2-336/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- --
Мазановский районный суд --4 -- в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Г.,
при секретаре --5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
--2, --3 к --, администрации Майского сельсовета -- --4 --, третьему лицу Министерству финансов --4 -- о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обязании -- включить в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для оказания финансовой помощи по частичной утрате имущества,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что в августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (обильных осадков), на территории Майского сельсовета -- --4 -- дом и земельный участок, расположенный по адресу: -- --4 --. были подтоплены. Они обратились в администрацию Майского сельсовета, -- с заявлением о включении --2, --3 в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения за счет средств областного бюджета материальной помощи при частичной утрате имущества. Однако, им было отказано администрацией --, во включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи.
Истцы --2, --3 просят признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации произошедшей в августе-сентябре 2013 года, и обязать -- --4 -- включить их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.
Истцы --2, --3 просили рассмотреть дело в их отсутствие, адресовав суду письменные заявления.
Ответчик администрация --, выразила свою позицию по поводу заявленного иска в письменном отзыве, полагают, что факт утраты имущества нашел свое подтверждение в актах и заключении комиссии. Представитель ответчика ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации Майского сельсовета -- --6, не выразил свою позицию по заявленному иску, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третье лицо – Министерство Финансов --4 -- выразила свою позицию по поводу заявленного иска в письменном отзыве, полагают, что факт утраты имущества не нашёл своего подтверждение в актах и заключении комиссии. Представитель ответчика ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено без участия сторон, просивших суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам: в силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23.07.2013 № 123-р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Факт чрезвычайной ситуации природного характера наводнения, обильного выпадения осадков на территории Мазановского района, в том числе Мазановского муниципального образования Мазановского района подтверждается решением № 28 от 02.08.2013 года комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и пожарной безопасности администрации Мазановского района Амурской области «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Мазановского района».
В силу ст. 19 ч. 1,2 Конституции РФ все равны перед законом, государство гарантирует равенство прав человека и гражданина, в том числе независимо и от места жительства.
При рассмотрении дел данной категории суд принимает в качестве доказательств любые доказательства, подтверждающие юридический факт (документы, письма, свидетельские показания и так далее).
Согласно решению № 1 от 02 августа 2013 года - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации Майского сельсовета «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Майского сельсовета», данный режим введен в 12.00 часов 02 августа 2013 года на территории Майского сельсовета.
Истцами представлена справка администрации Майского сельсовета, согласно, которой --2 имеет следующий состав семьи – сожитель --3, -- года рождения, проживающие в с.--. Справка выдана на основании похозяйственной книги.
Факт регистрации истцов в жилом доме по адресу -- --4 -- подтверждается представленными копиями паспортов.
Из представленных суду доказательств следует, что --2 и --9 зарегистрированы и фактически проживают по указанному адресу, и на период объявления чрезвычайной ситуации, также проживали.
Представленный повторный акт администрации -- и администрации Майского сельсовета подтверждают факт подтопления жилого дома, расположенного по адресу --, однако имеется письменное уведомление главы -- от --, согласно которому --2 отказано во включении в список лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, так как не установлен факт утраты имущества. Данное письмо существенно противоречит представленным комиссионным актам.
Все комиссионные акты составлены специальными правомочными комиссиями, созданными для осмотра имущества физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Майского сельсовета и территории --.
Таким образом, судом установлено, что --2, --3 на момент чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей в августе-сентябре 2013 года на территории муниципального образования Майского сельсовет --, проживали по адресу: -- --4 -- и имуществу по месту проживания в результате стихийного бедствия был причинен ущерб, что подтверждается актом «осмотра жилого помещения пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации – наводнение, обильное выпадение осадков» от --, согласно которому на момент проверки видно, в зунте вода, имеется насос, регулярно откачивающий воду. Бетонное основание подполья сырое, местами стоит вода, имеется плесень грибок. Данный акт подписан депутатами Майского сельсовета, и --2 в качестве депутата.
Согласно --1 -- от -- «О создании чрезвычайной комиссии по осмотру имущества физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Майского сельсовета, был утвержден состав комиссии, в которую входила депутат --2, и она же подписала акт от -- в качестве члена комиссии, обследую свое имущество. В данном случае суд усматривает недопустимость данного акта, поскольку --2, как депутат Майского сельсовета и член комиссии является заинтересованным лицом.
Согласно акту обследования, искового заявления вода в дом не зашла, находилась ниже уровня пола. Факт подтопления и наличия воды в подполье (погребе), сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истца и не устанавливает его права на соответствующую компенсацию.
Согласно повторному акту обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, составленному администрацией -- --4 -- от --, в вышеуказанном доме – разрушены (обвалены) стенки подполья, фундамент печи просел, в результате чего имеются повреждения печи. Сумма финансовой помощи определена, с учетом зарегистрированных в жилом помещении лиц, в размере 100000 рублей. Сомнений у суда данный акт не вызывает и суд признает его достоверными и допустимыми доказательством.
