Дело № 12-58/2021
10 RS 006-01-2021-000321-06
Р Е Ш Е Н И Е
г. Лахденпохья Республика Карелия 8 апреля 2021 года
Судья Лахденпохского районного суда Республики Карелия Назарова Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» на постановление № 966а/209л от 16 февраля 2021 года начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в РК Коханского С.А. по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № 966а/20л от 16 февраля 2021 года начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в РК Коханского С.А. (далее по тексту постановления должностное лицо) Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее по тексту постановления ПАО «МРСК Северо-Запада», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
ПАО «МРСК Северо-Запада» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит отменить решение должностного лица и прекратить производство по делу. В обоснование указывают, что на основании акта осмотра от 29.06.2020 в отношении общества 20.10.2020 был составлен протокол. При подготовке дела к рассмотрению указанный протокол должностным лицом был возвращен в связи с неправильной квалификацией действий лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ), иные недостатки в протоколе отсутствовали. 14.12.2020 в отношении общества по факту выявленного нарушения был повторно составлен протокол №3а, в который внесено единственное изменение в части квалификации выявленного нарушения – нарушение квалифицировано по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ. Полагали, что неправильная квалификация действий лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при отсутствии иных недостатков протокола, не может являться основанием к возвращению протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми он составлен. Не выявив иных существенных недостатков в протоколе от 20.10.2020, кроме неверной квалификации допущенного нарушения, административный орган не вправе был только по этому основанию возвращать протокол должностному лицу, его составившему. Санкция ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ является более строгой по сравнению с санкцией ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в связи с чем изменение квалификации незаконно, вынесение нового протокола по тому же нарушению КоАП РФ не предусмотрено.
Представитель ПАО «МРСК Северо-Запада» в судебном заседании отсутствовал, ходатайствовал о рассмотрении жалобы без его участия.
Должностное лицо - заместитель главного государственного лесного инспектора в РК Коханский С.А., уведомленные надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия по доверенности Мартынюк Е.Н. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении жалобы. Представив протокол от 20.10.2020 пояснила, что по факту выявленного нарушения лесного законодательства, нарушения п.19, 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении работ по расширению линии Л-31С должностным лицом ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» 20.10.2020 в отношении ПАО «МРСК Северо-запада» был составлен протокол об административном правонарушении №3а по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ. Указанный протокол был направлен в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия для рассмотрения по подведомственности в соответствии со ст.23.24.1 КоАП РФ. Определением от 09.11.2020 №966/20л на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении протокол от 20.10.2020 №3а в отношении общества был возвращен в ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» для устранения недостатков в соответствии со ст.29.1, 29.4 КоАП РФ. Данное дело об административном правонарушении не рассматривалось. Поскольку нарушение правил пожарной безопасности в лесах было выявлено в условиях действия особого противопожарного режима, установленного распоряжением Правительства РК от 28.05.2020 №338р-П с 28 мая 2020 года на территории Республики Карелия, то выявленное правонарушение необходимо квалифицировать по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ. 14.12.2020 должностным лицом ГКУ «Лахденпохское центральное лесничество» был составлен в отношении Общества протокол об административном правонарушении №3а по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, при соблюдении надлежащего извещения лица. Кроме того указала, что правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности и в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. Общество должно соблюдать Правила пожарной безопасности в лесах одновременно с проведением работ по разрубке линий ЛЭП, не дожидаясь окончания работ. Доказательств объективной невозможности соблюдения Обществом требований лесного законодательства (правил пожарной безопасности в лесах) в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в течение пожароопасного сезона действия особого противопожарного режима в 2020 году на территории Лахденпохского района в материалах дела не имеется. При вынесении оспариваемого постановления и назначении Обществу административного наказания в виде административного штрафа, учитывались все обстоятельства дела, в том числе отягчающие обстоятельства в виде повторного совершения однородного административного правонарушения согласно п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ и смягчающие обстоятельства в виде предотвращения противоправного поведения согласно п.2 ч.1 ст.4.2 КоАП РФ. Штраф назначен в размере менее минимального с учетом ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ.
Выслушав участвующих лиц, оценив доводы жалобы и возражений на неё, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ наступает за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
В силу пункта 19 Правил от 30.06.2007 № 417 (далее Правила) срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Пунктом 34 Правил установлено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
В соответствии с пунктом 35 вышеуказанных Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 20.04.2020 №665 на территории Лахденпохского района установлен пожароопасный сезон с 01.05.2020 года.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.05.2020 №338р-П с 28.05.2020 на территории Республики Карелия установлен особый противопожарный режим.
29 июня 2020 должностными лицами ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» произведен осмотр в ходе планового патрулирования территории лесного фонда в квартале 7 выдел 82, квартале 21 выдел 32 Куркиекского участкового лесничества. В охранной зоне линии электропередачи ВЛ-35 кВ ПС-4С Леванпельто-ПС-15С Труд Л-31С (далее ЛЭП) обнаружено, что срубленная неликвидная древесина (порубочные остатки) не собрана в вал, а ликвидная древесина не раскряжевана и не сложена в штабеля общим объемом 96,1 куб.м, что является нарушением пунктов 19, 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года №417, действующие на момент выявления нарушения. Указанная ЛЭП находится в ведении ПАО «МРСК Северо-Запада», работы по расчистке просеки производились обществом согласно уведомлений от 15.10.2018 № МР2/3-50/297-36/2967 и от 14.06.2019 № М2/3-50/297-36/1653.
Факт совершения ПАО «МРСК Северо-Запада» вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 3а от 14.12.2020, составленном в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ; актом осмотра №27/3 от 29.06.2020 с фототаблицей к нему; распоряжением №20 от 20.05.2020 о проведении патрулирования; актом осмотра №56/3 от 16.10.2020 с фототаблицей к нему; требованием ГКУ «Лахденпохское центральное лесничество» об устранении нарушений.
Достаточных оснований полагать недостоверными доказательства, положенные в основу постановления по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Вопреки доводам заявителя, нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении № 3а от 20.10.2020 в отношении заявителя по факту нарушения правил пожарной безопасности в лесах (ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ), поскольку, как следует из текста протокола, на момент обнаружения правонарушения 29 июня 2020 года приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия № 665 от 20.04.2020 с 1 мая 2020 года введено начало пожароопасного сезона.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия было установлено, что протокол составлен неправильно, поскольку на дату выявления административного правонарушения (29.06.2020) Распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.05.2020 № 338р-П на территории республики установлен особый противопожарный режим, что и послужило основанием для возвращения протокола и других материалов административного дела для устранения недостатков.
Протокол об административном правонарушении № 13а от 09.09.2019 в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» по ч. 3 ст. 8.42 КоАП РФ составлен в соответствии с нормами закона, нарушений при его составлении не допущено.
Вывод должностного лица о наличии в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Административное наказание назначено ПАО "МРСК Северо-Запада" с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, а именно характера анализируемого правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, наличие у юридического лица возможности предотвращения нарушения закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, наличия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Порядок и срок давности привлечения ПАО "МРСК Северо-Запада" к административной ответственности не нарушены.
При таких обстоятельствах, оснований для изменения или отмены постановления не нахожу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в РК Коханского С.А. № 966а/20л от 16 февраля 2021 года - оставить без изменения, жалобу ПАО «МРСК Северо-Запада» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия или непосредственно в Верховный Суд Республики Карелия в десятидневный срок со дня вручения или получения копии решения.
Судья Л.В. Назарова