РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 февраля 2023 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лазарева Р.Н.,
при секретаре судебного заседания Полынкиной П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-642/2023 по административному исковому заявлению МИФНС России №23 по Самарской области к Трусову Виталию Викторовичу о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Трусову В.В. о взыскании недоимки по обязательным платежам на общую сумму 104 054,81 рубля, в том числе: по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 36701325) за 2020г. в размере 6 730 рублей, пени – 32,19 рубля; по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 36701330) за 2020г. в размере 8 071 рубль, пени – 38,61 рублей; по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 36701335) за 2020г. в размере 69 298 рублей, пени – 331,47 рубль; по транспортному налогу (ОКТМО 36701330) за 2020г. в размере 15 550 рублей, пени – 74,39 рубля; по земельному налогу (ОКТМО 36701310) за 2020г. в размере 3 929,15 рублей. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Трусов В.В. является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога в связи с наличием объектов налогообложения, указанных в налоговом уведомлении № 4319068 от 01.09.2021г. Выданный 28.03.2022 г. судебный приказ № 2а-1174/2022 о взыскании недоимки отменен по заявлению налогоплательщика определением мирового судьи от 29.04.2022г. На момент подачи административного иска Трусов В.В. сумму задолженности не оплатил.
Определением Промышленного районного суда г. Самары от 25.10.2022 г. вышеуказанное дело передано по подсудности в Октябрьский районный суд г. Самары.
Определением Октябрьского районного суда г. Самары от 05.12.2022 г. дело принято к производству суда.
В судебное заседание представитель МИФНС России № 23 по Самарской области не явился, извещен надлежащим образом о дате судебного заседания, в иске ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административного ответчика Трусова В.В. – Логинов А.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требования по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просил в иске отказать. Пояснил, что Трусов В.В. извещен о дате судебного заседания.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Согласно положениям части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).
При этом по смыслу вышеприведённых норм действия лиц, участвующих в деле, при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС Правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.
Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка административного истца не признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
На основании статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершённого строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (статья 362 НК РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Из материалов дела следует, что Трусов В.В. является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, а также земельного налога в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения, что подтверждается ответами на судебные запросы, а также сведениями, предоставленными налоговым органом.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
Согласно статье 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подаётся налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Судом установлено и подтверждено материалами дела (в том числе выписками из ЕГРН от 11.01.2023г., ответом на запрос из РЭО ГИБДД У МВД России по г. Самаре № 54/17/19448 от 29.12.2022г., ответом на запрос из ГУ МЧС России по Самарской области № ИВ-174-2114 от 31.01.2023г.), что административному ответчику на праве собственности принадлежит следующее имущество: нежилое помещение с кадастровым номером №..., расположеное по адресу: адрес; земельный участок с кадастровым номером №..., расположеный по адресу: адрес; нежилое помещение с кадастровым номером №..., расположеное по адресу: адрес; жилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес, корпус а; жилое помещение – квартира с кадастровым номером №..., расположенная по адресу: адрес жилое помещение – квартира с кадастровым номером №..., расположенная по адресу: адрес; жилое помещение – квартира с кадастровым номером №..., расположенная по адресу: адрес; жилое помещение – квартира с кадастровым номером №..., расположенная по адресу: адрес; транспортное средство – автомобиль Форд Мондео, г/н №..., 2008 года выпуска;моторное судно Индивидуальной постройки, р/н №..., 1980 года постройки;моторное судно Династия, р/н №..., 1994 года постройки; моторное судно Амур, р/н №....
В соответствии со ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление № 43109068 от 01.09.2021г. (получено административным истцом через личный кабинет налогоплательщика 25.09.2021г.) с расчетом налога на имущество физических лиц (ОКТМО 36701325) за 2020г. в размере 6 730 рублей; налога на имущество физических лиц (ОКТМО 36701330) за 2020г. в размере 8 071 рубль; налога на имущество физических лиц (ОКТМО 36701335) за 2020г. в размере 69 298 рублей; транспортного налога (ОКТМО 36701330) за 2020г. в размере 15 550 рублей; земельного налога (ОКТМО 36701310) за 2020г. в размере 3 929,15 рублей.
Административный ответчик в полном объеме налоговые обязательства не исполнил, в связи с неуплатой налога налогоплательщику выставлено требование № 82764 по состоянию на 21.12.2021г. (выгружено в личный кабинет административного ответчика 23.12.2021 г.), которым предложено погасить задолженность по транспортному налогу в размере 15 550 рублей, пени – 74,39 рубля; по земельному налогу в размере 3 929,15 рублей; по налогу на имущество физических лиц в размере 84 099 рублей (6 730 рублей + 8 071 рубль + 69 298 рублей), пени – 402,27 рубля (32,19 рублей + 331,47 рублей + 38,61 рублей), со сроком исполнения до 08 февраля 2022г.
Получение указанных налоговых уведомления и требования об уплате налога, пени подтверждается материалами дела.
Таким образом, шестимесячный срок, установленный для обращения с заявлением о взыскании недоимки по требованию № 82764, в данном случае истекал 08.08.2022г.
В мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа по требованию № 82764 налоговый орган обратился 21.03.2022г., т.е. в установленный законом срок.
28.03.2022г. мировым судьей судебного участка № 36 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ № 2а-1174/2022 о взыскании с Трусова В.В. недоимки по налогам.
Из материалов дела следует, что выданный 28.03.2022г. судебный приказ о взыскании указанной недоимки по налогам отменен по заявлению налогоплательщика определением мирового судьи от 29.04.2022г.
В соответствии с п. 5 ст. 6.1 НК РФ Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Таким образом, шестимесячный срок, установленный для обращения с административным иском о взыскании недоимки, в данном случае истекал 29.10.2022г.
Из материалов дела следует, что налоговый орган обратился в Промышленный районный суд г. Самары с административным исковым заявлением 15.09.2022г., о чем свидетельствует квитанция об отправке административного иска посредством ГАС Правосудие от 15.09.2022г., то есть в опровержение доводов административного ответчика, в установленный законом срок.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.
Налог на имущество физических лиц устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что в собственности Трусова В.В. находится следующее имущество: нежилое помещение с кадастровым номером №..., расположеное по адресу: адрес; земельный участок с кадастровым номером №..., расположеный по адресу: адрес корпус а; нежилое помещение с кадастровым номером №... расположеное по адресу: адрес; жилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес жилое помещение – квартира с кадастровым номером №..., расположенная по адресу: адрес; жилое помещение – квартира с кадастровым номером №..., расположенная по адресу: адрес; жилое помещение – квартира с кадастровым номером №... расположенная по адресу: адрес; жилое помещение – квартира с кадастровым номером №..., расположенная по адресу: адрес; транспортное средство – автомобиль Форд Мондео, г/н №..., 2008 года выпуска;моторное судно Индивидуальной постройки, р/н №..., 1980 года постройки;моторное судно Династия, р/н №..., 1994 года постройки; моторное судно Амур, р/н №....
Судом установлено, что указанный в налоговом уведомлении № 43109068 от 01.09.2021г. земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес, снят с кадастрового учета 25.01.2018г., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 12.01.2023 г.
Таким образом, исковые требования МИФНС России № 23 по Самарской области о взыскании задолженности по земельному налогу за 2020г. за земельный участок с кадастровым номером №..., ОКТМО 36701310, расположенный по адресу: адрес в размере 1 843 рубля, не подлежат удовлетворению.
Налоговым органом соблюдён порядок и сроки направления уведомления, требований административному ответчику, а также сроки обращения в суд, с учетом надлежащего извещения административного ответчика о дате судебного заседания, при отсутствии со стороны административного ответчика доказательств исполнения обязанности по уплате налогов, суд пришёл к выводу о взыскании с Трусова В.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц, ОКТМО 36701325, за 2020 г. в размере 6730 рублей, пени в размере 32 рубля 19 копеек; по налогу на имущество физических лиц, ОКТМО 36701330, за 2020 г. в размере 8071 рубль, пени в размере 38 рублей 61 копейка; по налогу на имущество физических лиц, ОКТМО 36701335, за 2020 г. в размере 69298 рублей, пени в размере 331 рубль 47 копеек; по транспортному налогу, ОКТМО 36701330, за 2020 г. в размере 15550 рублей, пени в размере 74 рублей 39 копеек; по земельному налогу, ОКТМО 36701310, за 2020 г. в размере 2092 рубля (3 929,15 рублей – 1843 рубля), а всего 102 217,66 рублей.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявлению взыскивается с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
Поскольку налоговый орган освобождён от уплаты госпошлины на основании пп.19 п. 1 ст. 333.36 НК Российской Федерации, сумма государственной пошлины, рассчитанная на основании ст. 333.19 НК РФ, в размере 3 244,35 рубля, подлежит взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МИФНС России № 23 по Самарской области – удовлетворить частично.
Взыскать с Трусова Виталия Викторовича, ИНН 631901752250, зарегистрированного по адресу: адрес, в пользу МИФНС России № 23 по Самарской области задолженность:
- по налогу на имущество физических лиц, ОКТМО 36701325, за 2020 г. в размере 6730 рублей, пени в размере 32 рубля 19 копеек;
- по налогу на имущество физических лиц, ОКТМО 36701330, за 2020 г. в размере 8071 рубль, пени в размере 38 рублей 61 копейка;
- по налогу на имущество физических лиц, ОКТМО 36701335, за 2020 г. в размере 69298 рублей, пени в размере 331 рубль 47 копеек;
- по транспортному налогу, ОКТМО 36701330, за 2020 г. в размере 15550 рублей, пени в размере 74 рублей 39 копеек;
- по земельному налогу, ОКТМО 36701310, за 2020 г. в размере 2092 рубля, а всего взыскать 102 217 (сто две тысячи двести семнадцать) рублей 66 (шестьдесят шесть) копеек.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
Взыскать с Трусова Виталия Викторовича, ИНН 631901752250, зарегистрированного по адресу: адрес, в доход местного бюджета г.о. Самары сумму государственной пошлины 3 244 (три тысячи двести сорок четыре) рубля 35 (тридцать пять) копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2023 г.
Судья /подпись/ Р.Н. Лазарев
Копия верна
Судья -
Секретарь -