Судья Селезнева С.А. Дело 33-16876/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Брыкаловой Л.М., Гулиной Е.М.,
при секретаре Томилове В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 4 июня 2018 года апелляционную жалобу Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №24 по г.Москве и Московской области на решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 16 марта 2018 года по гражданскому делу по иску Петровой И.в. к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №24 по г.Москве и Московской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,
УСТАНОВИЛА:
Петрова И.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №24 по г.Москве и Московской области о включении в педагогический стаж периодов работы с 3 сентября 1990 года по 31 августа 1999 года старшей пионерской вожатой в средней школе №22, с 1 января 2002 года по 31 августа 2002 года учителем физкультуры в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22», периодов нахождения на курсах повышения квалификации 6 февраля 2008 года, 13 февраля 2008 года, 20 февраля 2008 года, 27 февраля 2008 года, назначении досрочной страховой пенсии с 6 июля 2017 года.
Ответчик иск не признал.
Решением Орехово-Зуевского городского суда от 16 марта 2018 года иск удовлетворен частично. Суд обязал ответчика зачесть в педагогический стаж периоды работы с 3 сентября 1990 года по 30 сентября 1993 года и с 1 сентября 1995 года по 31 августа 1999 года старшей пионерской вожатой в средней школе №22, с 1 января 2002 года по 31 августа 2002 года учителем физкультуры в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22», курсы повышения квалификации. В остальной части иска отказал.
Не согласившись с решением, ответчик в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части включения в педагогический стаж периодов работы с 3 сентября 1990 года по 30 сентября 1993 года и с 1 сентября 1995 года по 31 августа 1999 года старшей пионерской вожатой в средней школе №22, с 1 января 2002 года по 31 августа 2002 года учителем физкультуры в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22».
Проверив материалы дела в соответствии со ст.327.1 ГПК – в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда в части включения в специальный стаж периодов работы истца старшей пионерской вожатой подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст. 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции в указанной части названным требованиям закона не соответствует.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон №400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно ч.1 ст.4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч.1 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона №400-ФЗ.
В соответствии со ст.30 Федерального закона №400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Частью 2 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ).
В целях реализации положений ст.30 и 31 Федерального закона №400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление №665).
Подпунктом «м» п.1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список №781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила №781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список №1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее - Список №463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Петрова И.В. 6 июля 2017 года обратилась в Государственное учреждение –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №24 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 17 октября 2017 года (протокол №1302) в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет. К зачету принят стаж 15 лет 9 месяцев 14 дней.
В числе прочих, в педагогический стаж не засчитан период работы истца с 3 сентября 1990 года по 31 августа 1999 года старшей пионерской вожатой в средней школе №22.
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования истца о зачете указанного периода в педагогический стаж, суд руководствовался п.2, 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», пришел к выводу о том, что возможность включения периода работы истца пионервожатой при условии наличия у неё не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для досрочного назначения пенсии, на момент обращения за назначением пенсии.
Судебная коллегия считает, что такой вывод суда первой инстанции об основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Абзацем 4 п.2 Положения от 17 декабря 1959 года №1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
При этом в силу п.4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе работы пионервожатым, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 года №1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397.
Суд первой инстанции не учел, что в силу подпункта «м» п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 года.
Как следует из материалов дела, Петрова И.В. окончила Орехово-Зуевский педагогический институт, получив диплом учителя русского языка и литературы, 26 марта 1998 года. Начало собственно педагогической деятельности имело место с 1 сентября 1999 года, когда истец была переведена с должности пионервожатой на должность учителя физкультуры. Следовательно, в силу приведенного выше правового регулирования, нормы Положения от 17 декабря 1959 года №1397, утратившего силу с 1 октября 1993 года, предусматривавшего, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе работа в качестве штатных пионервожатых, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании за ней права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период действия названного положения, у истца отсутствовал стаж педагогической деятельности.
Таким образом, выводы суда о возможности включения периода работы в качестве старшей пионервожатой в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением им педагогической деятельности со ссылкой на Положение от 17 декабря 1959 года №1397 основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции в указанной части нельзя признать законным. Отменяя решение в указанной части, судебная коллегия постановляет новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В остальной обжалованной части оснований для отмены решения не имеется. Обязанность по надлежащему оформлению документов, подлежащих направлению в орган по назначению пенсии, возложена на работодателя. Отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета Петровой И.В. кода льгот не может явиться основанием для отказа зачета периода работы истца с 1 января 2002 года по 31 августа 2002 года учителем физкультуры в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» в специальный стаж.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 16 марта 2018 года в обжалованной части – в части включения в педагогический стаж Петровой И.В. периодов работы с 3 сентября 1990 года по 30 сентября 1993 года и с 1 сентября 1995 года по 31 августа 1999 года старшей пионерской вожатой в средней школе №22, с 1 января 2002 года по 31 августа 2002 года учителем физкультуры в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» отменить в части включения в педагогический стаж периодов работы старшей пионерской вожатой в средней школе №22. В отмененной части постановить новое решение.
В удовлетворении исковых требований Петровой И.В. о включении в педагогический стаж периодов работы с 3 сентября 1990 года по 30 сентября 1993 года и с 1 сентября 1995 года по 31 августа 1999 года старшей пионерской вожатой в средней школе №22 отказать.
В остальной обжалованной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №24 по г.Москве и Московской области удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи