УИД 03RS0007-01-2020-000364-80
Дело № 2-1099/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2020 г. г. Уфа
Советский районный суд г. Уфа Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Ф.Ф.,
при секретаре Насыровой А.Р.,
с участием истца Исламова В.В., его представителя Нигаматьянова А.Р.,
представителей ответчика Турпак Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исламова Вадима Вячеславовича к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения, обязании установление инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
Исламов В.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России), просит признать незаконным акт от < дата > Бюро №3 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России, обязать ответчика признать Исламова В.В. инвалидом и установить группу инвалидности с формулировкой «военная травма».
В обоснование иска указано, что Исламов В.В., < дата >., ветеран боевых действий в Чеченской Республике, проходил военную службу по призыву ВВ МВД РФ в/ч 6520 с 1995 по 1996. С 19.12.1995 по 15.04.1996 принимал участие в боевых действиях по наведению Конституционного правопорядка на северо-Кавказском регионе в Чеченской Республике.
В марте 1996 года в г. Грозный истец получил минно-взрывную травму, контузию головы, в связи с чем проходил стационарное лечение. Диагноз: «последствия контузии головного мозга (III 1996) синдром вегетососудистой дистонии» - по заключению Военно-Врачебном Комиссии ФГКУЗ «ЦВВЭ ВНГ России» установлено – военная травма.
Диагноз, установленный по объективным данным медицинских исследований: ВФГБУ Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, расстройство личности в связи с эпилепсией, травматическая болезнь головного мозга (ЗЧМТ Ушиб головного мозга средней тяжести от 1996) резедуальный период. Симптоматическая фокальная эпилепсия с частыми фокальными сложными, аутомоторными, диалептическими, вторично генерализованными приступами со склонностью к серийности.
Во время стационарного излечения в период с 11.03.2019 по 28.03.2019 зафиксированы 3 эпилептических припадков, оказаны необходимая медицинская помощь и зафиксированы врачом.
В связи с тем, что эпилептическая болезнь является тяжелой формой хронического заболевания и подпадает под действующее законодательство об установлении группы инвалидности с первого же освидетельствования бессрочная группа инвалидности ФГБУ Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева при выписки рекомендовано прохождение МСЭ для установления инвалидности.
Диагноз установленный ГБУЗ РБ Республиканская клиническая психиатрическая больница г. Уфы: симптоматическая фокальная эпилепсия с частыми фокальными сложными, аутомоторными, диалептическим вторичного генеза генерализованными приступами со склонностью к серийности, изменением личности по эпетиту, социально бытовая дезадаптация.
Диагноз установленный ГБУЗ Республиканская клиническая больница им. Г.Г. Куватова: травматическая болезнь головного мозга средней степени контузия 1996 г., с формированием кистозно-глиозных изменений левой височной доли с явление с пирамидной недостаточностью, атактическим синдромом, вестибулорпатией, снижением когнетивных функций, внутричерепной гипертензией, дисомнией, цефолгическим синдромом (абузусная головная боль в сочетании гипертензионной), эмоциональной волевой не устойчивостью. Некомпенсированное состояние.
Фокальная эпилепсия с частыми фокальными аутомоторными с нарушением сознания биламеральными тонико-клоническими приступами со склонностью к серийности. Не компенсированное состояние на фоне приема противоэпилептических препаратов. Снижение мнестических функций, пирамидная недостаточность слева, социально—бытовая дезадаптация.
Истец считает выводы акта МСЭ от < дата > Бюро № 3 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России противоречащим законодательству, принципам международного права, фактическим обстоятельствам дела по имеющимся медицинскими подтверждениями динамики заболевания по данным объективной действительности, отказ в установлении группы инвалидности является необоснованным и незаконным.
В судебном заседании истец Исламов В.В., его представитель Нигаматьянов А.Р. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России Турпак Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении. Суду пояснила, что оснований для установления инвалидности истцу не имеется.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).
Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года № 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).
В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года № 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
Согласно пункту 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (далее – Положение о лицензировании медицинской деятельности), настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».
Медико-социальная экспертиза входит в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), и подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым определено, что лицензированию подлежит в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).
Пункт 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 2 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривает, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) – по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 09.07.2019 Исламов В.В. освидетельствован в Бюро № 3 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан». Согласно Справки № ... от < дата > о результатах медико-социальной экспертизы инвалидность у Исламова В.В. не установлена. Основанием является акт медико-социальной экспертизы гражданина № ... от < дата > в Бюро № 3 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан».
21.08.2019 Исламов В.В. освидетельствован Экспертным составом № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан». Согласно Справки № ... от < дата > о результатах медико-социальной экспертизы инвалидность у Исламова В.В. не установлена. Основанием является акт медико-социальной экспертизы гражданина № ... от < дата > в Экспертном составе № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан».
11.10.2019 Исламов В.В. освидетельствован Экспертным составом №17 федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Согласно Справки № ... от < дата > о результатах медико-социальной экспертизы инвалидность у Исламова В.В. не установлена.
Определением суда от 13.02.2020 была назначена судебная медико-социальная экспертиза в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Из заключения экспертов экспертного состава № 6 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области» Минтруда России от 23.03.2020 следует, что по результатам анализа данных представленных для проведения судебной медико-социальной экспертизы: материалов гражданского дела, медицинских документов, медико-экспертных документов и результатов реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики у Исламова Вадима Вячеславовича, < дата > г.р., по состоянию на момент освидетельствования в Бюро № 3 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России на 12.07.2019, а также на 28.08.2019 в экспертном составе № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России, имелись нарушения здоровья I степени выраженности стойких нарушений психических функций, которые не приводили к ограничению основных категорий жизнедеятельности, не определяли необходимость социальной защиты, и не являлись основанием для установления Исламову В.В. группы инвалидности, согласно «Правил признания лица инвалидом» (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95) и «Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2015 г. № 1024н), пункт приложения – 7.7.1 10-20%.
Судебное медико-социальное экспертное заключение является мотивированным, имеет практическую основу и у суда не имеется оснований не доверять выводам экспертов, будучи предупрежденных об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, заключение экспертов экспертного состава № 6 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области» Минтруда России является достаточным и допустимым доказательством отсутствия оснований для установления группы инвалидности Исламова В.В. в связи с чем исковые требования о признании незаконным решения Бюро № 3 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России от 12.07.2019 и обязании установить группу инвалидности не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Исламова Вадима Вячеславовича к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения от 12.07.2019, обязании установление инвалидности – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Уфы.
Судья Ф.Ф. Фархутдинова
Мотивированное решение составлено 13.07.2020.