Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-655/2014 ~ М-561/2014 от 02.04.2014

Дело № 2-655/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тейково 2 июня 2014 года

Тейковский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Сочиловой А.С.

при секретаре судебного заседания Панкратовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к командиру войсковой части 34048, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, признании бездействий командира войсковой части по вопросу признания его нуждающимся в получении жилого помещения – незаконным, признании решения ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ – незаконным, признании его и члена его семьи нуждающимся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства, понуждении к включению в единый реестр на получение жилого помещения по избранному месту жительства в собственность бесплатно,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в Тейковский районный суд с исковым заявлением к командиру войсковой части 34048, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование чего указал следующее. Истец проходил военную службу по контракту в в/ч 34048 в должности техника отдельной группы регламента средств боевого управления и связи войсковой части 34048. Приказом командира в/ч 34048 по личному составу - ПМ от ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, а приказом командира в/ч 34048 от ДД.ММ.ГГГГ - исключён из списков личного состава воинской части. На момент увольнения его общая продолжительность военной службы составила более 21 года. На время прохождения военной службы по контракту ему и членам его семьи на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу <адрес>, находящаяся на территории закрытого военного городка, в которой он проживает со своей семьей по настоящее время. В нарушение своих обязанностей по уточнению у военнослужащего вопроса обеспеченности жильём при подготовке к увольнению, командир войсковой части не разъяснил должным образом положений действующего на тот момент законодательства о порядке предоставления жилого помещения по избранному постоянному месту жительства. ДД.ММ.ГГГГ, будучи введённым командованием в/ч 34048 в заблуждение, он подал заявление на имя начальника Тейковского гарнизона - командира в/ч 34048, в котором изъявил желание об отселении с территории закрытого военного городка. Основания для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений по избранному постоянному месту жительства изложены в ст. 51 ЖК РФ и постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг., к одним из которых относится проживание на территории закрытого военного городка и избрание места постоянного жительства после увольнения с военной службы. С учётом проживания на территории закрытого военного городка, отсутствия у него и членов его семьи жилых помещений в собственности или по договору социального найма и избрания им постоянного места жительства считает возможным признание его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> в собственность бесплатно. На основании изложенного просит суд: признать за ним и членом его семьи ФИО7 право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства <адрес> в собственность бесплатно за счет средств Министерства обороны РФ, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»; признать бездействие командира войсковой части 34048 по вопросу признания его ФИО1 и члена его семьи ФИО7 нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства <адрес>, незаконным; признать решение ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения – незаконным; признать его и члена его семьи ФИО7 – по фактическим обстоятельствам дела в виду отсутствия в законодательстве нормативно правовых актов, определяющих порядок и орган, наделенный такими полномочиями, нуждающимися в получении жилого помещено избранному месту жительства <адрес>, по нормам предоставления жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»; обязать Министерство обороны в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ включить его и члена его семьи в единый государственный реестр на получение жилого помещения по избранному месту жительства <адрес> в собственность бесплатно.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснив, что на момент увольнения он желал проживать в ином городе отличном от места прохождения военной службы, что, по его мнению, подтверждается заявлением на отселение от ДД.ММ.ГГГГ года, в удовлетворении которого ему было отказано, а так же заявлением на участие в программе ГЖС, которое было рассмотрено на заседании жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ года. При этом пояснил, что с рапортом на имя командира войсковой части о признании его нуждающимся в получении жилого помещения он не обращался, поскольку не знал порядок обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства. Относительно пропуска срока исковой давности пояснил, что он не знал, о том, что в случае нарушения его прав он вправе обратиться в суд за их защитой.

Представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности, в ходе судебного заседания поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Так же дополнительно указав, что согласно подпункта «и» пункта 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку …, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ года, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является: отсутствие жилья, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы. До настоящего времени порядок признания военнослужащих-граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, нуждающихся в жилых помещениях, не разработан и не определен, что, по его мнению, не должно препятствовать реализации права истца на признание его нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства.

Представитель Департамента жилищного обеспечения МО РФ в судебном заседании не участвовал, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, возражений на иск не представил.

Представитель третьего лица ФГКУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ФИО4, действующая на основании доверенности, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, а так же письменной отзыв на исковое заявление, в котором указала, что требования заявителя не признает, считает их незаконными и необоснованными по следующим основаниям. ФИО1 в период прохождения военной службы и до момента исключения его из списков личного состава не был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Наряду с этим, законодательство предусматривает, что заявление и документы, необходимые для признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения, должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части. Что так же следует из п.п. 13,14 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1054, в соответствии с которыми военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Так же полагает надуманным требования истца о признании бездействий командира войсковой части, поскольку командиром части была проведена соответствующая беседа с ФИО1 Вопрос о признании военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения носит заявительный характер. Военнослужащий вправе и обязан принять самостоятельно решение о желании либо нежелании реализовать право (при его наличии) на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ в установленные сроки и установленным порядком. Из доводов заявителя и имеющихся документов следует по ее мнению, что ФИО1, возможно, изъявил желание и был включен участником программы ГЖС как гражданин, проживающий на территории закрытого военного городка, а не как военнослужащий. Поскольку для граждан, проживающих на территории закрытого военного городка для участия в программе «Жилище» не является обязательным факт признания их нуждающимися в жилых помещениях, вместе тем, как для военнослужащих, реализующих свои жилищные права, данный факт признания их нуждающимися, обязателен. ФИО1 не признавался нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте жительства, как военнослужащий, подлежащий увольнению. Документов, подтверждающих обратное, истцом не представлено. Вместе с тем, данные о военнослужащих, признанных нуждающимися в предоставлении жилого помещения и избравшими форму обеспечения жильем в виде получения ГЖС, отражены в едином электронном реестре. В отношении ФИО8 такая информация отсутствует. Все это дает основания полагать, что ФИО1, если и являлся участником программы ГЖС, то только как гражданин, проживающий на территории закрытого военного городка, что не дает ему право на получение жилого помещения, как военнослужащему. В настоящее время военный городок Тейково-10 открыт с ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО1 был обеспечен жилым помещением по месту прохождения им военной службы, соответственно, реализовал свои жилищные права как военнослужащий. Так же просила суд применить к требованию о признании Решения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, незаконным трехмесячный срок, предусмотренный ГПК РФ, для оспаривания действий должностных лиц, а также срок исковой давности, который, по ее мнению, следует исчислять с момента исключения истца из списков личного состава части, а именно с ДД.ММ.ГГГГ. Так же полагает, что ФИО1 утратил право на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ ввиду отсутствия его волеизъявления в период, установленный законодательством.

Представитель ответчика командира войсковой части 34048, в судебном заседании не участвовал, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, возражений на иск не представил.

В судебное заседание третье лицо на стороне истца – ФИО7, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

При таких обстоятельствах, с учетом мнения истца, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 15 указанного Закона).

В соответствии с п. 3 ст. 6 указанного Федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.

Действующая на момент увольнения ФИО1 из рядов Вооружённых Сил РФ редакция ст. 15 федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривала, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Согласно действующей на момент увольнения истца редакции п. 14 ст. 15 закона военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В настоящее время обеспечение указанных военнослужащих жилыми помещениями по избранному месту жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

В соответствии с п. 26 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ», утверждённой приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № 80, действовавшей в период спорных правоотношений, учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по установленной форме с одновременным заведением карточки учёта жилых помещений и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Основанием для внесения военнослужащего в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, является признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения. Порядок такого признания содержится в п.п. 27-28 Инструкции. Согласно данной Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт.

Правительство РФ Постановлением от ДД.ММ.ГГГГг. утвердило соответствующие Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку…, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Согласно п. 6 указанных Правил нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в ВС РФ, и уволенные с военной службы, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Пункт 7 Правил устанавливает среди оснований для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещения наличие жилой площади в закрытых военных городках, проживание на служебной жилой площади, избрание иного места жительства. При этом, подп. «и» п. 7 Правил предусмотрено, что избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания граждан нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий (обзор судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2011 года). Кроме того, Правилами определён порядок постановки на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья по избранному месту жительства и основания признания избранного места жительства: личное заявление военнослужащего, ходатайство командира воинской части на имя главы муниципального образования, а после увольнения – приказ об увольнении.

Согласно пункту 9 вышеуказанных Правил военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.

Данные Правила в части возложения обязанности по обеспечению жильём указанных категорий военнослужащих на органы местного самоуправления не соответствуют действующей редакции ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».

На основании изложенного суд пришел к выводу, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с выполнением им определенных действий, в частности, с обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий.

В настоящее время на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1455 уполномоченным органом, который обладает правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, наделен уполномоченный орган - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через Федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.

Как установлено судом, ФИО1 до увольнения с военной службы, либо при увольнении с нее не обращался с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию воинской части либо в орган местного с самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Не представлено истцом и доказательств того, что до ДД.ММ.ГГГГ он был принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении либо, что решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы, признавался нуждающимся в получении жилого помещения либо, что он состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства.

Так, согласно копии талона к ордеру от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1. была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 28,2 кв.м. (л.д. 10), где с 1993 года по настоящее время проживают и зарегистрированы: ФИО1, его дочь ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, бывшая жена ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снялась с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11, 19). Указанная квартира относиться к фонду социального использования, сведений о том, что она признана служебной в материалах дела отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ Приказом командира в/ч 34048 по личному составу - ПМ ФИО1 был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, приказом командира в/ч 34048 от ДД.ММ.ГГГГ - исключён из списков личного состава воинской части, с календарной выслугой 21 год 01 месяц, и направлен для постановки на воинский учет в объединенный воинский комиссариат <адрес>, на момент увольнения календарная продолжительность его военной службы составила 26 лет 07 месяцев (л.. 8-9).

Таким образом, сведений о том, что истец изъявил желание получить жилье по избранному месту жительства в <адрес> (или ином городе) и туда был направлен пакет документов с его заявлением, в личном деле нет. Согласно имеющимся данным ФИО1 был поставлен на воинский учет и состоит по настоящее время в военном объединенном комиссариате <адрес>, по месту его жительства.

Кроме того, судом установлено, что с рапортом на имя командира о направлении его заявления и необходимых документов в администрацию города по избранному месту жительства, как предполагаемого места жительства, он не обращался, более того, нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства, жилищной комиссией части, в которой проходил службу, не признавался. Самостоятельно в органы местного самоуправления по избранному месту жительства документы не направлял.

Так, из имеющегося в материалах дела листа беседы, проведенной ДД.ММ.ГГГГ руководством войсковой части N 34048 в лице командира в/ч 34048 с подлежащим увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, следует, что в ходе данной беседы были разрешены вопросы, в том числе, указано, что жилым помещением обеспечен по адресу: <адрес>45. Данный лист не содержит каких – либо просьб военнослужащего. Лист беседы подписан лицами, принимавшими в ней участие.

Таким образом, из листа беседы с ФИО1 следует, что при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе с ним проводилась беседа, он не изъявлял желание проживать по иному отличному от места прохождения службы месту жительства. Сведений о его намерении после увольнения с военной службы изменить постоянное место жительства и избрать в качестве такового <адрес>, материалы дела не содержат.

Существенное значение при разрешении дел данной категории имеет факт обращения военнослужащего в установленном порядке к надлежащему должностному лицу с заявлением об избрании иного постоянного места жительства до увольнения с военной службы, поскольку оно предполагает обязанность командира (начальника) разъяснить подчиненному его законные права и гарантии, обеспечить их выполнение, оказать содействие в оформлении необходимых документов.

При таких обстоятельствах доводы истца о том, что перед увольнением с военной службы ему не доводился порядок обеспечения жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, а также о том, что при проводившихся с ним беседах командованием войсковой части не разъяснялся порядок избрания им постоянного места жительства, являются несостоятельными и противоречат материалам дела.

Данное обстоятельство подтверждает и тот факт, что увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения истец не обжаловал.

Таким образом, в ходе судебного заседания не установлено того, что командир войсковой части 34048 совершал в отношении ФИО1 незаконных действий, а также допускал незаконного бездействия, которые повлекли бы для ФИО1 последствия в виде нарушения его прав и законных интересов; в судебном заседании не добыто доказательств нарушения права ФИО1 на признание его нуждающимся в получении жилым помещением по избранному месту жительства.

Ссылка истца на пп. "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054, согласно которому основанием признания военнослужащего нуждающимся в получении жилых помещений является избрание постоянного места жительства, основанием к удовлетворению искового заявления не является, поскольку данные Правила регулируют порядок обеспечения военнослужащих жильем по избранному ими постоянному месту жительства, отличному от места прохождения службы.

В силу п. 7 вышеназванных Правил основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы - приказ об увольнении.

Личного заявления от ФИО1 об избрании им при увольнении с военной службы постоянного места жительства (<адрес>), отличного от места службы, не поступало, нуждающимся в жилом помещении в избранном постоянном месте жительства он не признавался, в связи с чем, ссылка на данный нормативный акт правовых оснований для него не влечет.

Довод представителя истца о том, что вышеуказанные Правила предусматривали возможность признания нуждающимися в получении жилого помещения после увольнения с военной службы, однако порядок такого признания не был разработан, что в настоящее время препятствует истцу для признания его нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, так же является несостоятельным, поскольку п. 9 Правил указывает, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Довод истца о том, что его волеизъявление на избрание иного отличного от места прохождения военной службы места жительства в период увольнения подтверждается заявлением на имя Командира войсковой части об отселении от ДД.ММ.ГГГГ года, является несостоятельным, и, напротив, по мнению суда, свидетельствует об обратном, о том, что на момент увольнения ФИО1 желал проживать по месту прохождения военной службы, поскольку из содержания указанного заявления следует, что ФИО1 просил отселить его из закрытого военного городка <адрес> в <адрес>.

Так же не может быть принят во внимание довод истца о том, что он в 2005 году подавал заявления о признании его нуждающимся в жилом помещении в <адрес>, поскольку как следует из заявления (рапорта) от ДД.ММ.ГГГГ года, поданного на имя командира войсковой части 340498, он изъявил желание на получение ГЖС. Этот же вопрос и рассматривался на заседании жилищной комиссии и согласно, представленной истцом выписке из протокола заседания Тейковской гарнизонной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии были рассмотрены документы ФИО1 для участия в программе «Государственный жилищный Сертификат», уволенного по достижении предельного возраста ДД.ММ.ГГГГ года, и ему было отказано во включении его в списки кандидатов на получение ГЖС с составом семьи 3 человека, поскольку ФИО5 имеет в собственности жилое помещение для постоянного проживания, было предложено ФИО1 оформить документы на двух членов семьи.

Согласно правилам учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054 (далее - Правила учета), предусмотрено, что Правила учета устанавливают единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

В силу подпункта "г" пункта 6 Правил учета лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета. При этом в пункте 29 Правил учета отмечено, что граждане, уволенные с военной службы, вправе получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (социальную выплату) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Правила учета не определяют порядок получения гражданами, уволенными с военной службы, государственных жилищных сертификатов или оказания безвозмездной финансовой помощи (в виде социальной выплаты) на строительство или покупку жилья. Указанный порядок, как следует из Правил учета, определяется законодательством Российской Федерации, то есть иными нормативными правовыми актами. В рамках предоставленных законом полномочий Правительство Российской Федерации вправе установить порядок обеспечения жилой площадью отдельных категорий граждан из числа тех, перед которыми у государства имеются обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе граждан, перечисленных в предписаниях Подпрограммы и Правил выпуска и реализации сертификатов. При этом лица в рамках ранее действовавшей подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входившей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 700 и утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ), жильем не обеспечивались.

Согласно же п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имели, в том числе и граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки) (пп. "б").

В настоящее время формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно пп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153 с последующими изменениями и дополнениями, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Таким образом, проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.

При наличии оснований отнесения ФИО1 к лицам, указанным в пп. "б" п. 5 вышеуказанных Правил, он не лишен возможности ставить вопрос о получении социальной выплаты на приобретение жилья, удостоверенной сертификатом. Поскольку данный вопрос выходит за пределы оснований заявленного иска, обстоятельства, связанные с установлением права ФИО1 на получение государственного жилищного сертификата исследованию судом в ходе рассмотрения настоящего дела не подлежали.

