Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 19 » сентября 2019 года г.Нефтегорск.
Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства гражданское дело № 2а-319/2018 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 8 по Самарской области к Нестеренко Евгении Владимировне о взыскании недоимки по налогам,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец в исковом заявлении просит взыскать с административного ответчика в доход государства как собственника ТС задолженность по транспортному налогу в размере 39198 рублей, из которых 18375 рублей за 2015 год и 20823 рубля за 2017 год, а также пени по нему 572,94 рублей. В обоснование этого указал, что ответчику направлялось налоговое уведомление об уплате налога, однако в установленный срок оно исполнено не было, в связи с чем начислены пени. Также ему направлялось требование об уплате налога, которое тоже исполнено не было. Подавалось заявление о вынесении судебного приказа, который определением мирового судьи от 14.06.2019 года был отменен в связи с поступившими от должника возражениями. До настоящего времени задолженность по налогу не погашена.
Ответчица представила возражения на иск, в которых указала на неправомерное начисление налога, т.к. а/м «Субару» с 1.12.2015 года по 14.07.2017 года не находился в ее свободном распоряжении. После произошедшего с участием этого а/м ДТП он был изъят в качестве вещественного доказательства в рамках расследовавшегося уголовного дела и находился на штрафстоянке. После вступления приговора в законную силу а/м был передан ее представителю и в последующем продан Е., зарегистрированному в <адрес>, который обязался в срок до 10.08.2017 года поставить его на учет в ГИБДД. Начисление налога с 14.07.2017 года должно производиться в отношении фактического собственника а/м. Поданное административное исковое заявление не соответствует процессуальным требованиям КАС РФ. Просил в иске отказать.
Представитель административного истца и административный ответчик в судебное заседание не явились, судом их обязательная явка не устанавливалась. С учетом этого на основании ст.150 ч.7 КАС РФ дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства.
Выяснив позицию сторон, исследовав представленные в обоснование иска и возражений на него документы, суд приходит к следующему.
На основании ст.286 КАС РФ органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ст.289 ч.6 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст.45 п.п.1, 2 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Неуплата налогоплательщиком налога в установленный законом срок влечет образование недоимки, что в силу ст.69 НК РФ является основанием для направления ему требования об уплате налога, которое должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты налога. Требование об уплате налога может быть передано лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 1 года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п.2 настоящей статьи. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Статьей 75 НК РФ предусмотрены пени за несвоевременную уплату налога.
На основании ст.48 п.1 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением об их взыскании за счет имущества, в т.ч. денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Такое заявление подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 настоящей статьи. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Согласно ст.48 п.2 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением об их взыскании в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения такого требования.
Если в течение 3-х лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, их сумма превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение 3-х лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, их сумма не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня истечения указанного 3-х летнего срока.
В силу п.3 данной статьи рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы ТС, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По ТС, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения ТС до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные ТС, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных ТС.
В соответствии со ст.362 ч.1 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию ТС на территории РФ.
В силу ст.363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения ТС. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (в ред. Федерального закона № 320-ФЗ от 23.11.2015 года). Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Законом Самарской области № 86-ГД от 6.11.2002 года определены ставки транспортного налога, порядок и сроки его уплаты налогоплательщиками, являющимися организациями, а также льготы по транспортному налогу, основания для их использования налогоплательщиками на территории Самарской области.
Из материалов дела следует, что за Нестеренко Е.В. был зарегистрирован а/м «Субару Легаси Аутбек» г/н № с 2011 года до 25.01.2018 года, также с 13.09.2016 года зарегистрирован а/м «Фольксваген Гольф» г/н №.
14.09.2018 года ей направлялось налоговое уведомление № от 23.08.2018 года об уплате транспортного налога за 2015 год по а/м «Субару» и за 2017 год по а/м «Субару» и «Фольксваген» в общей сумме 39198 рублей, в связи с неисполнением которого 19.02.2019 года было направлено требование об уплате данной суммы налога и пени 572,94 рублей в срок до 26.03.2019 года. Определением мирового судьи судебного участка № 148 Нефтегорского судебного района от 14.06.2019 года был отменен судебный приказ о взыскании с Нестеренко Е.В. указанных сумм.
Таким образом имеющиеся в деле доказательства подтверждают, что административный ответчик в заявленные налоговые периоды являлся собственником указанных ТС, в связи с чем в силу закона должен нести обязанность по уплате транспортного налога в установленный законом срок. Доказательств его уплаты либо необоснованности начисления в отношении перечисленных в налоговом уведомлении объектов налогообложения не представлено. Правильность имеющегося в исковом заявлении расчета налога сомнений не вызывает исходя из примененной налоговой базы, налоговых ставок и времени нахождения имущества в собственности ответчика в течение налогового периода. Данный расчет не оспорен, иного расчета не представлено. Поскольку имеет место нарушение сроков уплаты налога, то начисление пеней и требование об их взыскании является правомерным. Срок подачи административного иска не пропущен. Административное исковое заявление соответствует требованиям ст.ст.287, 125 КАС РФ, приложенные к нему документы направлялись в адрес административного ответчика, в подтверждение чего имеется список почтовых отправлений.
Изложенные административным ответчиком в своих возражениях доводы судом отклоняются по следующим основаниям. Обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога поставлена в прямую зависимость от регистрации ТС в установленном порядке в органах ГИБДД, а не от наличия или отсутствия его в фактическом пользовании (ст.357 НК РФ), в связи с чем представленный ответчиком договор купли-продажи а/м «Субару» с Е., датированный 14.07.2017 года, не может быть принят во внимание. В соответствии со ст.83 НК РФ местом нахождения автотранспортных средств, принадлежащих физическим лицам, признается место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано ТС. Административный ответчик имеет регистрацию по месту жительства в <адрес>. Ссылка на то, что а/м с 1.12.2015 года находился на спецстоянке как изъятый с места ДТП в рамках расследовавшегося уголовного дела, является несостоятельной, т.к. это обстоятельство не относится к основаниям, освобождающим от уплаты налога.
На основании ст.114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход государства госпошлина, от уплаты которой административный истец освобожден при подаче иска в силу закона.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290, 293 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Нестеренко Евгении Владимировны, проживающей по адресу <адрес>, зарегистрированной по адресу <адрес>, в доход государства 18375 рублей задолженность по транспортному налогу за 2015 год, 20823 рубля задолженность по транспортному налогу за 2017 год, 572 рубля 94 копейки пени. Всего 39770 (тридцать девять тысяч семьсот семьдесят) рублей 94 копейки.
Взыскать сНестеренко Евгении Владимировны 1393 (одну тысячу триста девяносто три) рубля 13 копеек госпошлину в доход государства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суда в течение 15 дней со дня получения его копии через Нефтегорский районный суд.
Судья В.В.Лопутнев