Копия
В окончательной форме изготовлено 06 апреля 2022 года
УИД: 66RS0029-01-2021-002019-53
Дело № 2-215/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2022 года город Камышлов Свердловская область
Камышловский районный суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Сейдяшевой Н.В.
при секретаре Борисовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Комфорт» к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Комфорт» обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги. В обосновании иска указано, что истец ООО «Комфорт» оказывает ответчику ФИО2 услуги по водоснабжению и теплоснабжению по адресу: <адрес>18, согласно Постановления Правительства №307 от 23 мая 2006 года, Постановления Правительства №354 от 06 мая 2011 года. На основании агентского договора №334-ЭСП от 07 сентября 2018 года, заключенного между ООО «Комфорт» и ОАО «Энергосбыт Плюс», начисление суммы платежей за коммунальные услуги водоснабжения и отопления производит ОАО «Энергосбыт Плюс». В силу подпункта «б» пункта 17 Правил, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14, 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил. На основании этого ресурсоснабжающая организация имеет право по начислению платы и взысканию образовавшейся задолженности.
Просят взыскать с ответчика ФИО2 за период 01 октября 2018 года по 31 января 2021 года, сумму задолженности по оплате коммунальных услуг - 116 864 руб. 92 коп., судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3 537 руб. 30 коп.
30 марта 2022 года от истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований в связи с изменением периода задолженности, просят взыскать с ответчика задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг 110 939 руб. 94 коп., в том числе: за период с 31 декабря 2018 года по 31 января 2021 года -73 487 руб. 19 коп.; пени за неоплату услуги отопления жилого помещения за период с 31 декабря 2018 года по 30 марта 2022 года – 37 452 руб. 69 коп., с продолжением исчисления пени до момента фактической уплаты долга, просит взыскать оплату государственной пошлины в размере 3 418 руб. 80 коп.
Определением суда от 03 февраля 2022 года в качестве третьих лиц привлечены Администрация МО Камышловский муниципальный район, Администрация МО Обуховское сельское поселение.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель истца ООО «Комфорт» по доверенности ФИО4 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, поскольку центральное отопление в квартире отключено, квартира отапливается автономным отоплением, услуги по теплоснабжению ответчику не оказываются.
Заслушав стороны, изучив исковое заявление, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривает, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчик ФИО2 является нанимателем жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>, согласно договора социального найма жилого помещения №3 от 31 августа 2009 года.
Согласно пункту 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения (теплоснабжения) выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Согласно подпункта «в» пункта 17 Правил, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Согласно Концессионному соглашению, заключенному 18 декабря 2018 года между Администрацией МО «Обуховское сельское поселение», и ООО «Комфорт», ООО «Комфорт» является ресурсоснабжающей организацией по передаче и распределению тепловой энергии на территории МО «Обуховское сельское поселение», в том числе, в <адрес>.
Многоквартирный дом по адресу: <адрес> подключен к централизованной системе отопления, коммунальные услуги по которому предоставляет ООО «Комфорт», в связи с чем договор энергоснабжения (теплоснабжения) считается заключенным. Надлежащее исполнение обязательств по предоставлению коммунальной услуги «отопление» подтверждается месячными отчетами о потреблении <адрес> по адресу: <адрес> тепловой энергии.
Из пояснений сторон в судебном заседании следует, что ответчик самостоятельно произвел отключение от централизованных сетей теплоснабжения отопления и работы по устройству автономного электроотопления в жилых помещениях.
Согласно пункту 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
На основании пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации приведенные правовые нормы применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьями 9 и 10 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, злоупотребление правом в любой форме не допускается.
Действующим законодательством Российской Федерации определены обязательные нормы для принятия решения потребителями о смене способа обеспечения теплоснабжения, в том числе требования к индивидуальным квартирным источникам тепловой энергии, которые допускается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения.
Так, в соответствии со статьей 36 главы 6 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Подпунктом «в» пункта 35 Правил установлено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
В силу части 2 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Поскольку система централизованного отопления дома, исходя из вышеуказанных норм закона, относится к общему имуществу, то реконструкция этого имущества путем его уменьшения (изменения) возможна только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
В этой связи действующим законодательством Российской Федерации предусмотрен порядок действий при принятии решения о смене способа обеспечения теплоснабжения как отдельным собственником помещений в многоквартирном доме, так и всеми собственниками помещений в таком доме.
Отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающих жилое помещение постоянным отоплением (в отопительный сезон), является переустройством, предусмотренным частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, требующим внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Согласно статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.
Завершением переустройства жилого помещения, согласно статьи 28 Жилищного кодекса Российской Федерации, является акт приемочной комиссии, который в свою очередь должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав, для внесения изменений в техническую документацию на многоквартирный дом.
Из выше изложенного следует, что переустройство квартиры должно осуществляться в соответствии с правилами Жилищного кодекса Российской Федерации. Без утвержденных и согласованных проектов на переустройство в квартире собственник не может проводить работы по переустройству инженерных систем и вносить изменения в техническую документацию жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме.
Таким образом, переход на индивидуальное отопление жилых помещений в многоквартирном доме возможен только при соблюдении всех требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению, согласно абзацу 2 пункта 40 Правил, действующему на период спорных отношений, вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 года № 184, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
Предусмотренный порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению обусловлен общим принципом распределения объема тепловой энергии, израсходованного на обеспечение нормативной температуры воздуха в помещениях многоквартирного дома, и, как следствие, распределения размера платы за коммунальную услугу по отоплению пропорционально площади помещений в многоквартирном доме. Определено это тем, что многоквартирный дом отапливается целиком, как единый объект с учетом сохранения (обеспечения) теплового баланса всего жилого здания.
Услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального жилого помещения, так и для общего имущества многоквартирного дома. Отказ от индивидуального потребления услуги отопления не прекращает потребление услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, которое осуществляется в первую очередь на основании главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (статья 26), а также Федеральным законом «О теплоснабжении» (часть 15 статьи 14) (в соответствующей части данный Федеральный закон, согласно части 2 его статьи 30, вступил в силу с 1 января 2011 года). Так же в вышеуказанном решении установлено, что плата за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, при соблюдении всех нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, которые действовали на момент его проведения, возлагается на пользователей и собственников таких жилых помещений лишь в части расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из установленных по делу обстоятельств, отключение от системы центрального отопления производилось ответчиком без согласования переустройства жилого помещения с органом местного самоуправления. До настоящего времени, за разрешением о переводе жилого помещения на индивидуальное отопление ответчик, не обращалась, письменного разрешения на перевод на индивидуальное отопление квартиры не выдавалось. Данный факт ответчиком не оспаривался.
Доказательств, подтверждающих согласие всех собственников жилых помещений многоквартирного дома на реконструкцию общего имущества путем его уменьшения (изменения) в материалы дела также не представлено.
Таким образом, ответчиком не представлено доказательств законности демонтажа приборов системы центрального отопления многоквартирного дома в жилом помещении, как и соблюдения установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления путем согласования с органом местного самоуправления переустройства жилого помещения, осуществляемого посредством принятия уполномоченным органом решения в установленном порядке. Разрешения о согласовании реконструкции, перепланировки, переустройстве инженерной системы централизованного отопления многоквартирного жилого дома, являющейся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, для перехода на индивидуальное отопление жилых помещений - <адрес>, по адресу: <адрес> не выдавалось.
Исходя из установленных выше обстоятельств дела и положений действующего законодательства, действия ответчика, в отсутствии надлежащего акта приемочной комиссии, подтверждающей завершение переустройства внутриквартирной системы отопления, нельзя признать соответствующими установленному законом порядку переустройства жилого помещения.
Установленные обстоятельства, равно как и отсутствие в материалах дела доказательств оказания услуги по отоплению ненадлежащего качества, не свидетельствуют о прекращении правоотношений между поставщиком и потребителем коммунальной услуги по отоплению и не освобождают последнего от исполнения обязанности по внесению соответствующей платы.
Аналогичная позиция изложена в решении Камышловского районного суда Свердловской области от 08 ноября 2021 года № 2-746/2021, по иску ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Комфорт», МО «Обуховское сельское поселение», АО «ЭнергосбыТ Плюс» об освобождении от уплаты за потребленную энергию, оплате жилищно- коммунальных услуг и оплате за наем жилого помещения, которым в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.
Судом установлено, что ответчик в нарушение установленных законодательством норм на протяжении длительного срока не осуществляла оплату за коммунальные услуги, в результате чего за период с 31 декабря 2018 года по 31 января 2021 года у неё образовалась задолженность, которая составляет 73 487 руб. 19 коп..
Суд считает, что исковые требования о взыскании задолженности по коммунальным платежам за период с 31 декабря 2018 года по 31 января 2021 года подлежат удовлетворению, поскольку ответчик, проживая, и, являясь зарегистрированным по месту жительства, в указанной квартире, должны нести бремя содержания жилого помещения и оплачивать коммунальные услуги.
Таким образом, за период с 31 декабря 2018 года по 31 января 2021 года с ответчика ФИО2 в пользу истца подлежит взысканию задолженность по оплате за содержание жилья и коммунальные услуги в размере 73 487 руб. 19 коп.
В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Суд, проверив расчет пени, представленный истцом, не может с ним не согласиться, поскольку он является верным. Согласно расчету истец просит взыскать с ответчика пени: за период с 31 декабря 2018 года по 30 марта 2022 года в размере 37 452 руб. 69 коп. с продолжением исчисления пени до момента фактической уплаты долга.
Оснований для снижения неустойки в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в размере 3 418 руб. 80 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Общества с ограниченной ответственностью «Комфорт» к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Комфорт» задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 31 декабря 2018 года по 31 января 2021 года в сумме 73 487 руб. 19 коп., пени: за период с 02 января 2021 г. по 30 марта 2022 года в размере 37 452 руб. 69 коп., производить начисление пеней до фактической оплаты долга, судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3 418 руб. 80 коп.
Решение в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд Свердловской области.
Судья. Подпись
Копия верна. Судья Н.В. Сейдяшева