Решение по делу № 2-1099/2020 ~ М-321/2020 от 17.01.2020

УИД 03RS0007-01-2020-000364-80

Дело № 2-1099/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2020 г.                                         г. Уфа

Советский районный суд г. Уфа Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Фархутдиновой Ф.Ф.,

при секретаре Насыровой А.Р.,

с участием истца Исламова В.В., его представителя Нигаматьянова А.Р.,

представителей ответчика Турпак Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исламова Вадима Вячеславовича к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения, обязании установление инвалидности,

УСТАНОВИЛ:

Исламов В.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России), просит признать незаконным акт от < дата > Бюро №3 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России, обязать ответчика признать Исламова В.В. инвалидом и установить группу инвалидности с формулировкой «военная травма».

В обоснование иска указано, что Исламов В.В., < дата >., ветеран боевых действий в Чеченской Республике, проходил военную службу по призыву ВВ МВД РФ в/ч 6520 с 1995 по 1996. С 19.12.1995 по 15.04.1996 принимал участие в боевых действиях по наведению Конституционного правопорядка на северо-Кавказском регионе в Чеченской Республике.

В марте 1996 года в г. Грозный истец получил минно-взрывную травму, контузию головы, в связи с чем проходил стационарное лечение. Диагноз: «последствия контузии головного мозга (III 1996) синдром вегетососудистой дистонии» - по заключению Военно-Врачебном Комиссии ФГКУЗ «ЦВВЭ ВНГ России» установлено – военная травма.

Диагноз, установленный по объективным данным медицинских исследований: ВФГБУ Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, расстройство личности в связи с эпилепсией, травматическая болезнь головного мозга (ЗЧМТ Ушиб головного мозга средней тяжести от 1996) резедуальный период. Симптоматическая фокальная эпилепсия с частыми фокальными сложными, аутомоторными, диалептическими, вторично генерализованными приступами со склонностью к серийности.

Во время стационарного излечения в период с 11.03.2019 по 28.03.2019 зафиксированы 3 эпилептических припадков, оказаны необходимая медицинская помощь и зафиксированы врачом.

В связи с тем, что эпилептическая болезнь является тяжелой формой хронического заболевания и подпадает под действующее законодательство об установлении группы инвалидности с первого же освидетельствования бессрочная группа инвалидности ФГБУ Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева при выписки рекомендовано прохождение МСЭ для установления инвалидности.

Диагноз установленный ГБУЗ РБ Республиканская клиническая психиатрическая больница г. Уфы: симптоматическая фокальная эпилепсия с частыми фокальными сложными, аутомоторными, диалептическим вторичного генеза генерализованными приступами со склонностью к серийности, изменением личности по эпетиту, социально бытовая дезадаптация.

Диагноз установленный ГБУЗ Республиканская клиническая больница им. Г.Г. Куватова: травматическая болезнь головного мозга средней степени контузия 1996 г., с формированием кистозно-глиозных изменений левой височной доли с явление с пирамидной недостаточностью, атактическим синдромом, вестибулорпатией, снижением когнетивных функций, внутричерепной гипертензией, дисомнией, цефолгическим синдромом (абузусная головная боль в сочетании гипертензионной), эмоциональной волевой не устойчивостью. Некомпенсированное состояние.

Фокальная эпилепсия с частыми фокальными аутомоторными с нарушением сознания биламеральными тонико-клоническими приступами со склонностью к серийности. Не компенсированное состояние на фоне приема противоэпилептических препаратов. Снижение мнестических функций, пирамидная недостаточность слева, социально—бытовая дезадаптация.

Истец считает выводы акта МСЭ от < дата > Бюро № 3 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России противоречащим законодательству, принципам международного права, фактическим обстоятельствам дела по имеющимся медицинскими подтверждениями динамики заболевания по данным объективной действительности, отказ в установлении группы инвалидности является необоснованным и незаконным.

В судебном заседании истец Исламов В.В., его представитель Нигаматьянов А.Р. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России Турпак Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении. Суду пояснила, что оснований для установления инвалидности истцу не имеется.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).

Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).

Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года № 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).

В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.

Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года № 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).

Согласно пункту 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (далее – Положение о лицензировании медицинской деятельности), настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».

Медико-социальная экспертиза входит в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), и подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым определено, что лицензированию подлежит в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

Пункт 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 2 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривает, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) – по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 09.07.2019 Исламов В.В. освидетельствован в Бюро № 3 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан». Согласно Справки № ... от < дата > о результатах медико-социальной экспертизы инвалидность у Исламова В.В. не установлена. Основанием является акт медико-социальной экспертизы гражданина № ... от < дата > в Бюро № 3 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан».

21.08.2019 Исламов В.В. освидетельствован Экспертным составом № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан». Согласно Справки № ... от < дата > о результатах медико-социальной экспертизы инвалидность у Исламова В.В. не установлена. Основанием является акт медико-социальной экспертизы гражданина № ... от < дата > в Экспертном составе № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан».

11.10.2019 Исламов В.В. освидетельствован Экспертным составом №17 федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Согласно Справки № ... от < дата > о результатах медико-социальной экспертизы инвалидность у Исламова В.В. не установлена.

Определением суда от 13.02.2020 была назначена судебная медико-социальная экспертиза в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Из заключения экспертов экспертного состава № 6 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области» Минтруда России от 23.03.2020 следует, что по результатам анализа данных представленных для проведения судебной медико-социальной экспертизы: материалов гражданского дела, медицинских документов, медико-экспертных документов и результатов реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики у Исламова Вадима Вячеславовича, < дата > г.р., по состоянию на момент освидетельствования в Бюро № 3 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России на 12.07.2019, а также на 28.08.2019 в экспертном составе № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России, имелись нарушения здоровья I степени выраженности стойких нарушений психических функций, которые не приводили к ограничению основных категорий жизнедеятельности, не определяли необходимость социальной защиты, и не являлись основанием для установления Исламову В.В. группы инвалидности, согласно «Правил признания лица инвалидом» (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95) и «Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2015 г. № 1024н), пункт приложения – 7.7.1 10-20%.

Судебное медико-социальное экспертное заключение является мотивированным, имеет практическую основу и у суда не имеется оснований не доверять выводам экспертов, будучи предупрежденных об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, заключение экспертов экспертного состава № 6 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области» Минтруда России является достаточным и допустимым доказательством отсутствия оснований для установления группы инвалидности Исламова В.В. в связи с чем исковые требования о признании незаконным решения Бюро № 3 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России от 12.07.2019 и обязании установить группу инвалидности не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Исламова Вадима Вячеславовича к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения от 12.07.2019, обязании установление инвалидности – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Уфы.

Судья Ф.Ф. Фархутдинова

Мотивированное решение составлено 13.07.2020.

2-1099/2020 ~ М-321/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Исламов Вадим Вячеславович
Ответчики
ФКУ "ГБ МСЭ по РБ" Минтруда России
Суд
Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Фархутдинова Ф.Ф.
Дело на сайте суда
sovetsky--bkr.sudrf.ru
17.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.01.2020Передача материалов судье
20.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2020Подготовка дела (собеседование)
10.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.02.2020Предварительное судебное заседание
22.06.2020Производство по делу возобновлено
22.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2020Судебное заседание
13.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2020Дело оформлено
25.08.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее