№2а-5172/2021
10RS0011-01-2021-012278-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2021 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Смирновой Анастасии Дмитриевны, Петровой Олеси Евгеньевны к Министерству имущественных и земельных отношений республики Карелия об оспаривании решения,
у с т а н о в и л:
Административные истцы обратились в суд с иском об оспаривании отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 14.04.2021 года в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения. Отказ мотивирован тем, что образуемый земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, таким образом, предоставление формируемого земельного участка на праве собственности невозможно, схема земельного участка разработана с нарушением установленных требований, перераспределение земельного участка приведет к нарушению требований пожарной безопасности в части обеспечении пожарных проездов, поскольку устранит возможность организации разворотной площадки для разворота пожарной техники, помимо этого местоположение испрашиваемого земельного участка совпадает с местоположением земельного участка с кадастровым номером №, формирование испрашиваемого земельного участка ограничит доступ к земельного участку с кадастровым номером №.
Истцы просят признать указанное решение незаконным, обязать административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены собственник земельного участка с кадастровым номером № Минуков А.А., собственник земельного участка с кадастровым номером № Гусева Т.К., Министерство по природопользованию и экологии РК, Администрация Кондопожского муниципального района, Администрация Кончезерского сельского поселения.
В судебном заседании административные истцы не участвовали, о месте и времени рассмотрения дела извещены, их представитель Куроптев Е.А., действующий на основании доверенности, требования поддержал по основаниям указанным в иске, пояснил, что границы второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в месте расположения земельного участка истцов не установлены, доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами № обеспечен ранее сформированными проездами, на перераспределяемой части земельного участка находится пустырь поросший кустами, собственник земельного участка с кадастровым номером № Минуков А.А. согласен на перераспределение, о чем представил письменное заявление о согласии с иском.
Административный ответчик в лице представителя Самойловой Е.В. по доверенности в суде поддержал поданные в письменном виде на иск возражения.
Заинтересованные лица в суд не явились, о рассмотрении дела извещены, от Минукова А.А. поступило заявление о согласии с иском, Министерство по природопользованию и экологии РК в письменном отзыве сообщило об утверждении и направлении в орган местного самоуправления проекта санитарной зоны охраны источника питьевого водоснабжения, испрашиваемый земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, Администрация Кондопожского муниципального района, Администрация Кончезерского сельского поселения просят о рассмотрении дела в их отсутствие, оставили иск на усмотрение суда.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ суд, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Статьей 3 Закона «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» от 29.12.2015 № 1980-ЗРК установлено, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия уполномоченным Правительством Республики Карелия. Таким органом является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Судом установлено, что 05.03.2021 года от истцов административному ответчику поступили заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего заявителям, и земель, государственная собственность на которые не разграничена. К заявлениям были приложены: схема расположения земельного участка, копии паспортов заявителей, выписки из ЕГНР на земельный участок с кадастровым номером №.
Решением, оформленным письмом от 14.04.2021 №9345/12.4-21, уполномоченный орган, ссылаясь на положения пп. 4 п. 9 ст. 39.29 Земельного Кодекса Российской Федерации, отказал административному истцу в удовлетворении заявления, указывая на то, что образуемый земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, таким образом, предоставление формируемого земельного участка на праве собственности невозможно. Помимо этого решение обосновано применением пп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного Кодекса Российской Федерации и пп.1, 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации, перераспределение земельного участка приведет к нарушению требований пожарной безопасности в части обеспечения пожарных проездов, поскольку устранит возможность организации разворотной площадки для разворота пожарной техники, сама схема земельного участка разработана с нарушением установленных требований. Помимо этого в решении указано, что местоположение испрашиваемого земельного участка совпадает с местоположением земельного участка с кадастровым номером №, полномочиями по предоставлению земель, находящихся в частной собственности, ответчик не располагает. Решение также обосновано выводами о том, что формирование испрашиваемого земельного участка ограничит доступ к земельного участку с кадастровым номером №.
Срок на обжалование оспариваемого решения истцами не пропущен.
Согласно пп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие Схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 указанной статьи. В силу п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма Схемы, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату Схемы при подготовке Схемы в форме электронного документа, требования к подготовке Схемы устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Схема должна соответствовать требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке Схемы и формату Схемы при подготовке Схемы в форме электронного документа, формы Схемы, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе». В соответствии с п. 7 указанных требований при подготовке Схемы на бумажном носителе графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
В нарушений указанных требований на представленной истцами схеме не отображены земельный участок с кадастровым номером №, с которым образуемый земельный участок имеет общую границу, а также сооружение с кадастровым номером №
С доводами оспариваемого решения о том, что перераспределение земельного участка приведет к нарушению требований пожарной безопасности в части обеспечении пожарных проездов, поскольку устранит возможность организации разворотной площадки для разворота пожарной техники, и о том, что формирование испрашиваемого земельного участка ограничит доступ к земельного участку с кадастровым номером №, обоснованными применением пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, суд не соглашается.
Из представленных истцом графических материалов следует, что на местности фактически существует проезд к земельному участку с кадастровым номером № проходящий вдоль границ земельных участков с кадастровыми номерами №. Указанное свидетельствует и об отсутствии необходимости в устройстве между земельными участками с кадастровыми номерами № разворотной площадки для разворота пожарной техники, поскольку на местности тупиковый проезд между этими участками отсутствует, равно как и необходимость в нем.
Доводы оспариваемого отказа о том, что местоположение испрашиваемого земельного участка совпадает с местоположением земельного участка с кадастровым номером № объективными доказательствами в суде не подтверждены. Из представленной истцом дополнительно изготовленной схемы следует, что земельные участки с кадастровыми номерами № и № граничат друг с другом. Согласно объяснениям представителя ответчика при перенесении координат образуемого земельного участка в используемый ответчиком в работе программный продукт ГИС «ИнГео» установлено, что местоположение испрашиваемого земельного участка совпадает с местоположением земельного участка с кадастровым номером № Какими бы то ни было документами, показаниями специалиста указанные пояснения не подтверждены, в связи с чем с учетом положений ч. 2 ст. 62 КАС РФ суд приходит к выводу о недоказанности указанных оснований отказа.
По доводам отказа в утверждении схемы расположения земельного участка о его расположении во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов суд полагает следующее.
В соответствии с пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
При рассмотрении заявлений ответчик установил невозможность предоставления испрашиваемого участка в собственность по причине нахождения формируемого земельного участка в границах санитарной зоны охраны источника водоснабжения.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения установлены СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10. Указанным СанПиН установлены минимальные расстояния границ поясов санитарной охраны.
На основании п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения относятся к зонам с особыми условиями использования. В соответствии с требованиями ГрК РФ зоны с особыми условиями использования учитываются при разработке документов территориального планирования, отображаются в материалах по обоснованию документов территориального планирования, а также учитываются в Правилах землепользования и застройки, относящихся к документам градостроительного зонирования, обязательными для исполнения.
В соответствии с п. 4 ст. 1 ГрК РФ, п. 1 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации, охранные зоны являются разновидностью зон с особыми условиями использования территорий, которыми устанавливаются ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности. Те или иные обязательные требования к установлению охранных зон определяются законодательством в зависимости от вида, категории и иных характеристик объектов, для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования которых требуется установление таких зон. При этом вне зависимости от правил определения и установления охранных зон, сведения обо всех установленных охранных зонах подлежат внесению в ЕГРН.
В соответствии с публичной кадастровой картой земельный участок с кадастровым номером № находится по адресу Республика Карелия, Кондопожский район, с. Кончезеро, ул. Гористая, относится к категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства.
Правила землепользования и застройки городского или сельского поселения являются нормативным правовым актом, принимаемым в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами и нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами федерального и регионального уровней, Генеральным планом городского или сельского поселения, а также с учетом положений актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития городского или сельского поселения, охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования. В соответствии со ст. 35 указанного кодекса в результате градостроительного зонирования, могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. Таким образом, органом местного самоуправления в соответствии с правилами землепользования и застройки могут устанавливаться виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу п. 5 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с пп. 8 п. 9 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 года №367-П Министерство по природопользованию и экологии РК утверждает проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам; устанавливает границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Министерство, при осуществлении возложенных полномочий по утверждению проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и установлению границы и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам, руководствуется Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установлению границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного приказом от 23.08.2012 года № 1288.
Протоколом решения экспертной комиссии по оценке проекта зон санитарной охраны от 05.07.2016 № 6 утвержден «Проект зон санитарной охраны источника водоснабжения оз. Пертозеро в с. Кончезеро в Кондопожском ММП ЖКХ», а также установлены границы и режим зон санитарной охраны оз. Пертозеро. В соответствии с утвержденной проектной документацией границы первого пояса ЗСО (зона строго режима) для поверхностного источника оз. Пертозеро (источник водозабора) установлены как для водоемов (водохранилищ, озера): 100 м во всех направлениях по акватории водозабора от оголовка и по прилегающему к водозабору берегу линии уреза воды при летне-осенней межени. В соответствии с утвержденной проектной документацией границы второго пояса зоны санитарной охраны (зона ограничений) установлены: по акватории водоема во все стороны (кроме южной) от водозабора на расстоянии 5 км; южная граница принимается по верхнему бьефу плотины, разделяющей озера Пертозеро и Кончезеро, на расстоянии 1,78 км; боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне-осенней межени устанавливаются 500 м от уреза воды. Границы третьего пояса ЗСО (зона наблюдений) установлены в соответствии с п. 2.3.3.3 СанПин 2.1.4.1110-02 и совпадают с границами 2 пояса ЗСО.
Согласно утвержденному Проекту зон санитарной охраны источника водоснабжения оз. Пертозеро в с. Кончезеро в Кондопожском ММП ЖКХ земельный участок с кадастровым номером № полностью расположен в границах второго пояса зоны санитарной охраны озера Пертозеро.
Пунктом 6 Протокола № 6 от 05.07.2016 г. предусмотрено направление утвержденного проекта в орган местного самоуправления по местоположению водозабора для внесения сведений о границах и режиме зон санитарной охраны в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности и постановки зон санитарной охраны на государственный кадастровый учет. Направление в орган местного самоуправления указанного протокола и проекта подтверждается сопроводительными письмами от 05.07.2016 г. № 6444 и № 6417 и почтовыми уведомлениями о вручении.
В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» указанный в пункте 11 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель зданий, сооружений, в связи с размещением которых до 1 января 2022 года установлена зона с особыми условиями использования территории, а при отсутствии такого правообладателя или в случае установления зоны с особыми условиями использования территории по основаниям, не связанным с размещением объекта капитального строительства, органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие до 1 января 2022 года решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории, либо органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на установление границ зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу федерального закона, в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения данных сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 1 января 2025 года.
Поскольку судом установлено, что уполномоченный п. 5 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения орган государственной власти принял соответствующее решение, в оспариваемом по настоящему делу решении имеется указание на то, что образуемый земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, суд приходит к выводу об обоснованности отказа в удовлетворении заявлений по указанному основанию. При этом отсутствие сведений о границах второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в Едином государственном реестре недвижимости до 1 января 2025 года не может служить основанием для отказа учитывать сведения об установленной зоны санитарной охраны.
К позиции административных истцов о том, что сведения о соответствующей санитарной зоне должны содержаться в принятых органом местного самоуправления документах территориального планирования и ЕГРН, суд в силу приведенных выше законоположений относится критически.
Оспариваемое решение принято административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, оформлено надлежащим образом. Незначительное нарушение срока рассмотрения заявлений не повлекло нарушений прав административных истцов.
При таких обстоятельствах, установив, что ряд оснований отказа в утверждении схемы расположения земельного участка соответствует требованиям закона, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 177 КАС РФ 04.08.2021 года