именем Российской Федерации
г. Олонец 18 мая 2015 года
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Хольшева А.Н., при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильиной С.В., Ильина И.М., Ефимовой М.С., Семеновой Е.И., Антонова С.П. к МКОУДОД "ИДМШ" (далее в том числе МКОУДОД "ИДМШ"») о взыскании ежемесячного денежного вознаграждения,
у с т а н о в и л:
Иск к ответчику предъявлен по тем основаниям, что истцы являются работниками МКОУДОД "ИДМШ" В соответствии с постановлением АОНМР(далее-АОНМР) от 19.03.2013 № 367 с хх.хх.хх г. истцам выплачивалось ежемесячное денежное вознаграждение в размере "СУММА". с применением районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренного Законом Республики Карелия от 18.12.2012 № 1660-ЗРК «О бюджете Республики Карелия» на 2013 год и на плановый период .... и ....». С хх.хх.хх г. ежемесячное денежное вознаграждение в размере "СУММА". заявителям не выплачивалось, что привело к снижению заработной платы истцов. По этим основаниям истцы просили взыскать суммы задолженности за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в пользу Ильиной С.В. -"СУММА"., Ильина И.М.- "СУММА"., Ефимовой М.С. - "СУММА"., Семеновой Е.И.- "СУММА"., Антонова С.П.- "СУММА"
Определением Олонецкого районного суда от хх.хх.хх г. в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена АОНМР
В судебном заседание истцы и представитель истцом Б. иск поддержали по изложенным в нем основаниям.
Ефимовой М.С. в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представители ответчика А. являющаяся исполняющей обязанности директора школы и М. действующая на основании доверенности от МКОУДОД "ИДМШ" и доверенности от третьего лица- АОНМР с иском не согласились указав в отзыве, что между министерством образования республики Карелия и АОНМР хх.хх.хх г. было подписано Соглашение № 1385/11/01-18/МО-и «О софинансировании расходных обязательств и взаимодействии при предоставлении субсидии из бюджета Республики Карелия бюджету Олонецкого национального муниципального района на дополнительную поддержку развития дополнительного образования на 2013год». Предметом Соглашения является обеспечение в 2013 году дополнительной денежной выплаты к заработной плате педагогическим работникам муниципальных учреждений дополнительного образования детей в размере "СУММА" с применением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Данная выплата была предусмотрена только на .... год. На основании данного Соглашения постановлением администрации Олонецкого национального муниципального района от 22.04.2013 № 520 «Об утверждении Порядка расходования средств субсидии на обеспечение дополнительных выплат к заработной плате педагогическим работникам муниципальных учреждений дополнительного образования детей в 2013 году» был утвержден Порядок орагнизации денежной выплаты к заработной плате педагогическим работникам муниципальных учреждений дополнительного образования детей. Настоящий Порядок разработан на основании рекомендаций Министерства образования Республики Карелия в целях исполнения постановления Правительства Республики Карелия от 28.01.2013 № 22-П «О распределении субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов на дополнительную поддержку развития дополнительного образования на 2013год», соглашения № 1385/11/01-18/МО-и, заключенного между Министерством образования Республики Карелия и АОНМР от хх.хх.хх г. и определяет механизм расходования средств, поступающих в бюджет Олонецкого национального муниципального района из бюджета Республики Карелия, на обеспечение дополнительных выплат к заработной плате педагогическим работникам муниципальных учреждений дополнительного образования детей в .... году. Данная выплата не повышала размеры должностных окладов.
В соответствии с постановлением АОНМР от хх.хх.хх г. № «О внесении дополнений в постановление АОНМР от хх.хх.хх г. № «Об утверждении Порядка расходования средств субсидии на обеспечение дополнительных выплат к заработной плате педагогическим работникам муниципальных учреждений дополнительного образования детей в 2013году» данная выплата учитывается в виде надбавки стимулирующего характера.
Пунктом 5 Положения об оплате труда работников МКОУДОД "ИДМШ" установлено, что заработная плата работника (без учета премий и стимулирующих выплат) не может быть меньше заработной платы(без учета премий и стимулирующих выплат) выплачиваемой до введения новой системы оплаты труда. В пункте 18 данного Положения прописано, что стимулирующие выплаты производятся в пределах утвержденного фонда оплаты труда и также и так же установлены ежемесячные стимулирующие выплаты. Данной выплаты в перечне стимулирующих выплат не предусмотрено, что уже подтверждает, что данная выплата не является постоянной(ежемесячной).
Пунктом 3.2.4 Устава МКОУДОД "ИДМШ" установлено, что система оплаты труда работников устанавливается в соответствии с нормативно-правовыми актами АОНМР. В пункте 6.18 прописано, что стимулирующие выплаты работникам учреждения производятся в соответствии с утвержденным Положением об оплате труда. В Положении об оплате труда такой выплаты не прописано.
В соответствии с пунктом 4.15 Коллективного договора МКОУДОД "ИДМШ" компенсационные выплаты являются составной частью заработной платы, стимулирующие выплаты не являются составной частью заработной платы.
Просили применить сроки исковой давности.
Выслушав объяснения истцов и их представителя, представителей ответчика и третьего лица, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования (пункт 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункт 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
На основании статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности муниципальной казенной организации осуществляется за счет соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы образовательной организации в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных на очередной финансовый год и плановый период.
ИДМШ является МКОУДОД. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения согласно Устава МКОУДОД "ИДМШ" осуществляется за счет средств бюджета Олонецкого национального муниципального района(п.1.8). Расходование бюджетных средств осуществляется Учреждением в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной сметой.
В соответствии со статьями 135, 144 Трудового кодекса РФ заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 6.18 Устава МКОУДОД "ИДМШ" должностные оклады, стимулирующие и компенсационные выплаты работникам Учреждения устанавливаются в пределах утвержденного фонда оплаты труда в соответствии с системой оплаты труда, установленной в Учреждении. При этом выплаты стимулирующего характера работникам Учреждения производятся в соответствии с утвержденным Положением об оплате труда.
Согласно Положения об оплате труда согласованного с советом трудового коллектива и утвержденного и.о. директора в .... году заработная плата работника включает в себя оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты.( п.4).
В силу п. 18 Положения стимулирующие выплаты производятся за интенсивность и высокие результаты работы в пределах утвержденного фонда оплаты труда: Положением определены два вида стимулирующих выплат: ежемесячные(постоянные) включающие в себя выплаты за руководство классом и по итогам работы(рассматриваются ежемесячно), включающие в себя выплаты за успешные выступления на конкурсах, за активное личное участие преподавателей в жизни школы, за подготовку материалов о школьной жизни для печати в районную газету, за обобщение и распространение передового опыта, за разработку проектов для получения грантов, за работу в структурных подразделениях. Доплата выплачивается по приказу директора в пределах утвержденного фонда оплаты труда.
В силу п. 4.2. Коллективного договора на .... годы доплаты, надбавки и другие выплаты стимулирующего характера устанавливаются в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств.
Постановлением АОНМР от 19.03.2013 № 367 «Об обеспечении денежной выплаты к заработной плате педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования детей» с хх.хх.хх г. состоящим в штате образовательных учреждений Олонецкого национального муниципального района педагогическим работникам муниципальных учреждений дополнительного образования детей была установлена выплата ежемесячного денежного вознаграждения в размере "СУММА". с применением районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Установление данной выплаты было направлено на дополнительную поддержку развития дополнительного образования, на основании Закона Республики Карелия от 18.12.2012 года № 1660-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», постановления Правительства Республики Карелия от 30.12.2011 № 388-П «Об установлении Условий предоставления и расходования субсидий местными бюджетами из бюджета Республики Карелия, Критериев отбора муниципальных образований для предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия и методик распределения субсидий местным бюджетам Республики Карелия между муниципальными образованиями», распоряжением Правительства Республики Карелия от 06.11.2012 № 661р-П и на основании соглашения о взаимодействии, заключенном между Министерством образования Республики Карелия и администрацией Олонецкого национального муниципального района, от 25.02.2013 № 1385/1/01-18/МО-и.
Предметом соглашения от 25.02.2013 № 1385/1/01-18/МО-и являлось предоставление в .... году из Республики Карелия бюджету Олонецкого муниципального района субсидии на дополнительную поддержку развития дополнительного образования, в целях обеспечения дополнительных денежных выплат к заработной плате педагогическим работникам муниципальных учреждений дополнительного образования детей в размере "СУММА" с применением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
хх.хх.хх г. на основании постановления АОНМР от 19.03.2013 № 367 «Об обеспечении денежной выплаты к заработной плате педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования детей» руководителем МКОУДОД "ИДМШ" был издан приказ № о выплате преподавателям, в том числе и истцам "СУММА". в месяц на физическое лицо с применением районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Постановлением АОНМР от 22.04.2013 № 520 был установлен порядок расходования средств субсидий на обеспечение дополнительных выплат к заработной плате педагогическим работникам муниципальных учреждений дополнительного образования детей на 2013г. В соответствии с указанным порядком, выплаты не повышают размеры должностных окладов и не формируют новых должностных окладов педагогических работников, производятся на физическое лицо исходя из фактически отработанного времени, на основании приказа образовательного учреждения в установленные локальными нормативными актами образовательного учреждения дни выплаты заработной платы.
Постановлением АОНМР от 19.06.2013 № 800 в указанное выше постановление внесены изменения, предусмотрено данную выплату учитывать в структуре заработной платы в виде надбавки стимулирующего характера.
Из показаний истцов следует, что выплата ежемесячного денежного вознаграждения, установленного указанными нормативными актами, производилась истцам в период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. за счет средств бюджета Республики Карелия, что не отрицал и представитель ответчика и представитель третьего лица. В .... году выплата указанной надбавки стимулирующего характера была прекращена.
Первоначальной редакцией Закона Республики Карелия от 20.12.2013 № 1759-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2014год и на плановый период 2015 и 2016 годов», в условиях предельного дефицита бюджета, финансовая поддержка в виде соответствующих субсидий из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных районов на .... год не была предусмотрена. Вместе с тем Министерство образования Республики Карелия рекомендовало органам местного самоуправления сохранить соответствующие выплаты за счет средств муниципальных бюджетов в размерах и на условиях, действующих в .... году.
Таким образом, выплата в размере "СУММА" была установлена на .... год, что было обусловлено изданием указанных выше законов и постановлений, в .... году администрация района как распорядитель бюджетных средств каких-либо решений о продолжении выплаты не выносило. Указанная выплата на .... год не была предусмотрена ни коллективным договором, ни положением об оплате труда.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что работодатель не обязан был в .... году выплачивать "СУММА" с применением районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как не установленную локальными нормативными актами.
Указанная надбавка в .... году устанавливалась с целью доведения оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе.
Уровень оплаты труда истцов превышает средний уровень оплаты труда установленный в .....
Представителями ответчика заявлено о пропуске истцами установленного законом срока обращения в суд.
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Как следует из представленных материалов выплата оспариваемой ежемесячной суммы была прекращена с хх.хх.хх г. года. В соответствии с п. 4.9 коллективного договора заработная плата в организации выплачивается не реже чем 2 раза в месяц: .... числа текущего месяца и .... числа месяца, следующего за отработанным. Таким образом, заработную плату за хх.хх.хх г. истцы должны были получить хх.хх.хх г., то есть с указанного времени должны были узнать(узнали) о нарушении своих прав.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора составляет 3 месяца.
Требование о взыскании спорной выплаты истцы предъявили в суд хх.хх.хх г. года, что свидетельствует о пропуске срока обращения в суд за восстановлением нарушенного права.
Доводы истцов о том, что работодатель и администрация обещали возобновить выплату и просили не обращаться в суд, не могут служить основанием для восстановления пропущенного срока обращения в суд.
В силу абз. 5 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации трудового кодекса Российской Федерации» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствующие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора(например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольным членом семьи).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Ильиной С.В., Ильина И.М., Ефимовой М.С., Семеновой Е.И., Антонова С.П. к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Ильинская детская музыкальная школа» о взыскании ежемесячного денежного вознаграждения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Хольшев А.Н.
Мотивированное решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ
составлено 19 мая 2015 г.