Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-103/2022 (12-2404/2021;) от 16.12.2021

УИД: 59RS0004-01-2021-009070-91

№ 12-103/2022

Р Е Ш Е Н И Е

16 марта 2022 года г. Пермь

Судья Ленинского районного суда г. Перми Дульцева Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Соликамскбумпром» Павловой И.В. на постановление начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Груздева В.В. от 15 ноября 2021 в отношении акционерного общества «Соликамскбумпром» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Груздева В.В. от 15.11.2021 АО «Соликамскбумпром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, выразившегося в том, что на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> переданы для заготовки древесины лесные участка на территории <данные изъяты> площадью 9075 га. Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с передачей прав и обязанностей по договору от <данные изъяты> к АО «Соликамскбумпром», арендатором по договору является АО «Соликамскбумпром». Обязательные условия договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ АО «Соликамскбумпром» не выполняются. Согласно лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ АО «Соликамскбумпром» заявлено использование лесного участка для заготовки древесины способом сплошных рубок на делянке 1 в выделе 14 квартала 255 <Адрес> (площадь лесосеки – 10,9 га), а также для строительства лесного проезда в выделе 14 квартала 255 Чазёвского участкового лесничества <данные изъяты> (площадь лесосеки – 0,04 га). ДД.ММ.ГГГГ в Министерство поступило письмо .4 вх. 2426 от АО «Соликамскбумпром» с просьбой исключить из лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ задекларированные участки в выделах 13 и 14 квартала 255 <Адрес>, в связи с неблагоприятными погодными условиями. Лесосека, лесной проезд, расположенные в выделах 13 и 14 квартала 255 <Адрес> были исключены из лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ , соответствующие изменения были внесены в Единую государственную автоматизированную систему учета древесины и сделок с ней, в соответствии с требованиями действующего законодательства. ДД.ММ.ГГГГ. в ходе проверки отчета об использовании лесов, поданного АО «Соликамскбумпром» обнаружено, что обществом подана информация о рубке лесных насаждений выделах 13 и 14 квартала 255 <Адрес>, ранее исключенных из лесной декларации . ДД.ММ.ГГГГ. на основании докладной записки участковым лесничим <Адрес> и мастером леса <Адрес> проведен осмотр лесных участков в выделах 13 и 14 квартала 255 <Адрес>, в ходе которого установлено, что на вышеуказанных лесных участках произведена рубка лесных насаждений. Постановлением МО МВД России «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела отказано. ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр в выделах 13 и 14 квартала 255 <Адрес>, по результатам которого составлены акты осмотра лесосек, ведомости перечета пней вырубленной древесины, фототаблицы, расчеты объема вырубленной древесины, треки GPS-навигатора. АО «Соликамскбумпром» обязано было контролировать действия лиц, осуществлявших заготовку древесины и не допускать с их стороны нарушения лесного законодательства, так как согласно договора аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ ответственность за нарушение лесного законодательства при проведении работ по заготовке древесины возлагается на арендатора лесного участка. Вина АО «Соликамскбумпром» заключается в том, что в выделах 13 и 14 квартала 255 <Адрес> проведена сплошная рубка лесных насаждений без лесной декларации, в результате рубки лесных насаждений в выделе 13 квартала 255 <Адрес> без лесной декларации вырублены деревья общим объемом 3,79 м?, а именно деревья породы «ель» в объеме 0,12 м?, «пихта» - 0,06 м?, «береза» - 0,54 м?, «осина» - 3,07 м?, а в выделе 14 квартала 255 <Адрес> без лесной декларации вырублены деревья общим объемом 1905 м?, а именно деревья породы «ель» в объеме 1392 м?, «пихта» - 320 м?, «береза» - 68 м?, «осина» - 108 м? и «сосна» - 7 м?.

АО «Соликамскбумпром» назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Защитник АО «Соликамскбумпром» Павлова И.В. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит его отменить. Указывает, что АО «Соликамскбумпром» во исполнение ст. 26 Лесного кодекса РФ подало лесную декларацию от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно указанной лесной декларации на делянке 1 в выделе 14 квартала 255 <Адрес> (площадь лесосеки – 10,9 га) заявлено использование лесного участка для заготовки древесины способом сплошных рубок, а также для строительства лесного проезда в выделе 13 квартала 255 <Адрес> (площадь – 0,04 га). ДД.ММ.ГГГГ направило на официальную электронную почту Министерства письменное обращение от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой исключения из лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ в связи с неблагоприятными погодными условиями ранее задекларированные лесосеки: кв. 255, выд. 14, дел. 1, площадью – 10,9 га, объемом – 2523 кбм; кв. 255, выд. 13, лесной проезд , площадью 0,04 га, объемом – 6 кбм. Министерство не поставив в известность лесопользователя - АО «Соликамскбумпром», ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» Косинское лесничество, в одностороннем порядке внесло изменения в Единую государственную автоматизированную информационную систему. АО «Соликамскбумпром» в связи с тем, что ответа от Министерства не поступало, освоило ранее задекларированные лесосеки. При этом, ни договором, ни законодательством РФ обязанности проверять информацию в ЕГАИС у арендатора нет. ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» Косинское лесничество путем проверки информации в ЕГАИС обнаружило исключение вышеуказанных лесосек из декларации. ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела отказано за отсутствием события преступления. ДД.ММ.ГГГГ АО «Соликамскбумпром» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ. Данное постановление является незаконными, поскольку Минприроды Пермского края внеся изменения в одностороннем порядке в лесную декларацию, не известив АО «Соликамскбумпром», нарушило право юридического лица на обращение. ДД.ММ.ГГГГ на единый портал государственный услуг АО «Соликамскбумпром» подало дополнение к лесной декларации с указанием кварталов и выделом, подлежащих замене. В ответ на обращение ДД.ММ.ГГГГ Минприроды Пермского края направило отказ в приеме дополнения к лесной декларации, где основанием для отказано указано наличие уведомления от ДД.ММ.ГГГГ .4 исх. 214 со стороны Минприроды Пермского края о прекращении договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ и необходимости передать лесной участок по акту приема-передачи. В связи с тем, что со стороны Минприроды Пермского края ни в адрес АО «Соликамскбумпром», ни в адрес Косинского лесничества не поступало никаких уведомлений, в том числе руководствуясь письмом от ДД.ММ.ГГГГ, общество правомерно полагало, что действует лесная декларация от ДД.ММ.ГГГГ без каких-либо изменений и дополнений, поэтому приступило в разработке задекларированных ранее участков в выделах 13 и 14 квартала 255 <Адрес> Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ отказано в связи с отсутствием события преступления, что означает отсутствие самого факта преступления, ошибочно восприятие факта как преступления. Квалификация мнимого правонарушения подлежало бы по ст. 8.28 КоАП РФ, соответственно, производство по делу об административном правонарушении по ст. 8.25 КоАП РФ следует прекратить по ст. 24.5 КоАП РФ.

Защитник АО «Соликамскбумпром» в судебном заседании на доводах жалобы настаивала, а также поддержала письменные дополнительные пояснения к жалобе, в соответствии с которыми согласно п.23 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, Министерство обязано было направить соответствующее извещение, кроме того, истек срок давности привлечения к административной ответственности.

Представитель Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и начальник отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Груздев В.В. в судебное заседание не явились, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом.

Оценив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему выводу.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.

На основании части 1 статьи 8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно положениям ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из административного дела следует, что 11.10.2021г. вынесено определение о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении в области охраны среды и природопользования, которым назначено на 25.10.2021г. в 10-45 час. Сведений о направлении в АО «Соликамскбумпром» указанного определения в деле не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем старшего государственного лесного инспектора Пермского края Трефиловой Е.А. составлен протокол об административном правонарушении в отношении АО «Соликамскбумпром», при составлении протокола представитель АО «Соликамскбумпром» не присутствовал, из указанного протокола следует, что Общество уведомлено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Экземпляр протокола получен АО «Соликамскбумпром» о чем имеется уведомление.

25.10.2021г. заместителем старшего государственного лесного инспектора Пермского края Трефиловой Е.А. вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, в котором указано, что рассмотрение дала об административном правонарушении назначено на 14-00 час. 09.11.2021г., указанное определение получено АО «Соликамскбумпром» о чем имеется уведомление.

09.11.2021г. начальником отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах - старшим государственным лесным инспектором Пермского края Груздевым В.В., вынесено определение о переносе времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 15.11.2021г. в 14-00 час., указанное определение получено 09.11.2021г. представителем АО «Соликамскбумпром» Павловой И.В. Данных о направлении в адрес АО «Соликамскбумпром» указанного определения в деле не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах - старшим государственным лесным инспектором Пермского края Груздевым В.В., вынесено постановление о назначении административного наказания в отношении АО «Соликамскбумпром», которым АО «Соликамскбумпром» признано виновным по ст. 8.25 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.

В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса (ч.1).

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч.3).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4).

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч.4.1).

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (ч.5).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч.6).

В соответствии с ч.1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из положений указанных норм закона следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола, в то время как материалы административного дела доказательств, подтверждающих извещение АО «Соликамскбумпром» о месте и времени составления протокола, не содержат.

Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица, не извещенного о месте и времени его составления, свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ.

В соответствии с частями 1,2,3 статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

На основании части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Как следует из материалов дела, определение о переносе времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 09.11.2021г. о назначении на 15.11.2021г. в 14-00 час. получено защитником АО «Соликамскбумпром» Павловой И.В.

В материалах административного дела отсутствуют доказательства того, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении (15.11.2021) у должностного лица административного органа имелись сведения об извещении лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении - АО «Соликамскбумпром». Получение копии определении о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении защитником АО «Соликамскбумпром» не свидетельствует о надлежащем извещении лица привлекаемого к административной ответственности о месте и времени рассмотрения протокола, поскольку в силу статей 25.1, 25.4, 25.5, 29.7 КоАП РФ именно АО «Соликамскбумпром» как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно было быть извещено о рассмотрении дела.

Согласно положениям части 1 статьи 1.6 и статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть признано законным, если оно вынесено с существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Невыполнение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о создании необходимых условий для справедливого разбирательства дела является существенным, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, постановление о привлечении к административной ответственности подлежит отмене, как вынесенные с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных положениями КоАП РФ.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно ч.4 ст.4.5 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения).

Из материалов дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения производства по делу и привлечения АО «Соликамскбумпром» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ – обнаружение административного правонарушения, имели место 11.01.2021 года (дата проверки отчета об использовании лесов АО «Соликамскбумпром» и осмотра лесного участка ГКУ «Управление лесничествами Пермского края»), следовательно установленный годичный срок привлечения общества к административной ответственности истек 11.01.2022

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В связи с изложенным постановление, вынесенное начальником отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Груздева В.В. от 15 ноября 2021 в отношении АО «Соликамскбумпром» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Так как постановление от 15.11.2021 отменено в связи с нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, доводы жалобы об отсутствии вины в совершении административного правонарушения, правового значения не имеют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л :

постановление начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Груздева В.В. от 15 ноября 2021 в отношении акционерного общества «Соликамскбумпром» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья                    подпись        Л.Ю. Дульцева

<данные изъяты>

<данные изъяты>                     

12-103/2022 (12-2404/2021;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Соликамскбумпром, АО
Судья
Дульцева Л.Ю.
17.12.2021 Материалы переданы в производство судье
21.12.2021 Истребованы материалы
20.01.2022 Поступили истребованные материалы
16.03.2022 Судебное заседание
16.03.2022 Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
30.03.2022 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2022 Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
26.05.2022 Вступило в законную силу
06.06.2022 Дело оформлено
06.06.2022 Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)