Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4242/2021 от 03.09.2021

Дело 2-4242/2021                 УИД 50RS0046-01-2021-000137-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи                                     15 октября 2021 года

Мотивированное решение изготовлено: 22 октября 2021 года.

Адлерский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего - судьи Федорова Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Побойня В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению МУП города Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ» к ФИО о признании договора подключения (технологического присоединения) недействительной (ничтожной) сделкой и обязании обратиться в МУП г.Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ» с заявлением о заключении договора, соответствующего действующему законодательству,

УСТАНОВИЛ:

МУП г. Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ» обратилось в суд с иском к ФИО о признании договора подключения (технологического присоединения) от 29.12.2017 года недействительной (ничтожной) сделкой и обязании обратиться в МУП г.Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ» с заявлением о заключении договора, соответствующего действующему законодательству.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что оспариваемый договор заключен не в утвержденной нормативной форме, а заключен в произвольной форме и является безвозмездным, что делает его недействительным по ничтожным основаниям. Также истец указал, что договор подключения (технологического присоединения) от 29.12.2017 относится к категории публичных договоров, который был заключен на безвозмездной основе и в форме, не соответствующей типовой форме, утвержденной Правительством РФ. В соответствии с пунктами 1.1, 2.2, 3.1 Постановления администрации муниципального образования город Сочи от 24.03.2015 № 16-ок «Об утверждении Положения об управлении цен и тарифов администрации города Сочи» плата за подключение (технологическое присоединение) возводимых ответчиком объектов капитального строительства должна быть рассчитана в индивидуальном порядке уполномоченным органом - Управлением цен и тарифов администрации города Сочи. Вместе с тем договор подключения (технологического присоединения) от 29.12.2017 не содержал условия о его платности, т.е. являлся безвозмездным. Истец полагает, что данное обстоятельство является прямым нарушением вышеуказанных императивных норм права, а также иных норм, указанных в исковом заявлении, определяющих правила расчета размера платы за подключение, что в свою очередь является нарушением нормы пункта 5 статьи 426 ГК РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 утверждена типовая форма публичного договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению данной типовой формы основаны на положении пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации о возможности в случаях, предусмотренных законом, издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Истец считает, что неисполнение правил в виде заключения договоров технологического присоединения в произвольной форме, с отступлениями от типовой формы, установленной для публичных договоров технологического присоединения, влечет за собой недействительность (ничтожность) такой сделки, как не соответствующей требованиям ст. 426 ГК РФ. Кроме того, истец указывает, что поскольку заключенный между ним и ответчиком договор является безвозмездным и заключенным в произвольной форме, не соответствующей утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 типовой форме для публичных договоров данной категории, предоставляющим для ответчика преимущества (предпочтения) по отношению к другим заявителям подключений к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, вносящим плату за такое присоединение, в отсутствие закона или иного правового акта, допускающего предоставление льготы ответчику (пункт 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), договор от 29.12.2017 является недействительным (ничтожным), согласно которому несмотря на имеющийся договор водоснабжения и водоотведения обществом фактически не была пройдена процедура технологического присоединения, а заключенный договор оформлен не по типовой форме и на безвозмездной основе. В исковом заявлении МУП г. Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ» также просит учесть судебную практику, на которую ссылается.

Представитель истца МУП г. Сочи "ОРГАНИЗАЦИЯ" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще уведомлен, ходатайств об отложении судебного заседания на более поздний срок не направил.

Ответчик ФИО о дне слушания дела надлежаще извещен, в судебное заседание не явился, доверил представление своих интересов ФИО., который представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования не признал, просил суд отказать в иске МУП г. Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ», основываясь на письменных возражениях.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований МУП г. Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ» по следующим основаниям.

МУП г. Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ» приступил к эксплуатации водохозяйственного комплекса Краснополянского поселкового округа Адлерского района города Сочи с «01»ноября 2016 г.

В соответствии с решением Городского Собрания Сочи от 27.06.2016 № 121 «О согласовании создания муниципального унитарного предприятия города Сочи «Водоканал», постановлением администрации города Сочи от 15.08.2016 № 1914 «О создании муниципального унитарного предприятия города Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ», обращениями департамента городского хозяйства администрации города Сочи от 27.09.2016, муниципального унитарного предприятия города Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ» от 20.09.2016 № 17, поручением Главы города Сочи А.Н. Пахомова от 21.09.2016 № 19585, департаментом имущественных отношений администрации города Сочи подготовлено распоряжение от 27.09.2016 № 1339-р «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием города Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ».

В соответствии с указанным распоряжением за МУП г. Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ» закреплены на праве хозяйственного ведения и переданы по акту приема — передачи от 01.11.2016 г. объекты водопроводно – канализационного хозяйства, находящиеся ранее в эксплуатации по договору аренды «ОРГАНИЗАЦИЯ», для обеспечения целостности централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения города Сочи, надлежащего содержания и эксплуатации объектов таких систем, их сохранности и работоспособности, улучшения качества обслуживания абонентов и повышения надежности предоставления им соответствующих услуг.

