Дело № 2-609/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2018 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Овчинниковой Е.В.,
при секретаре Ждановой К.В.
с участием представителя истца Макотченко ФИО5 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Сылвенское сельское поселение» к Пищальниковой ФИО6 о возложении обязанности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Сылвенского сельского поселения обратилась в суд с иском к Пищальниковой ФИО7 о возложении обязанности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчик проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, который принадлежит ей на праве собственности. Ответчиком не заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Отсутствие у ответчика заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами со специализированной организацией, свидетельствует о нарушении им законодательства об отходах производства и потребления, правил обращения с твердыми коммунальными отходами, что создает угрозу для окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки.
Представитель истца в судебном заседании на иске настаивала в полном объеме, по доводам, указанным в исковом заявлении.
Ответчик Пищальникова ФИО8 извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направила в адрес суда отзыв на исковое заявление, в котором просила исковые требования администрации оставить без удовлетворения.
Третье лицо – Пермский межрайонный природоохранный прокурор, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителя истца и изучив материалы гражданского дела, суд установил следующие обстоятельства.
Ответчику ФИО1 принадлежит жилой и земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> на праве собственности, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 5-8).
В соответствии с п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 31.12.2017г.) следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику
твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В силу п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу п. 4 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пп. 7,8,9 ст. 24.6 вышеуказанного закона, зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей; зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами; если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.
Таким образом, законодательством предусмотрена обязанность собственников отходов заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональными операторами.
В соответствии со с ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В соответствии с ч. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 445 ГК РФ в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может обратиться только контрагент обязанной стороны.
Представитель истца как в исковом заявлении так и в судебном заседании пояснила, что на сегодняшний день на территории Сылвенского сельского поселения отсутствует региональный оператор, к которому ответчик могла бы обратиться для заключения договора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч.3,4 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, указанное в пункте 6 статьи 24.6 настоящего Федерального закона, должно быть заключено не позднее 1 мая 2018 года. Предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора представляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации - в орган местного самоуправления не позднее 1 июля 2018 года.
В силу п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Соответственно на администрацию сельского поселения возложена обязанность по участию в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих сельскому поселению.
Таким образом, собственник жилого дома обязан заключить договор на вывоз твердых коммунальных отходов с региональным оператором, который устанавливается на территории сельских поселений, а не с любой организацией занимающейся сбором мусора.
Доказательств того, что региональный оператор существует и занимается деятельностью по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Сылвенского сельского поселения не представлено. Отсутствует информация о стороне, с которой гражданин обязан заключить договор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования истца о возложении обязанности заключить договор на оказание услуг по обращению твердыми коммунальными отходами отсутствует.
Руководствуясь ст. 421, 445 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации муниципального образования «Сылвенское сельское поселение» к ФИО1 о возложении обязанности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Решение в окончательной форме составлено 19.03.2018 года.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья Е.В.Овчинникова