Таким образом, все доводы истца сводятся к констатации обстоятельства наличия у него права на получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства при увольнении с военной службы, но доказательств того, что при увольнении с военной службы он пожелал реализовать это право, как того требует п. 1 ст. 56 ГПК РФ, истец не представил.

Существенными обстоятельствами по делу так же является наличие в собственности истца или членов его семьи жилого помещения.

При этом необходимо отметить, что вопрос о признании ФИО1 и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства в период увольнения подлежал с учетом наличия в собственности супруги истца ФИО5 (брак с которой расторгнут ДД.ММ.ГГГГ года) ? доли в праве собственности на дом, расположенный по адресу: <адрес>, Красногвардейская, 6, общей площадью 36,7 кв.м..

Порядок и условия предоставления жилых помещений или выделения денежных средств на их приобретение в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054.

В указанных Правилах учета урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, то есть тех лиц, которым законодательством Российской Федерации уже предоставлено право на получение жилья.

Согласно подп. "и" п. 7 Правил учета избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

Вместе с тем наличие у таких граждан в собственности индивидуального жилого дома (квартиры) в соответствии с подп. "а" п. 10 Правил учета является препятствием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

В системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства подп. "а" п. 10 Правил учета допускает возможность улучшения гражданами жилищных условий независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований - предоставления жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации. Такое понимание этой правовой нормы вытекает из решения Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ВКПИ01-01, вынесенного в порядке гл. 24 ГПК РФ.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает права на получение жилья военнослужащими в избранном месте постоянного жительства после увольнения с военной службы, имеющими в собственности жилые помещения по установленным нормам, за исключением реализации ими права на жилище путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Поскольку в собственности члена семьи ФИО1 в период увольнения имелось в собственности жилье, он мог быть признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства только после передачи его в государственную или муниципальную собственность в порядке, установленном ст. 9.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", либо в случае приобретения жилья по избранному им месту жительства посредством использования средств социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, с последующим безвозмездным отчуждением имеющегося у него по месту военной службы жилого помещения.

Так же суд не может согласиться с требованиями истца о признании решения начальника Территориального отдела ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях» поскольку оно является законным и обоснованным, принятым в соответствии с предоставленными территориальному отделу полномочиями, поскольку Инструкция от ДД.ММ.ГГГГ № 1280, так и Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ предусматривают возможность постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении военнослужащих до исключения их из списка личного состава, заявление ФИО1 в Территориальный отдел было подано после исключения из списков воинской части. Однако, территориальный отдел полномочиями по признанию нуждающимися в получении жилого помещения военнослужащих уволенных с военной службы (после их увольнения) не наделен. В связи с чем, в данной части заявленные исковые требования удовлетворению так же не подлежат.

Кроме того, стороной ответчика заявлено о пропуске ФИО1 срока исковой давности для обращения в суд с настоящим исковым заявлением, с данным доводом суд соглашается, что является в соответствии с ч. 6 ст. 152 ГПК РФ самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований. Каких – либо уважительных причин для его восстановления в судебном заседании не установлено, не знание закона не свидетельствует об уважительности причин пропуска пропущенного процессуального срока, а соответственно не может служить основанием для его восстановления. При этом суд полагает, что срок исковой давности начал течь с момента увольнения ФИО1 с военной службы, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 15, 23 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к командиру войсковой части 34048, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, признании бездействий командира войсковой части по вопросу признания его нуждающимся в получении жилого помещения – незаконным, признании решения ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ – незаконным, признании его и члена его семьи нуждающимся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства, понуждении к включению в единый реестр на получение жилого помещения по избранному месту жительства в собственность бесплатно, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Сочилова А.С.

2-655/2014 ~ М-561/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бочагов Александр Николаевич
Ответчики
ДЖО МО РФ
ФГКУ Западрегионжилье
в/ч 34048
Другие
Бочагова Татьяна Александровна
Суд
Тейковский районный суд Ивановской области
Судья
Сочилова Александра Сергеевна
Дело на странице суда
teikovsky--iwn.sudrf.ru
02.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2014Передача материалов судье
04.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2014Судебное заседание
19.05.2014Судебное заседание
02.06.2014Судебное заседание
11.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2014Дело оформлено
25.07.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее