Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-651/2021 ~ М-543/2021 от 24.06.2021

? УИД 63RS0028-01-2021-001154-60

Дело № 2-651/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Сергиевск 30 августа 2021 года

Сергиевский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Яковлева И.А.,

при секретаре Степановой Н.А.,

с участием помощника прокурора Сергиевского района Самарской области Меримерина Л.А.,

с участием представителя истца - ответчика по встречному исковому заявлению администрации муниципального района Сергиевский Самарской области Пимкиной О.Н.,

ответчика - истца по встречному исковому заявлению Дворянчиковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального района Сергиевский Самарской области к Дворянчиковой Н. А. об изъятии жилого помещения путем выкупа и по встречному исковому заявлению Дворянчиковой Н. А. о предоставлении иного благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого для муниципальных нужд, находящегося в аварийном состоянии,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района Сергиевский Самарской области обратилась в суд с иском к Дворянчиковой Н.А. и просит изъять для муниципальных нужд жилое помещение, принадлежащее на праве собственности Дворянчиковой Н.А., расположенное по адресу: <адрес>, путем выкупа, с выплатой выкупной цены в размере 960 740 руб.; выселить Дворянчикову Н.А. из указанного жилого помещения; прекратить право собственности Дворянчиковой Н.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; признать право собственности муниципального района Сергиевский на жилое помещение, расположенное по указанному адресу с кадастровым .

В обоснование иска истец указал, что распоряжением администрации м.р. Сергиевский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -р, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным, непригодным к проживанию и подлежащим сносу. Ответчик Дворянчикова Н.А. является собственником <адрес> указанном жилом доме площадью 42,1 кв.м. Ответчик выразил согласие на участие в государственной жилищной программе Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилого фонда, признанного таковым до 01.01.2017» до 2025 года, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, путем предоставления администрацией другого благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого для муниципальных нужд. Первоочередным способом обеспечения граждан жилыми помещениями при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, согласно ст. 32 ЖК РФ, является изъятие таких жилых помещений путем выкупа. Поскольку ответчик Дворянчикова Н.А. приобрела право собственности на спорное жилое помещение после признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, то на нее распространяется действие п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, согласно которого выкупная цена в отношении таких жилых помещений не может превышать стоимости приобретенного гражданами жилья, при этом положения ч. 8 и ч. 8.1 ЖК РФ на них не распространяются. Согласно отчету ООО Правовой центр «Независимость» рыночная стоимость спорного жилого помещения с учетом требований п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ составляет 960 740 руб.

Ответчик Дворянчикова Н.А. обратилась в суд со встречным исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию муниципального района Сергиевский предоставить ей взамен изымаемого для муниципальных нужд жилого помещения по адресу: <адрес>, иное благоустроенное жилое помещение в связи признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, в рамках государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ» до 2025г, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ площадью не менее 41,2 кв.м., расположенное в границах городского поселения Суходол. После предоставления ей жилого помещения площадью не менее 41,2 кв.м., расположенного в границах городского поселения Суходол прекратить право ее собственности на спорное жилое помещение, признать право собственности муниципального района Сергиевский Самарской области на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым .

В обосновании заявленных требований указала, что спорное жилое помещение принадлежит ей на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и Дворянчиковым С.В., что подтверждается выпиской из ЕГРП.

На основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, Дворянчикова Н.А. выразила согласие на участие в государственной программе Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ» до 2025г, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, путем предоставления администрацией муниципального района Сергиевский по соглашению другого жилого помещения взамен изымаемого для муниципальных нужд.

В связи с признанием жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания по причине аварийного состояния постановлением администрации муниципального района Сергиевский от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный под указанным домом, изъят для муниципальных нужд.

Жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, приобретено истцом ДД.ММ.ГГГГ, после признания жилого дома по адресу: <адрес>, в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, но до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3, закрепившего норму, которая лишает права на переселение путем предоставления администрацией нового благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого.

Таким образом, при вступлении в программу ей предоставлялось право выбора между получением возмещения за изымаемое жилое помещение или предоставлением другого жилого помещения (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ; п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ).

При вступлении в программу в соответствии с п.8 ст.32 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) истец воспользовался правом выбора и выразил свое волеизъявление на предоставление ему по соглашению другого жилого помещения, что подтверждается поступившими в адрес администрации муниципального района Сергиевский заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, положение ч. 8.2. ст. 32 ЖК РФ не должно применяться к гражданам, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, но до вступления в силу Федерального закона 473-03, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанная норма противоречит ранее предоставленному ч. 8 ст. 32 ЖК РФ праву выбора на предоставление жилого помещения или компенсации за изымаемое жилое помещение, которое граждане уже реализовали, направив соответствующие заявления.

Многоквартирный дом по адресу: <адрес> включен в государственную программу Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ" до 2025 года», утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение 1 к Государственной программе Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ» до 2025 года», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ).

Помощник прокурора Сергиевского района Самарской области Меримерин Л.А. в судебном заседании полагал необходимым удовлетворить встречное исковое заявление Дворянчиковой Н.А. к администрации Сергиевского района Самарской области в полном объеме, исковое заявление администрации Сергиевского района Самарской области к Дворянчиковой Н.А., оставить без удовлетворения.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заключение прокурора, находит встречные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, а первоначальные исковые требования администрации муниципального района Сергиевский Самарской области к Дворянчиковой Н.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Дворянчиковой Н.А. и Дворянчиковым С.В., жилое помещение – квартира общей площадью 41,2 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, передана в собственность Дворянчиковой Н.А.

Право собственности на спорное жилое помещение – квартиру за регистрировано за Дворянчиковой Н.А., что подтверждается Выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы муниципального района Сергиевский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -р, жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Государственная программа Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ" до 2025 года".

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (приложение , порядковый номер жилого дома в приложении 1091).

Согласно п. 7 Государственной программы Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ" до 2025 года" (далее – Государственная программа), предусмотрено, что в рамках указанной Государственной программы предусмотрена реализация мероприятий по строительству жилых домов, приобретению жилых помещений в построенных и строящихся жилых домах у застройщиков, приобретению жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, а также предоставлению возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области (далее - Перечень домов), в соответствии со ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Переселение граждан осуществляется в соответствии с действующим законодательством путем предоставления органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в Самарской области, являющимися участниками Государственной программы (далее - органы местного самоуправления), жилых помещений в домах, построенных или приобретенных в муниципальную собственность, либо предоставления возмещения за изымаемые жилые помещения.

Согласно п. 8 Государственной программы, реализация мероприятий по переселению граждан осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых с учетом планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с федеральным законодательством средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Финансирование мероприятий Государственной программы осуществляется в форме бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета, в том числе субсидий, формируемых за счет поступающих в областной бюджет в соответствии с федеральным законодательством средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Указанные субсидии расходуются, в том числе, на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в п.2 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

Часть 2 ст. 23 ЖК РФ предусматривает, что изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

    Согласно ч. 6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

    В соответствии с ч. 7 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч.6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

    Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

На основании п. 8.1 ст. 32 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Исходя из системного толкования положений ст. 32 ЖК РФ следует, что если собственник ветхого жилого помещения, подлежащего сносу, в установленный срок не предпринял мер, направленных на его снос, то орган, принявший решение о сносе ветхого жилого дома вправе в порядке, предусмотренном ст. 49 ЗК РФ изъять земельный участок на котором расположен такой жилой дом, для муниципальных нужд, а также всех жилых помещений, расположенных в данном доме.

Таким образом, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа в порядке, установленном указанной статьей.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ст. 32 ЖК РФ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

В судебном заседании установлено, что жилой дом, в котором расположено жилое помещение, принадлежащее Дворянчиковой Н.А., включено в Государственную программу Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ" до 2025 года", следовательно, учитывая вышеприведенные положения законодательства, Дворянчиковой Н.А. предоставлено право выбора способа изъятия принадлежащего им жилого помещения и подлежащего изъятию в связи с признанием его аварийным и подлежащим сносу.

Заявлением Дворянчиковой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ, поданным в администрацию муниципального района Сергиевский Самарской области, подтверждается, что она выразила согласие на участие в Государственной программе путем предоставления органом местного самоуправления равнозначного жилого помещения, расположенного на территории <адрес>.

При установленных судом обстоятельствах, с учетом вышеприведенных правовых норм, не подлежит удовлетворению требование администрации м.р. Сергиевский об изъятии спорного жилого помещения у Дворянчиковой Н.А. путем его выкупа с выплатой выкупной цены в размере 960 740 руб., выселении и прекращении права собственности, а подлежит удовлетворению встречное исковое требование Дворянчиковой Н.А. об изъятии у нее указанного жилого помещения путем предоставления иного жилого помещения площадью не менее 41,2 кв.м., расположенного в границах городского поселения Суходол Самарской области.

Поскольку после предоставления Дворянчиковой Н.А. иного жилого помещения взамен изымаемого должно быть прекращено ее право собственности на спорное жилое помещение, а изымаемое жилое помещение должно быть передано муниципальному району Сергиевский Самарской области, то подлежат удовлетворению встречные исковые требования Дворянчиковой Н.А. о прекращении за ней права собственности на спорное жилое помещение и о признании на указанное жилое помещение права собственности муниципального района Сергиевский Самарской области после предоставления ему другого жилого помещения взамен изымаемого.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд


РЕШИЛ:


    В удовлетворении исковых требований администрации муниципального района Сергиевский Самарской области к Дворянчиковой Н. А. об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> собственника данного жилого помещения – Дворянчиковой Н. А. путем выкупа администрацией муниципального района Сергиевский в размере 960740,00 руб., определенном в Отчете об оценке рыночной стоимости жилого помещения -С от ДД.ММ.ГГГГ подготовленном ООО Правовой центр «Независимость», выселении Дворянчиковой Н. А. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, прекращении права собственности Дворянчиковой Н. А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым , признании права собственности муниципального района <адрес> на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым , отказать.

Встречные исковые требования Дворянчиковой Н. А. к администрации муниципального района Сергиевский Самарской области о предоставлении иного благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого для муниципальных нужд, находящегося в аварийном состоянии, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района Сергиевский предоставить Дворянчиковой Н. А. взамен изымаемого для муниципальных нужд жилого помещения по адресу: <адрес> иное благоустроенное жилое помещение в связи признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, в рамках государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ» до 2025 г., утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ площадью не менее 41,2 кв.м., расположенное в границах городского поселения Суходол.

После предоставления администрацией муниципального района Сергиевский Самарской области Дворянчиковой Н. А. жилого помещения площадью не менее 41,2 кв.м., расположенного в границах городского поселения Суходол прекратить право собственности Дворянчиковой Н. А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым .

Признать право собственности муниципального района Сергиевский Самарской области на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым .

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 6 сентября 2021 года.

Председательствующий судья:              И.А. Яковлев

2-651/2021 ~ М-543/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
прокурор Сергиевского района
администрация муниципального района Сергиевский Самарской области
Ответчики
Дворянчикова Н.А.
Другие
ОВМ ОМВД России по Сергиевскому району
Управление Росреестра по Самарской области
Суд
Сергиевский районный суд Самарской области
Судья
Яковлев И.А.
Дело на странице суда
sergievsky--sam.sudrf.ru
24.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2021Передача материалов судье
29.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2021Подготовка дела (собеседование)
23.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2021Судебное заседание
06.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2021Дело оформлено
03.11.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее