Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-643/2016 ~ М-585/2016 от 05.04.2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

06 июня 2016 года г. Краснотурьинск

Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего: судьи Шумковой Н.В.

с участием

истца Платонова А.В.,

представителя ответчика ФГКУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» Семиколенных Л.В., действующей на основании доверенности от <дата обезличена>,

третьего лица Платоновой М.В.,

при секретаре Юзеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Платонова А. В. к Федеральному казенному учреждению «6 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Платонов А.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «6 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» (далее по тексту – ФКУ «6 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области») о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указав в обоснование иска, что в 1992 году на основании ордера, находящегося в учреждении, ему и членам его семьи в период работы в пожарной части и на основании решения жилищно-бытовой комиссии была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес обезличен>. Позднее, в 1996 году, в связи с увеличением состава семьи в этом же доме предоставлена трехкомнатная благоустроенная <адрес обезличен>. Несмотря на постоянное проживание в квартире, администрация ответчика отказывается оформить ему регистрацию по месту жительства. После его увольнения из 6 отряда ГППС, его семья продолжала проживать в квартире по адресу: <адрес обезличен>. На протяжении всего периода проживания в квартире он нес расходы по ее содержанию, вносил коммунальные платежи. Фактически между ним ответчиком сложились отношения по договору социального найма. Ему было отказано в приватизации спорной квартиры со ссылкой на наличие у помещения статуса служебного. Данный отказ считает неправомерным в связи с отсутствием сведений об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду. На основании ст.ст. 2, 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истец просит признать за ним право собственности на жилое помещение – квартиру по адресу: <адрес обезличен> в порядке приватизации.

В судебном заседании истец Платонов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что с 1988 года работал в СВПЧ – <данные изъяты>. Вместе с семьей был зарегистрирован в жилом помещении по <адрес обезличен> <адрес обезличен>. С 1992 года по решению жилищно-бытовой комиссии пожарной части был поставлен на учет в качестве нуждающегося и в феврале 1992 года вселился в <адрес обезличен> с семьей. В 1996 году в связи с увеличением состава семьи ему была предоставлена <адрес обезличен> этом же жилом здании. Неоднократно ему было отказано в регистрации в квартире. В качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрации муниципального образования Краснотурьинска он никогда не состоял. В настоящее время, несмотря на прекращение трудовых отношений с ответчиком, продолжает проживать в квартире вместе с семьей. Ордер, на основании которого он был вселен в помещение, никогда не выдавался ему на руки. Фактически между сторонами сложились отношения по договору социального найма с учетом бессрочного характера проживания, внесения им платы за коммунальные платежи и найм, фактического вселения, квартира представляет собой изолированное трехкомнатное жилое помещение с ванной, санузлом, кухней, имеющее отдельный вход в жилую часть здания. Его <адрес обезличен> статус специализированного жилья не придан. Настаивает на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика ФКУ «6 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» Семиколенных Л.В. в судебном заседании не признала исковые требования Платонова А.В., пояснив, что с <дата обезличена> по <дата обезличена> истец Платонов А.В. проходил службу в <данные изъяты> ГПС Главного управления. Ему и членам его семьи в связи с прохождением службы в пожарной охране была предоставлена в общежитии по адресу: <адрес обезличен> 1992 году, затем <адрес обезличен>. Квартиры, в которых проживают бывшие и действующие сотрудники 6 отряда, находятся в жилой части пожарного депо. Все нежилое помещение находится на балансе ФГКУ «6 отряд ОФПС по Свердловской области», закреплено на праве оперативного управления и является специализированным. Спорная <адрес обезличен> располагается в здании пожарного депо, которое является федеральной собственностью. На основании Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» имущество Государственной противопожарной службы приватизации не подлежит. Представитель ответчика просит отказать в удовлетворении исковых требований Платонова А.В.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Администрации городского округа Краснотурьинск, Органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом», Краснотурьинский территориальный отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению госимуществом по Свердловской области, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), а также третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Платонова С.А., Платонова Д.А., Платонова М.А. в судебное заседание не явились, будучи извещенными о дате и времени судебного заседания путем направления судебных извещений и размещения информации на официальном сайте Краснотурьинского городского суда.

От представителей Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Шатова С.Н., Органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом» Касиловой Ю.В., Администрации городского округа Краснотурьинск Герб Н.Г., а также Платоновой М.А., Платоновой Д.А., Платоновой С.А. поступили письменные ходатайства о проведении судебного заседания по делу в их отсутствие <данные изъяты>

В отзыве на исковое заявление представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Рублев Е.Д., действующий на основании доверенности, указал, что жилое помещение расположено в здании пожарного депо, находящегося в собственности Российской Федерации, закреплено на право оперативного управления за 6 ОФПС и внесено в реестр федерального имущества. Статус специализированного жилого фонда (общежития) жилому помещению, находящемуся на балансе 6 ОФПС, присвоен на основании постановления главы администрации города Краснотурьинска от <дата обезличена> Ссылка истца на положения части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фону, утвержденные Постановлением Правительства № 42 от 26.01.2006 года несостоятельна, так как статус специализированного жилого помещения был присвоен помещению до принятия данных актов. Жилое помещение находится в здании пожарного депо, созданного на основании типового проекта для выполнения специальных задач по обеспечению безопасности населения, а не в многоквартирном жилом доме, предназначенном для постоянного проживания на условиях договора найма. Длительность проживания истца в жилом помещении, добровольная оплата коммунальных услуг не могут рассматриваться, как проживание в жилом помещении на условиях договора социального найма. Федеральное законодательство содержит прямой запрет на приватизацию имущества Государственной противопожарной службы. В удовлетворении исковых требований Платонова А.В. просит отказать (<данные изъяты>

Представитель Администрации городского округа Краснотурьинск Герб Н.Г., действующая на основании доверенности, в отзыве на иск указала, что здание пожарного депо, включая расположенные в нем спорные жилые помещения, на момент ввода в эксплуатацию были предназначены для обеспечения деятельности пожарной службы, входящих в систему Министерства внутренних дел, в связи с чем, в силу п. 1, п. 1 раздела 2 приложения № 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1999 года № 3020-1 относятся к федеральной собственности. Распоряжение данными жилыми помещениями было возложено на руководство пожарной части, в отношении данных жилых помещений был установлен правовой режим общежития, обусловленный необходимостью обеспечения работников, вступивших в трудовые отношения с организацией, жильем. Право собственности на здание пожарного депо зарегистрировано за Российской Федерацией. Данное имущество предназначено для обеспечения деятельности государственной противопожарной службы и возможность отнесения его к муниципальной собственности исключена <данные изъяты>

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, их представителей.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Установлено в судебном заседании, что истец Платонов А.Г. проходил службу в Управлении Государственной противопожарной службы ГУВД Свердловской области с <дата обезличена> по <дата обезличена> <данные изъяты>

В 1992 году истцу и членам его семьи было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес обезличен>, позднее <адрес обезличен>, в которой истец и его семья проживают в настоящее время. Данные обстоятельства стороны не оспаривают.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 16 октября 2012 г. N 170-ФЗ) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Таким образом, по общему правилу жилые помещения, находящиеся в общежитиях, приватизации не подлежат.

Суд считает установленным, что спорное жилое помещение – <адрес обезличен>, расположенное в нежилом здании – пожарное депо с жилой частью, является федеральной собственностью, находится в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, непосредственное управление жилищным фондом осуществляет ФГКУ «6 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области».