29 декабря 2017 г. между МУП г. Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ» и ФИО был заключен договор .

Согласно п. 1.1. договора МУП «ОРГАНИЗАЦИЯ» Сочи взяло на себя обязательство по подключению жилого дома и хозблока, расположенного по адресу: <адрес> -на земельном участке , .Техническими условиями, являющимися приложением № 1 к договору от 29.12.2017, предусмотрено водоснабжение объекта с максимально разрешенным объемом водопотребления 25,0 куб.м. в сутки, максимально разрешенным сбросом объема водоотведения -25,0 куб.м в сутки. Срок действия технических условий указан в приложении к договору – 3 года.

При этом суд учитывает, что во исполнение нормативно установленной процедуры ФИО обратился в МУП «ОРГАНИЗАЦИЯ» с заявлением 14.12.2017 года (пункт 1.3 договора). В свою очередь МУП города Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ» направило ФИО проект заключенного впоследствии договора технологического присоединения и технические условия в существующем виде, которые были приняты заявителем без возражений.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 той же статьи лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном данным Федеральным законом.

Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 3 статьи 18 Закона о водоснабжении).

В соответствии с положениями статьи 18 Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» технологическое присоединение может быть исключительно платным.

Согласно пункту 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Частью 15 статьи 18 Закона о водоснабжении также установлено, что договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 утверждены типовые формы договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения.

Обязательные для сторон в силу пунктов 4, 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия типовых договоров о подключении (технологическом присоединении), утвержденных постановлением Правительства РФ № 645 от 29.07.2013, не предусматривают возможности бесплатного (безвозмездного) подключения (технологического присоединения) объектов заказчиков к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.

Стоимость платы за подключение (технологическое присоединение) объекта ответчика к централизованной системе холодного водоснабжения в соответствии с требованием части 13 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" рассчитывается путем произведения величины заявленной заказчиком подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и действующего тарифа на подключение (технологическое присоединение).

В соответствии с пунктом 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 данной статьи, ничтожны. Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно подпункту ж) пункта 12 Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения (далее - типовой договор), заказчик обязан внести плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения в размере и сроки, которые предусмотрены данным договором.

Разделом V типового договора размер платы за подключение (технологическое присоединение) урегулирован посредством отсылки к приложению № 4, которое содержит указание и порядок расчетов в зависимости от необходимости провести мероприятия по созданию (реконструкции) объектов централизованной системы холодного водоснабжения, не связанные с увеличением мощности централизованной системы холодного водоснабжения, и связанные с таковой.

Таким образом, обстоятельства, на которых настаивает истец, опровергаются собранными по делу доказательствами, т.к. в приложении к договору указывается конкретная сумма платы за подключение (технологическое присоединение) по договору, установленная индивидуально решением органа регулирования тарифов. В договоре от 29.12.2017 года о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения указанные условия отсутствуют.

Исходя из этого факта, истец считает данный договор безвозмездным, не соответствующим форме типового договора, а потому противоречащим ему и недействительным в силу пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Однако заявляя указанный довод, истец не учитывает следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.

Из части 13 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения следует, что договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения является возмездным.

Из договора от 29.12.2017 года о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения также не усматривается его безвозмездный характер.

Так, по смыслу пункта 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации договор является безвозмездным, если в нем прямо, в утвердительной форме указано на исполнение обязательства одной из его сторон без встречного эквивалентного предоставления другой стороной. Положений о безвозмездности спорного договора в нем не содержится.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый договор является возмездным.

Кроме того, исходя из всех представленных доказательств, судом не установлено наличие в договоре иных условий, установленных исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения.

Суд считает, что отсутствие цены в договоре, не делает его ничтожным, поскольку отсутствие в договоре указания цены само по себе исключает нарушение запрета на установление разной цены для потребителей соответствующей категории, предусмотренного пунктом 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, как основание ничтожности договора.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

Поскольку истец не представил доказательств, свидетельствующих о невозможности произвести органом регулирования тарифов (Управлением цен и тарифов администрации города Сочи) расчет платы за подключение, предусмотренный пунктом 85 Постановления № 406, суд считает данный довод несостоятельным. Ссылку истца на судебную практику по делам, рассмотренным судами округа, в которых были удовлетворены требования о признании договоров о подключении (технологическом присоединении) к сетям водоснабжения или их отдельных положений недействительными, суд находит необоснованной в связи с тем, что истец не учитывает, что в отличие от данной ситуации во всех спорных договорах по указанным делам содержалось прямое указание на их безвозмездность (пункты 4.1), что в свою очередь, означало их прямое противоречие типовому договору, а потому ничтожность.

Как следует из ст.426 ГК РФ необходимым условием для признания публичного договора (в настоящем случае договора технического присоединения) ничтожным, является наличие в нем условий, которые бы противоречили закону. Отсутствие одного из условий такой сделки, предписанного или прямо урегулированного законом, не делает такой договор недействительным (ничтожным). В силу изложенного несоответствие формы спорного договора типовому договору (отличие в структуре; отсутствие отдельных, указанных в типовом договоре пунктов и разделов) не может служить основанием для признания договора ничтожным. Кроме того, судом установлено и истцом не оспаривалось, что в муниципальном образовании город-курорт Сочи на момент заключения данного договора отсутствовали установленные тарифы и размер платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения. Постановлением Администрации г. Сочи от 29.11.2017 г. №2048 была утверждена инвестиционная программа МУП г. Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ» по развитию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования город-курорт Сочи на 2018 – 2022 года. Действие инвестиционной программы и тарифов было распространено на период, начинающийся с «01» января 2018 г.

В соответствии с п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Из приведенной нормы следует, что основанием для признания сделки ничтожной по заявленному основанию необходимо соблюдение сразу двух условий: 1. Сделка нарушает требования закона или иного правового акта; 2. Сделка посягает на публичные интересы, либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Ни одного из перечисленных условий не может быть применено к Договору от 29.12.2017 г.

В п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

Суд приходит к выводу, что при заключении спорного договора действия сторон носили свободу их волеизъявления, при этом все действия по заключению договора, в том числе и по форме его исполнения, внесенных условий и положений сторон были оформлены истцом - МУП г. Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ», куда и обратилась в предварительном порядке ответчик с заявлением о подключении его объекта к системе водоснабжения.

Во исполнение условий договора ФИО разработал проектную документацию,которая была согласована и утверждена МУП г. Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ», предъявил к осмотру имеющиеся сети водоснабжения и канализации для составления актов о выполнении скрытых работ, произвел промывку и дезинфекцию труб, а также исполнил и другие принятые на себя обязательства, предусмотренные Договором.

Со своей стороны МУП г. Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ» согласовало и утвердило ФИО проектную документацию, осмотрело и приняло сети, о чем был составлен акт о приемке инженерных сетей, согласовало акт границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности по сетям ВКХ, опломбировало приборы учета воды и до настоящего времени осуществляет отпуск питьевой воды.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что МУП г. Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ» расценивало данную сделку как действительную и предприняло все действия, направленные на исполнение заключенного Договора от 29.12.2017 г.

Согласно п. 5 ст. 166 Гражданского кодекса РФ, заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

Выявленные прокуратурой г. Сочи нарушения в действиях МУП г. Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ» не могут быть переложены с этого юридического лица в виде несения ответственности на граждан, не совершивших никаких противоправных действий.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ изложенной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, допущенные самой организацией нарушения не могут быть положены судом в основу признания договора недействительным по иску, предъявленному такой организацией.

Суд также приходит к выводу, что МУП г. Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ» был избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.

На момент обращения в суд с исковым заявлением договор от 29.12.2017 г. уже был исполнен в полном объеме.

Договор от 29.12.2017 года о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения направлен на регулирование отношений между сетевой организацией и заказчиком ФИО по подключению существующих объектов заказчика к централизованным сетям водоснабжения и канализации.

В настоящее время данное подключение уже осуществлено, в том числе выполнены все мероприятия по технологическому присоединению. Объект недвижимости ФИО присоединен к централизованным сетям водоснабжения и канализации.

По смыслу статей 1, 11 и 12 Гражданского кодекса РФ и статьи 2 Гражданского процессуального кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов истца, которое должно быть доказано им в порядке ст. 56 ГПК РФ.

Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Судом установлено, что у ФИО не возникло обязанности и необходимости в подаче заявления на заключение договора и самое его заключение, поскольку как уже было указано выше, принадлежащий ему объект недвижимости уже присоединен к централизованным сетям водоснабжения и канализации.

Согласно п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Как следует, из п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса РФ в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

Суд учитывает, что, обращаясь с указанными исковыми требованиями, МУП города Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ» не было представлено сведений о цене сделки, предлагаемой ответчику в случае его обращения, с заявлением о подключении уже подключенного к сети водоснабжения жилого объекта.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований МУП г. Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ» к ФИО о признании договора недействительной (ничтожной) сделкой и обязании обратиться в МУП г. Сочи «ОРГАНИЗАЦИЯ» с заявлением о заключении договора, соответствующего действующему законодательству - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Адлерский районный суд г. Сочи.

Судья                                  Е.Г. Федоров

2-4242/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МУП г. Сочи Водоканал
Ответчики
Саргсян Ваган Гришаевич
Суд
Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края
Судья
Федоров Е.Г.
Дело на странице суда
sochi-adler--krd.sudrf.ru
03.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
03.09.2021Передача материалов судье
10.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.10.2021Предварительное судебное заседание
15.10.2021Судебное заседание
22.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2022Дело оформлено
18.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее