Дело №12-229/2016
Решение
Именем Российской Федерации
01 сентября 2016 года город Саратов
Заводской районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Шайгузовой Р.И., при секретаре Башвеевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя <данные изъяты> Тихонова А.Ю. на постановление начальника Межрайонной ИФНС России №19 по Саратовской области <№> от <Дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, в отношении руководителя <данные изъяты> Тихонова А. Ю.,
установил:
Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России №19 по Саратовской области №164 от <Дата> руководитель <данные изъяты> Тихонов А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Считая вынесенное постановление незаконным, Тихонов А.Ю. обратился с жалобой в Заводской районный суд г.Саратова, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, производство по делу прекратить, поскольку оно вынесено в отсутствие надлежащего уведомления о составлении протокола об административном правонарушении, а также в отсутствие надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела.
Тихонов А.Ю., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель Межрайонной ИФНС России №19 по Саратовской области по доверенности Сергеева И.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, указав при этом, что согласно имеющемуся материалу извещения Тихонову А.Ю. как о предстоящем составлении протокола об административном правонарушении, так и о времени рассмотрения административного дела были вручены после совершения указанных действий.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу требований статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ одним из доказательств по делу об административном правонарушении является протокол об административном правонарушении. Составление протокола с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Согласно частям 3, 4, 5, 6 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении до вынесения постановления. Указанные лица вправе представить объяснения и заключения по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа данного лица от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись. Копия протокола под расписку вручается лицу, в отношении которого он составлен, а также потерпевшему.
В соответствии с частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен быть подписан законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. После составления протокола об административном правонарушении его копия вручается под расписку законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело.
В силу пункта 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Указанные нормы права призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ позволяют рассматривать составление протокола об административном правонарушении как одно из важнейших процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающее формирование доказательственной основы, которая в дальнейшем может лишь корректироваться с учетом доводов, выдвигаемых участниками административного производства при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Из приведенных норм также следует, что при составлении протокола об административном правонарушении должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол, в частности, предварительно известить это лицо о времени и месте составления протокола по конкретному составу правонарушения, независимо от того, когда он составляется.
Таким образом, ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении само по себе является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку привлекаемое лицо в таком случае лишается предоставленных Кодексом гарантий защиты, в том числе, прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений по существу предъявленных обвинений, представления возражений на протокол, права пользоваться юридической помощью защитника.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не относится к существенным недостаткам протокола в том случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления.
Как следует из протокола об административном правонарушении <№> от <Дата>, он составлен в отсутствие Тихонова А.Ю. либо его представителя.
Согласно извещению от <Дата> Тихонов А.Ю. извещался о необходимости явки для составления протокола к <Дата>.
Вместе с тем, в соответствии со списком внутренних почтовых отправлений от <Дата> и сведениями Внутрироссийского почтового идентификатора указанное извещение вручено Тихонову А.Ю. лишь <Дата>, то есть позже даты составления протокола об административном правонарушении.
Следовательно, на момент составления протокола об административном правонарушении административный орган не располагал сведениями о надлежащем извещении Тихонова А.Ю. о времени и месте составления протокола.
Кроме того, в нарушение пункта 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ административный орган, уполномоченный на рассмотрение дела, до начала рассмотрения дела по существу не выяснил вопрос о надлежащем извещении Тихонова А.Ю., с тем, чтобы при осуществлении производства было обеспечено соблюдение необходимых процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Так, после составления протокола об административном правонарушении, его копия, а также копия определения от <Дата>, согласно которому рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на <Дата>, были направлены в адрес Тихонова А.Ю. и согласно списку внутренних почтовых отправлений и сведениям Внутрироссийского почтового идентификатора вручены ему <Дата>.
Таким образом, на момент рассмотрения дела Межрайонной ИФНС России №19 по Саратовской области административный орган не располагал сведениями о надлежащем извещении Тихонова А.Ю. о времени и месте рассмотрения дела.
Допущенные административным органом при производстве по делу об административном правонарушении, нарушения процессуальных требований, носят существенный характер, поскольку данные нарушения привели к лишению директора <данные изъяты> Тихонова А.Ю. предоставленных Кодексом гарантий защиты прав лица, в отношении которого возбуждено и ведется дело об административном правонарушении.
На настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности по ч.4 ст.14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку это не позволило полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь ст.ст. 29.10, 30.1 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление начальника Межрайонной ИФНС России №19 по Саратовской области <№> от <Дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, в отношении руководителя <данные изъяты> Тихонова А. Ю. отменить и возвратить материал на новое рассмотрение компетентному органу в Межрайонную ИФНС России №19 по Саратовской области.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение 10 дней.
Судья Р.И. Шайгузова