В силу абзаца 7 части 1 ст. 18 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п.1 ст. 18 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов Российской РФ.
Во исполнение требований ч.2 ст. 18 ФЗ № 68-ФЗ постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
В настоящее время действует Указ Президента РФ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».
Во исполнение п. 6 Указа Президента РФ от 31.08.2013 № 693 Правительством Амурской области принято постановление от 13.09.2013 № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».
В целях оказания гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --4 -- в июле-сентябре 2013 года, и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, вышеуказанным Постановлением предусматривались выплаты единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества, за счет средств, источником финансового обеспечения, которых являются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации, и за счет средств дополнительной финансовой помощи, выделенной из федерального бюджета бюджету --4 -- в 2013 году в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 Порядка выплаты помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --4 -- в июле - августе 2013 года, утв.Постановлением Правительства --4 -- от -- -- в целях осуществления компенсационных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, предусматривался порядок формирования и утверждения списков граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение в том числе, финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства РФ, и на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
Постановлением Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августа2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета», признано утратившим силу в результате принятия Правительством Амурской области постановления от 07 апреля 2014 года № 212.
Вместе с тем на момент возникновения спорных правоотношений Постановление Правительства --4 -- от -- -- являлось действующим и определяло условия реализации права граждан на получение компенсационных выплат. Обратной силы Постановлению Правительства --4 -- от -- -- не придано. В связи с этим Постановление Правительства --4 -- от -- -- подлежит применению при разрешении настоящего спора и восстановлении нарушенного в период его действия права.
Кроме того, протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26 сентября 2013 года № 40 утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие рекомендации используются исполнительными органами государственной власти Амурской области и органами местного самоуправления для работы с гражданами, которым может быть оказана финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, а также в целях разъяснения гражданам порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи при утрате имущества.
При этом в силу п.2.3 раздела II данных Методических рекомендаций, финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущества оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации.
При этом в силу п. 2.1, 2.3 раздела II данных Методических рекомендаций следует, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации. Финансовая помощь за частично утраченное имущество (за счет средств областного бюджета - 50 тыс. рублей на семью, за счет средств федерального бюджета - 50 тыс. рублей на человека) оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС. При условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства РФ;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
В соответствии с пп. «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 31.08.2013 № 693 Правительству РФ было поручено до 10.09.2013 принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
В соответствии с п. 3.5 раздела Ш данных Методических рекомендаций - комиссия, созданная местной администрацией в целях определения размера ущерба, в течение 3 календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения заявителя и составляет акт обследования частного жилого помещения заявителя (для единовременной материальной помощи) по форме, указанной в приложении № 6а к Методическим рекомендациям МЧС России, в 3 экземплярах; акт обследования имущества граждан (для финансовой помощи) по форме, указанной в приложении № 7г к Методическим рекомендациям МЧС России), в 3 экземплярах.
Расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются п. 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 № 214.
Согласно порядку использования бюджетных ассигнований резервного фонда правительства Амурской области, утвержденного Постановлением правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 целями создания резервного фонда являются оказание единовременной материальной помощи пострадавшим и (или) семьям лиц, погибших в результате опасных природных явлений, стихийных бедствий, катастроф, аварии, пожаров, террористических актов и иных чрезвычайных ситуации на территории Амурской области, повлекших тяжкие последствия.
Согласно приказу управления гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области от 10.09.2009 года № 102-п (в редакции от 22.08.2013 года № 25-п), которым утвержден перечень обосновывающих документов, предоставляемых при выделении средств из резервного фонда Правительства Амурской области, и Правила оформления обосновывающих документов, предоставляемых для выделения средств из резервного фонда Правительства Амурской области к заявке на финансирование мероприятий прилагаются, в том числе список на получение единовременной материальной помощи граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, акт обследования объекта, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, кино-, фотодокументы (при наличии таковых), протокол заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Указанные документы составляются должностными лицами отраслевого структурного подразделения администрации -- или жилищными комиссиями администраций сельских поселений, находящихся на территории --.
Таким образом, на территории -- нормативными актами --4 -- и муниципального образования предусмотрено оказание гражданам материальной помощи в счет компенсации утраченного имущества в результате чрезвычайно ситуации, условием которой является признание гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включения в список на получение материальной помощи.
Из требований приведенных правовых актов следует, что финансовая помощь за частично или полностью утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --4 --, в случае повреждения жилого помещения.
На основании Методических рекомендаций Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26 сентября 2013 г. № 40 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области (далее Методические рекомендации от 26.09.2013 года), согласно пункту 1.2 которых настоящие Методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти Амурской области и органами местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 г. на территории Амурской области, и содержат разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.
В соответствии с данными Методическими рекомендациями от -- (п.п. 3.3, 3.5, 3.6, 3.7) комиссия, созданная местной администрацией в целях определения размера ущерба, в течение трех календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения и имущества заявителя с составлением актов обследования рекомендованной формы.
После обследования местная администрация принимает решение о включении гражданина в список пострадавших на получение соответствующего вида выплаты (которое является основанием для предоставления помощи) или об отказе в таком включении, а затем формирует списки по рекомендованным формам.
В соответствии с п.п. 3, 4 Порядка, утвержденного постановлением Правительства --4 -- от -- -- министерство пожарной безопасности и гражданской защиты области обеспечивает формирование списков, их согласование в установленном порядке, представляет утвержденные и согласованные списки в течение 5 дней в министерство социальной защиты населения области на электронных и бумажных носителях. Министерство социальной защиты населения области в течение одного дня со дня поступления из министерства пожарной безопасности и гражданской защиты области списков направляет их в соответствующие ГКУ-УСЗН. После получения списка (списков) ГКУ-УСЗН в течение пяти дней с момента их поступления при наличии средств производит выплаты помощи гражданам, включенным в списки, посредством перечисления соответствующих средств на счета пострадавших граждан, открытые в кредитных организациях.
Как следует из Методических рекомендаций от 26.09.2013 года, местная администрация формирует списки граждан на получение финансовой помощи после обследования ею жилого помещения заявителя и может принять решение о не включении заявителя в список.
Судом установлено, что акт обследования жилого помещения истцов был утвержден главой администрации Мазановского района Амурской области, он же принял решение о не включении истцов в указанные выше список.
Из этого следует, что полномочия по составлению списков приняла на себя администрация Мазановского района Амурской области, следуя решениям оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 22.01.2014 года (протокол № 5), от 26.02.2014 года (протокол № 11), согласно которым обязанность по составлению списков возложена на администрацию муниципальных районов области.
Учитывая изложенное, администрация Мазановского района Амурской области является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Поэтому суд возлагает обязанность по включению истца в список на администрацию Мазановского района Амурской области.
Судом был исследован технический паспорт на жилой дом --2, расположенный по адресу: -- года постройки. В соответствии с техническим паспортом по состоянию на -- конструктивный элемент жилого дома - печь, зафиксированных повреждений не имеет.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
--2 согласно свидетельству о государственной регистрации права от -- является собственником жилого дома общей площадью 64,4 кв.м расположенного по адресу: --4 --. Право собственности у --2 возникло на основании договора передачи жилого помещения в собственность от -- № 211.
Установление комиссией в вышеуказанных акте от -- факт затопления жилого дома свидетельствует о наступлении для истицы --2, постоянно проживающих в жилом доме по адресу : --. неблагоприятных последствий, связанных с утратой принадлежащего ей личного имущества в результате чрезвычайной ситуации.
С учетом изложенного, суд считает подтвержденным право --7 на получение единовременной материальной помощи и включении её в соответствующий список.
Таким образом, суд приходит к выводу, что --2 являющуюся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: -- постоянно проживающую в указанном доме, а также на период объявления чрезвычайной ситуации на территории --, не имеющих другого жилья пригодного для проживания необходимо признать пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводком на территории Майского сельсовета -- в августе-сентябре 2013 года, и включить в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации произошедшей в августе-сентябре 2013 года на территории -- для оказания финансовой помощи за частичное утраченное имущество. Поскольку конструктивным элементам жилого дома, в результате подтопления был причинен ущерб. Совокупность исследованных доказательств соответственно подтверждает статус данных истца как пострадавшей в чрезвычайной ситуации на территории --4 -- и имеющих право быть включенной в соответствующие списки. В связи с чем, отказ -- о включении в списки граждан, пострадавших --2 по частичной утрате имущества, признается судом необоснованным.
Суд не усматривает оснований для признания за --3 права на признание пострадавшей в период чрезвычайной ситуации, и включения его в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для оказания финансовой помощи за частично утраченное имущества, поскольку постоянное проживание не собственников в жилом доме, как и регистрация в жилом доме не порождает право граждан на получение финансовой помощи за частичную утрату имущества. Суду не представлено доказательств, что --3 является собственником имущества, по адресу: --, которому причинен ущерб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление --2, --3, удовлетворить частично.
Признать --2, -- года рождения, проживающую: --4 --, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года.
Обязать администрацию -- --4 -- включить --2 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Майского сельсовета -- --4 -- в августе-сентябре 2013 года для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, находящегося по адресу: -- --4 --.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в --4 областном суде через Мазановский районный суд --4 -- в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Копия верна:
Судья: Кузнецова Е.Г.