Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-301/2019 ~ М-1/2019 от 09.01.2019

Дело № 2 -301/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2019 года г. Канск

Канский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Гришаниной Н.В.,

при секретаре Рыковой Е.В.,

с участием истца Новикова С.Ф.,

представителя ответчика Полотовской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новикова ФИО6 к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Астафьевская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Новиков С.Ф. обратился в суд с иском к МБОУ «Астафьевская СОШ» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что он принят на работу в МБОУ «Астафьевская СОШ» сторожем с ДД.ММ.ГГГГ, с ним заключен трудовой договор. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ установлен должностной оклад, ставка заработной платы в размере 2454 рубля. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ установлен должностной оклад, ставка заработной платы в размере 2552 рубля. За период с ДД.ММ.ГГГГ года ему выплачивалась и начислялась заработная плата ниже минимального размера оплаты труда, в связи с чем просит взыскать в его пользу задолженность по заработной плате в общем размере 122 733,75 рублей, выплатить недоначисленную заработную плату за вычетом подоходного налога в сумме 106 778,36 рублей.

В судебном заседании истец Новиков С.Ф. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – МБОУ «Астафьевская СОШ» Полотовская Е.В. в судебном заседании исковые требования признала частично, представила свой расчет недоначисленной заработной платы.

Представитель третьего лица – МКУ «Управление образования администрации Канского района Красноярского края» Кожакина О.И. в судебное заседание не явилась, направила отзыв на исковое заявление, в котором возражала против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что начисление заработной платы считает правильным.

Представители третьих лиц - администрации Канского района Красноярского края, Министерства образования Красноярского края и Министерства финансов Красноярского края, в судебное заседание не явились.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом мнения явившихся участников процесса и требований ст. 167 ГПК РФ, и, заслушав стороны, а также исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).

Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права. В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка,

Статья 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях, подтвердив сложившуюся правоприменительную практику, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.

Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.

В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.

Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Постановлением <адрес> от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3. Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входит, в том числе, и Канский район). В соответствии с п. 1 Постановления № 794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.

Статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2017 г. на территории РФ установлен МРОТ в сумме 7800 рублей в месяц.

Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 7800 руб. (с июля по декабрь 2017 года), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 12480 руб. (с июля по декабрь 2017 года).

Статьей 1 Федерального закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2018 на территории Российской Федерации установлен минимальный размере оплаты труда в сумме 9489 рублей в месяц.

Статьей 1 Федерального закона от 07.03.2018 № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.05.2018 на территории Российской Федерации установлен минимальный размере оплаты труда в сумме 11 163 рубля в месяц.

Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9489 рублей (с января по апрель 2018 года), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15182,40 рубля (с января по апрель 2018), 17 860,80 рубля (с мая 2018). Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п.

Довод представителя управления образования администрации Канского района о том, что в заявленные истцом периоды заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с соблюдением требований трудового законодательства, суд находит необоснованным, поскольку данный довод основан на неправильном толковании норм трудового законодательства РФ и Постановления Конституционного Суда РФ № 38-п от 07.12.2017 г.

Как установлено в судебном заседании, Новиков С.Ф. принят на работу к ответчику на должность сторожа, с ним заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, определена тарифная ставка (оклад) в размере 1629 рублей. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ установлен должностной оклад, ставка заработной платы в размере 2454 рубля. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлен должностной оклад в размере 2552 рубля. Новиков С.Ф. заявил о нарушении своих трудовых прав, выразившееся в начислении и выплате ему заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ года ниже минимального размера оплаты труда.

Поскольку судом установлено, что работодателем заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию в размере:

- за отработанный 21 день (168 часов) в ДД.ММ.ГГГГ года в размере 1 888 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 480 руб. / 168 час. (норма времени в ДД.ММ.ГГГГ г.) * 168 час. (отработано работником) = 12 480 руб. (должно быть начислено) - 10 592 руб. (фактически начислено) = 1888 руб. (недоначислено).

- за отработанные 136 часов в ДД.ММ.ГГГГ года в размере 4166,40 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 15 182,40 руб. / 136 час. (норма времени в ДД.ММ.ГГГГ.) * 136 час. (отработано работником) = 15182,40 руб. (должно быть начислено) - 11016 руб. (фактически начислено) = 4166,40 руб. (недоначислено).

- за отработанные 151 час в ДД.ММ.ГГГГ года в размере 4166,40 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 15 182,40 руб. / 151 час. (норма времени в ДД.ММ.ГГГГ.) * 151 час. (отработано работником) = 15182,40 руб. (должно быть начислено) - 11016 руб. (фактически начислено) = 4166,40 руб. (недоначислено).

- за отработанные 159 часов в ДД.ММ.ГГГГ года в размере 4166,40 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 15 182,40 руб. / 159 час. (норма времени в ДД.ММ.ГГГГ.) * 159 час. (отработано работником) = 15182,40 руб. (должно быть начислено) - 11016 руб. (фактически начислено) = 4166,40 руб. (недоначислено);

- за отработанные 167 часов в ДД.ММ.ГГГГ года в размере 4166,40 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 15 182,40 руб. / 167 час. (норма времени в ДД.ММ.ГГГГ.) * 167 час. (отработано работником) = 15182,40 руб. (должно быть начислено) - 11016 руб. (фактически начислено) = 4166,40 руб. (недоначислено);

- за отработанные 159 часов в ДД.ММ.ГГГГ года в размере 6697,80 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 17860,80 руб. / 159 час. (норма времени в ДД.ММ.ГГГГ.) * 159 час. (отработано работником) = 17860,80 руб. (должно быть начислено) - 11163 руб. (фактически начислено) = 6697,80 руб. (недоначислено);

- за отработанные 159 часов в ДД.ММ.ГГГГ года в размере 6697,80 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 17860,80 руб. / 159 час. (норма времени в ДД.ММ.ГГГГ.) * 159 час. (отработано работником) = 17860,80 руб. (должно быть начислено) - 11163 руб. (фактически начислено, без учета отпускных) = 6697,80 руб. (недоначислено);

- за отработанные 103,35 часов в ДД.ММ.ГГГГ года в размере 3891,83 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 17860,80 руб. / 176 час. (норма времени в ДД.ММ.ГГГГ.) * 103,35 час. (отработано работником) = 10488,15 руб. (должно быть начислено) – 6596,32 руб. (фактически начислено) = 3891,83 руб. (недоначислено);

- за отработанные 32 часа в ДД.ММ.ГГГГ года в размере 1164,83 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 17860,80 руб. / 184 час. (норма времени в ДД.ММ.ГГГГ.) * 32 час. (отработано работником) = 3106,22 руб. (должно быть начислено) – 1941,39 руб. (фактически начислено) = 1164,83 руб. (недоначислено);

всего на сумму 37 004 рубля 86 копеек.

Кроме того, суд, руководствуясь представленным истцом лицевым счетом, полагает необходимым отказать в части иска за ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку в указанный период заработная плата, согласно лицевого счета, начислена верно.

Таким образом, расчеты недоначисленной заработной платы, представленные стороной истца, судом проверены, их достоверность в ходе судебного разбирательства ответчиком не оспорена, алгоритм расчета признается верным, соответствующим данным начислениям заработной платы за указанные периоды, согласно имеющегося в деле лицевого счета Новикова С.Ф. за спорный период. Вместе с тем, размер недоначисленной заработной платы подлежит корректировке в связи с наличием математических неточностей при их расчете, поскольку истцом при расчете неучена произведенная ответчиком доплата до МРОТ, которая отражена в соответствующе строке лицевого счета.

При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Новикова С.Ф. к МБОУ «Астафьевская СОШ» о взыскании недоначисленной заработной платы подлежат частичному удовлетворению, и с работодателя, в лице МБОУ «Астафьевская средняя общеобразовательная школа», в пользу Новикова С.Ф. подлежит взысканию заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ года в размере 37 004 рубля 86 копеек.

Что касается требования о выплате работнику суммы недоначисленной заработной платы за вычетом подоходного налога, суд полагает необходимым разъяснить следующее.

Пунктом 1 статьи 226 Налогового Кодекса РФ установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса. Указанные организации признаются налоговыми агентами и обязаны исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов, в частности, статьей 226 Кодекса.

В этом случае в соответствии с пунктом 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам. Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ, сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. С учетом положений ст. 103 ГПК РФ, п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика МБОУ «Астафьевская средняя общеобразовательная школа» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1310 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Новикова ФИО7 к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Астафьевская средняя общеобразовательная школа» о взыскании заработной платы – удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Астафьевская средняя общеобразовательная школа» в пользу Новикова ФИО8 заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ года в размере 37 004 (тридцать семь тысяч четыре) рубля 86 копеек. В остальной части иска отказать.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Астафьевская средняя общеобразовательная школа» в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 1310 (одна тысяча триста десять) рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья      Н.В. Гришанина

Решение изготовлено в окончательной форме 01.03.2019 года

2-301/2019 ~ М-1/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Новиков Семен Федорович
Ответчики
МБОУ "Астафьевская СОШ"
Другие
Министерство образования
Администрация Канского района
Министерство финансов
Суд
Канский районный суд Красноярского края
Судья
Гришанина Наталья Владимировна
Дело на странице суда
kanskray--krk.sudrf.ru
09.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2019Передача материалов судье
14.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2019Судебное заседание
01.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2019Дело оформлено
09.04.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее