Дело № 2 – 224/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 мая 2018 года г. Канск
Канский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Гришаниной Н.В.,
при секретаре Ляпуновой О.В.,
прокурора- Позякина В.С.,
представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора, в интересах Грошева Александра Петровича к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Межпоселенческая клубная система» Канского района, Муниципальному казенному учреждению «Технологический центр учреждений культуры Канского района» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в интересах Грошева А.П., о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что в Канскую межрайонную прокуратуру обратился Грошев А.П. с заявлением о защите трудовых прав, выразившихся в начислении и выплате заработной платы за период с февраля по декабрь 2017 года ниже минимального размера оплаты труда.
По данному заявлению проведена проверка, в ходе которой было выявлено нарушение трудовых прав работника Грошева А.П. со стороны его работодателей выразившееся в начислении и выплате ему заработной платы за период с февраля по декабрь 2017 г. ниже минимального размера оплаты труда,.
Прокурор просит взыскать в пользу Грошева А.П. с ответчика МБУК «Межпоселенческая клубная система» задолженность по заработной плате за период с февраля по август 2017 года в размере 10 727,83 рублей, с ответчика МКУ «Техноцентр учреждений культуры Канского района» задолженность по заработной плате за период с сентября по декабрь 2017 года в размере 7 552 рубля.
В судебном заседании истец – помощник Канского межрайонного прокурора Позякин В.С. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Материальный истец Грошев А.П. в судебное заседание не явился, ранее представил заявление, в котором иск поддержал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика – директор МКУ Техноцентр учреждений культуры ФИО4 возражал, указал, что начисления и расчет заработной платы истцу произведены ответчиком правильно, МКУ Техноцентр учреждений культуры действовало согласно регионального соглашения о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23.12.2016 г. и доведенных лимитов финансирования плана финансово-хозяйственной деятельности.
Представитель ответчика – МБУК «МКС» ФИО5 в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица – администрации Канского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.
Представитель третьего лица - Министерства финансов Красноярского края, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил возражения на иск, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку период, с которого подлежат применению положения постановления Конституционного суда РФ от 07.12.2017 г. № 38-П, должен исчисляться с 07.12.2017 г., а в спорный период заработная плата истцу начислялась и выплачивалась верно.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом мнения явившихся участников процесса и требований ст. 167 ГПК РФ, и, заслушав стороны, а также исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права. В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка,
Статья 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях, подтвердив сложившуюся правоприменительную практику, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3. Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входит, в том числе, и Канский район). В соответствии с п. 1 Постановления № 794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
Статьей 1 ФЗ от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2017 г. на территории РФ установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в сумме 7500 рублей в месяц.
Статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2017 г. на территории РФ установлен МРОТ в сумме 7800 рублей в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 7500 руб. (с января по июнь 2017 года) и 7800 руб. (с июля по декабрь 2017 года), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 12 000 руб. (с января по июнь 2017 года) и 12480 руб. (с июля по декабрь 2017 года). Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п.
Доводы представителя ответчика и министерства финансов Красноярского края о том, что в заявленные истцом периоды заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с соблюдением требований трудового законодательства и в том понимании, которое осуществлялось в правоприменительной практике в 2017 году, а также ссылка на то, что выявленный в Постановлении Конституционного Суда РФ № 38-п от 07.12.2017 г. конституционно-правовой смысл отдельных положений трудового законодательства является общеобязательным только с указанной даты – 07.12.2017 г., основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Упомянутым выше Постановлением Конституционного Суда РФ № 38-п от 07.12.2017 г. признаны не противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения ст. 129, ч.ч. 1, 3 ст. 133, ч.ч. 1 – 4, 11 ст. 133.1 ТК РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при этом указано, что выявленный в Постановлении конституционно-правовой смысл вышеобозначенных положений Трудового кодекса РФ является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В силу положений, содержащихся в Определении Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 № 252-О-Р, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017№ 38-П в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ в этом Постановлении, недопустим в силу правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.11.2012 № 25-П, а соответствующие судебные решения подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.
При пересмотре по предусмотренным процессуальным законодательством основаниям в кассационном или надзорном порядке вынесенных по данному вопросу судебных постановлений, основанных на соответствующих нормах в истолковании ином, чем выявленный Конституционным Судом РФ их конституционно-правовой смысл, суды также должны в силу правовых позиций, выраженных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.11.2012 № 25-П, руководствоваться его Постановлением от 07.12.2017 № 38-П.
При этом, суд в любом случае учитывает, что обратная сила постановлений Конституционного Суда РФ может иметь место, когда речь идет: об изменении правового регулирования ранее существовавших отношений; у участвовавших в правоотношении сторон появляются новые права и обязанности; постановление улучшает положение лица.
Как установлено в судебном заседании, Грошев А.П. ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в МБУК «Дом культуры «Современник» на должность рабочего по текущему ремонту, с ним заключен трудовой договор, определена тарифная ставка (оклад) в размере 2454 руб. и надбавки к заработной плате – 30% районный коэффициент и 30% надбавка за работу в тяжелых климатических условиях, определена нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов в неделю (8 часов в день).
В соответствии с постановлением администрации Канского района от 07.08.2017 №343-пг наименование МБУК «Дом культуры «Современник» изменено на МБУК «Межпоселенческая клубная система». 01.09.2017 года Грошев А.П. переведен из МБУК «Дом культуры «Современник» в МКУ Техноцентр учреждений культуры на должность рабочего по текущему ремонту и обслуживанию здания, с ним заключен трудовой договор, определена тарифная ставка (оклад) в размере 2454 руб. и надбавки к заработной плате – 30% районный коэффициент и 30% надбавка за работу в тяжелых климатических условиях, определена нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов в неделю (8 часов в день).
В ходе прокурорской проверки было выявлено нарушение трудовых прав Грошева А.П., выразившееся в начислении и выплате ему заработной платы за период с февраля по декабрь 2017 г. ниже минимального размера оплаты труда. Поскольку судом установлено, что работодателями заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию в размере:
- за отработанные 119 часов в феврале 2017 года в размере 1319,83 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 000 руб. / 143 час. (норма времени в феврале 2017 г.) * 119 час (отработано работником) = 9986,01руб. (должно быть начислено) – 8666,18 руб. (фактически начислено) = 1 319,83 руб. (недоначислено).
- за отработанные 175 часов в марте 2017 года в размере 1408 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 000 руб. / 175 час. (норма времени в марте 2017 г.) * 175 час (отработано работником.) = 12 000 руб. (должно быть начислено) - 10 592 руб. (фактически начислено) = 1408 руб. (недоначислено).
- за отработанные 160 часа в апреле 2017 года в размере 1408 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 000 руб. / 160 час. (норма времени в апреле 2017 г.) * 160 час (отработано работником) = 12000 руб. (должно быть начислено) – 10 592 руб. (фактически начислено) = 1408 руб. (недоначислено).
- за отработанные 160 часов в мае 2017 года в размере 1408 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 000 руб. / 160 час. (норма времени в мае 2017 г.) * 160 час. (отработано работником) = 12 000 руб. (должно быть начислено) - 10 592 руб. (фактически начислено) = 1408 руб. (недоначислено).
- за отработанные 168 часа в июне 2017 года в размере 1408 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 000 руб. / 168 час. (норма времени в июне 2017 г.) * 168 час. (отработано работником) = 12000 руб. (должно быть начислено) – 10592 руб. (фактически начислено) = 1408 руб. (недоначислено).
- за отработанные 168 часа в июле 2017 года в размере 1888 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 480 руб. / 168 час. (норма времени в июле 2017 г.) * 168 час. (отработано работником) = 12480 руб. (должно быть начислено) – 10592 руб. (фактически начислено) = 1888 руб. (недоначислено).
- за отработанные 184 часов в августе 2017 года в размере 1888 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 480 руб. / 184 час. (норма времени в августе 2017 г.) * 184 час. (отработано работником) = 12480 руб. (должно быть начислено) — 10592 руб. (фактически начислено) = 1888 руб. (недоначислено).
- за отработанные 168 часов в сентябре 2017 года в размере 1888 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 480 руб. /168 час. (норма времени в сентябре 2017 г.) * 168 час. (отработано работником) = 12 480 руб. (должно быть начислено) - 10 592 руб. (фактически начислено) = 1888 руб. (недоначислено).
- за отработанные 176 часов в октябре 2017 года в размере 1888 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 480 руб. / 176 час. (норма времени в октябре 2017 г.) * 158,4 час. (отработано работником) = 12 480 руб. (должно быть начислено) - 10 592 руб. (фактически начислено) = 1888 руб. (недоначислено).
- за отработанные 167 часов в ноябре 2017 года в размере 1 888 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 480 руб./167 час. (норма времени в ноябре 2017 г.) * 167 час. (отработано работником) = 12 480 руб. (должно быть начислено) - 10 592 руб. (фактически начислено) = 1888 руб. (недоначислено).
- за отработанные 168 часов в декабре 2017 года в размере 1 888 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 480 руб. / 168 час. (норма времени в декабре 2017 г.) * 168 час. (отработано работником) = 12 480 руб. (должно быть начислено) - 10 592 руб. (фактически начислено) = 1888 руб. (недоначислено); всего на сумму 18 279 рублей 83 копейки.
Недоначисленная заработная плата за период с февраля по август 2017 года составила – 10 727 рублей 83 копейки, с сентября по декабрь 2017 года – 7552 рубля.
Расчеты недоначисленной заработной платы, представленные стороной истца, судом проверены, их достоверность в ходе судебного разбирательства ответчиком не оспорена, в связи с чем, они представляются суду правильным, при этом, расчет содержит алгоритм получения оспариваемых сумм, соответствующий данным начислениям заработной платы за указанные периоды, согласно имеющихся в деле расчетных листков за спорный период, а также с учетом данных, представленных по запросу процессуального истца ответчиками.
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Канского межрайонного прокурора, действующего в интересах Грошева А.П., к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Межпоселенческая клубная система» Канского района, Муниципальному казенному учреждению «Технологический центр учреждений культуры Канского района» о взыскании недоначисленной заработной платы подлежат удовлетворению, и с работодателя, в лице Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Межпоселенческая клубная система» Канского района, в пользу Грошева А.П. подлежит взысканию заработная плата за период с февраля по август 2017 года в размере 10 727,83 рублей, с работодателя в лице Муниципальному казенному учреждению «Технологический центр учреждений культуры Канского района» в пользу Грошева А.П. подлежит взысканию заработная плата за период с сентября по декабрь 2017 года в размере 7552 рубля.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам. Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ, сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. С учетом положений ст. 103 ГПК РФ, п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика МБУК «Межпоселенческая клубная система» Канского района в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 429 рублей, с ответчика МКУ «Технологический центр учреждений культуры Канского района» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора, действующего в интересах Грошева ФИО8, к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Межпоселенческая клубная система» Канского района, Муниципальному казенному учреждению «Технологический центр учреждений культуры Канского района» о взыскании заработной платы – удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая клубная система» Канского района в пользу Грошева ФИО9 заработную плату за период с февраля по август 2017 года в размере 10 727 рублей 83 копейки.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Технологический центр учреждений культуры Канского района» в пользу Грошева ФИО10 заработную плату за период с сентября по декабрь 2017 года в размере 7 552 рубля.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая клубная система» Канского района в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 429 рублей.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Технологический центр учреждений культуры Канского района» в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Н.В. Гришанина
Решение изготовлено в окончательной форме 16.05.2018 года.