Право собственности Российской Федерации на объект права: «пожарное депо с жилой частью, назначение: нежилое. Площадь: общая 3378,9 кв.м по адресу: <адрес обезличен> зарегистрировано в ЕГРП <дата обезличена> <данные изъяты> Указанное здание передано в оперативное управление ФГКУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области», право оперативного управления зарегистрировано <дата обезличена>, о чем представлено свидетельство <адрес обезличен> <данные изъяты>

В соответствии с Уставом ФГКУ «6 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» учреждение является юридическим лицом, предоставляет сотрудникам Учреждения, проживающим в специализированном жилищном фонде, коммунальные услуги, услуги по эксплуатации, содержанию и обслуживанию, связанные с проживанием в специализированном жилищном фонде. В соответствии с п. 3.1. Устава источниками формирования имущества учреждения являются имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления <данные изъяты>

На основании постановления главы администрации города Краснотурьинск Свердловской области от <дата обезличена> д «О придании статуса общежития жилым комнатам в здании СВПЧ-57» тридцати жилым комнатам в здании СВПЧ – 57 по <адрес обезличен> придан статус общежития, право выдачи ордеров возложено на руководство части в лице начальника СВПЧ-57 <данные изъяты>

Данное постановление соответствует п. 4 Примерного положения об общежитиях, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 11.08.1988 N 328, которое устанавливает порядок предоставления жилой площади в общежитиях государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений и общественных объединений (именуются в дальнейшем - объединения, предприятия, учреждения, организации и учебные заведения) и пользования ею. Общежития предназначаются для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Переоборудование жилого дома под общежитие производится по решению исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Жилые дома, предназначенные под общежития, регистрируются в качестве общежитий в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Общежития создаются для проживания одиноких граждан, а также для проживания семей

В соответствии с письмом председателя Комитета по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск от <дата обезличена> Сухомлиновой Т.П. статус общежития, расположенного по адресу: <адрес обезличен> не снимался <данные изъяты>

По мнению суда несостоятельными являются доводы истца Платонова А.В. об отсутствии у жилой части здания статуса общежития в связи с непредставлением ему при вселении мебели, белья, отсутствии вахтера, наличия самостоятельного входа в жилую часть здания. Отсутствие частных признаков, характеризующих общежитие, не может повлиять на статус жилой части здания - общежития. Наличие изолированных квартир, а не комнат, также не влияет на статус жилой части здания. Количество предоставляемых комнат в общежитии не регламентировано, также как и их планировка при строительстве (комнаты в блоках, отдельные – коридорного типа и другие).

На основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от <дата обезличена>, согласно Выписки из реестра федерального имущества от <дата обезличена> за 57-ой пожарной частью Управления Государственной противопожарной службы ГУВД Свердловской области на праве оперативного управления закреплено нежилое помещение, площадью 3107,80 кв.м по адресу: <адрес обезличен>, о чем представлено свидетельство <адрес обезличен> <данные изъяты>

В соответствии с выпиской из Реестра федерального имущества от <дата обезличена> за реестровым номером учтено федеральное государственное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за государственным учреждением «57 пожарная часть Управления Государственной противопожарной службы ГУВД Свердловской области», в том числе здание пожарного депо с жилой частью, расположенное по адресу: <адрес обезличен> <данные изъяты>

Регистрация права собственности Российской Федерации произведена в соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности в виде имущества органов внутренних дел Российской Федерации (п. 2 разд. 2 Приложения к Постановлению от 27.12.1991 № 3020-1), независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Доводы истца о наличии между ним и ответчиком договора социального найма жилого помещения в связи с фактическим вселением основаны на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с актом государственной приемочной комиссии законченного строительством объекта новое пожарное депо на 6 условных автомашин по <адрес обезличен> с жилой частью принято в эксплуатацию <дата обезличена> году <данные изъяты>

Учитывая, что Платонов А.В. был вселен в жилое помещение в 1992 году, к данным отношениям применим Жилищный кодекс РСФСР.

По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

Так, согласно ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР (утратившего силу с 01.03.2005 года) Государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Из материалов дела видно, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не принималось.

Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.

Между тем, Платонов В.А. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоял; решение о предоставлении ему спорного жилого помещения как лицу, признанному в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось <данные изъяты>

Из представленных Администрацией городского округа Краснотурьинск материалов учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях следует, что Платонов А.В. на учете в Администрации городского округа Краснотурьинск в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоял <данные изъяты>

Его жена Платонова М.В. в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств на приобретение жилого помещения снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании постановления главы городского округа Краснотурьинск от <дата обезличена> .

Спорное жилое помещение предоставлено Платонову В.А. в качестве специализированного (общежития) для временного проживания на период трудоустройства.

В силу ст. 109 Жилищного кодекса РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно - бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР.

Длительность проживания в жилом помещении, в том числе после прекращения трудовых отношений с ответчиком, а также добросовестная оплата потребляемых жилищно-коммунальных услуг не могут рассматриваться, как достаточное основание для удовлетворения заявленных требований. В общежитиях также предусмотрена обязательная оплата коммунальных услуг, ордер являлся основанием для вселения в общежитие.

Из пояснений истца в судебном заседании следует, что ордер был оформлен руководством пожарной части, не Администрацией городского округа Краснотурьинск. Решение жилищно-бытовой комиссии муниципального образования Краснотурьинск о предоставлении жилого помещения Платонову А.В. отсутствует, его отсутствие не оспаривает и истец.

Суд приходит к выводу, что жилому помещению по <адрес обезличен> в <адрес обезличен> присвоен статус специализированного жилого помещения (общежития) в 1992 году непосредственно после сдачи объекта в эксплуатацию, то есть до вселения в него истца Платонова А.В. с семьей. Нормы Жилищного кодекса Российской Федерации - части 2 статьи 92 и Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 42 от 26.01.2006 не имеют обратной силы.

Статья Федерального закона от 21.12.1994 года № 690-ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривает, что имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны приватизации не подлежит. Данный запрет распространяется не только на имущество, находящееся в собственности противопожарной службы.

В соответствии со ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541-1 законодателем установлен запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях.

Ссылка истца на решение Краснотурьинского городского суда от 27.12.2012 года, вступившее в законную силу на основании определения Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда 19.03.2013 года, не состоятельна, так как данное решение в соответствии со ст. 61 Гражданского процессуального кодекса не является преюдициальным, истец стороной по делу не являлся, кроме того предметом судебного исследования не являлось постановление главы администрации города Краснотурьинск Свердловской области от 25.06.1992 года № 48д «О придании статуса общежития жилым комнатам в здании СВПЧ-57» <данные изъяты>

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств с учетом их относимости, допустимости и достоверности позволяет сделать вывод, что здание пожарного депо никогда не находилось в муниципальной собственности городского округа Краснотурьинск, и не передавалось в неё,. Таким образом, отсутствуют основания для признания недействительным, как права собственности Российской Федерации, так и последующего права оперативного управления.

При указанных обстоятельствах исковые требования Платонова А.В. к Федеральному казенному учреждению «6 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил

иск Платонова А. В. к Федеральному казенному учреждению «6 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: (подпись) Шумкова Н.В.

СОГЛАСОВАНО

Судья: (подпись) Шумкова Н.В.

2-643/2016 ~ М-585/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Платонов Александр Владимирович
Ответчики
Федеральное государственное казенное учреждение "6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области"
Другие
Территориальное Управление госимуществом в Свердловской области
Платонова Софья Александровна
Платонова Дарья Александровна
Комитет по управлению имуществом ГО Краснотурьинск
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СО
Федеральное агенство по управлению государственным имуществом
Администрация ГО Краснотурьинск
Платонова Марина Витальевна
Платонова Мария Александровна
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
Суд
Краснотурьинский городской суд Свердловской области
Судья
Шумкова Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
krasnoturinsky--svd.sudrf.ru
05.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2016Передача материалов судье
11.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2016Подготовка дела (собеседование)
26.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2016Подготовка дела (собеседование)
01.06.2016Подготовка дела (собеседование)
01.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2016Судебное заседание
14.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2016Дело оформлено
16.08.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее