижегородской области от 31.01.2008 № 53-р, утвержден акт выбора земельного участка площадью 10000 кв.м., расположенного по адресу: п. Анненковский карьер Вадского района Нижегородской области, предоставленного под строительство системы центральной канализации и очистных сооружений.
Проектирование и строительство очистных сооружений в ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по Нижегородской области включено в проект Федеральной целевой программы «Развитие УИС 2017-2025 г.г.» (далее - ФЦП «Развитие УИС 2017-2025 г.г.»). Согласно данного проекта ФЦП «Развитие УИС 2017-2025 г.г.», проектирование очистных сооружений запланировано на 2017-2018 г.г., строительство на 2018-2019 г.г.
В настоящее время проект программы ФЦП «Развитие УИС 2017-2025 г.г.» находится на утверждении в ФСИН России.
Постановлением Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 22 ноября 2017 года ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области признано виновным в совершении административного правонарушения в части несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потреблениями, веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Заявляя требования о компенсации морального вреда, истец ссылается на то обстоятельство, что нарушением ответчика экологического законодательства истец испытывал физические и нравственные страдания.
В соответствии с положениями ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Перечень нематериальных благ закреплен в ст. 150 ГК РФ. В соответствии с данной нормой права к нематериальным благам относятся: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Вместе с тем, каких-либо доказательств причинения истцу физических или нравственных страданий судом не установлено.
Само по себе привлечение ответчика к административной ответственности не свидетельствует о нарушении ответчиком каких-либо нематериальных благ истца.
Согласно медицинской справке от ДД.ММ.ГГГГ, какого-либо физического вреда здоровью истца причинено не было.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Для наступления деликтной ответственности казны РФ по настоящему спору должно быть доказано наличие следующих обстоятельств: наступление вреда; противоправность действий причинителя вреда, причинная связь между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями, а также вина причинителя. Отсутствие одного из названных элементов является основанием для отказа в иске.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании не было представлено доказательств причинения морального вреда ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований о компенсации морального вреда и применения положений ст. 1069 ГК РФ, предусматривающей возмещение вреда за счет средств казны РФ в результате незаконных действий государственных органов и их должностных лиц, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Шмелева В. В. к ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России о взыскании морального вреда, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вадский районный суд Нижегородской области.
Судья: (подпись) Логинова А.Я.
Копия верна
Судья: Логинова А.Я.