Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 апреля 2014 года г.Саров
Саровский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Максименко Т.В.
при секретаре Чернопазовой С.А.,
с участием истца Мартынова С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартынова С.Н. к Фонду «Доступное жилье» о взыскании неустойки, убытков, компенсации морального вреда, штрафа
УСТАНОВИЛ:
Истец Мартынов С.Н. обратился в суд с иском к ответчику Фонду «Доступное жилье» о взыскании неустойки, убытков, компенсации морального вреда, штрафа.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 30 июня 2011г. между ним и ответчиком был заключен договор №, по которому ответчик обязался построить индивидуальный жилой дом тип «...» по адресу г.Саров, южнее ТИЗ-№, на участке с условным номером .... По договору ответчик должен был завершить строительство жилого дома в срок не позднее второго квартала 2012г. и передать жилой дом истцу в течение квартала после ввода его в эксплуатацию. Цена жилого дома определена в размере 2955760 рублей. Истец обязанность по оплате строительства жилого дома выполнил в полном объеме. Однако, ответчик свои обязательства по договору не исполнил. Кроме того, в соответствии с условиями договора, требованиями технических регламентов, проектной документации жилого дома и строительными нормами Фонд обязан завершить строительство дома с установленными на кровле решетками снегозадержания и организованным водосливом. Однако Фонд отказался от выполнения указанных обязательств, чем нарушил право истца на качество жилого дома. Для восстановления нарушенного права и приведения качества дома в то состояние, в котором он должен был быть при его сдаче, истец вынужден был устранить недостатки с помощью Z.Z.Z и оплатил работу по цене 47 000 рублей.
Также вследствие неисполнения ответчиком обязанности по передаче жилого дома в установленный срок 01 октября 2012г. истец был вынужден нести расходы по найму жилого помещения в сумме 142 000 рублей.
Истец просил суд взыскать с ответчика неустойку за нарушение срока строительства и передачи жилого дома с 01.10.2012г. по 31.12.2013г. в размере 300 000 рублей, убытки в общей сумме 189 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, штраф в размере 50% от присужденных сумм.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика Фонда «Доступное жилье» в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями преамбулы Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с последующими изменениями и дополнениями) законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы или оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, с другой стороны.
Судом установлено, что 30 июня 2011г. между Фондом «Доступное жилье» и Мартыновым С.Н. был заключен договор № о совместной деятельности по строительству индивидуального жилого дома.
Согласно п.п.1.3., 2.2. договора Фонд обязался построить для истца индивидуальный жилой дом тип ..., из 2-х этажей по проекту, площадью 119.58 кв.м., из которых жилая пл.-75.28 кв.м., по адресу г.Саров, южнее ТИЗ-№, на участке с условным номером №.
Целью заключения договора являлись личные и семейные нужды истца, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно п.6.1. договора Фонд обязался завершить строительство жилого дома в срок не позднее второго квартала 2012г. и передать его истцу в течение квартала после ввода его в эксплуатацию.
Стоимость жилого дома определена в размере 2955760 рублей ( п.4.1. договора).
Из материалов дела следует, что свои обязательства по передаче ответчику денежных средств Мартынов С.Н. выполнил в установленный договором срок и в полном объеме, что подтверждается выписками из лицевого счета Мартынова С.Н.
Однако, ответчик своих обязательств по надлежащему строительству жилого дома и завершения строительства в срок, предусмотренный договором, не выполнил.
Таким образом, спорные отношения между сторонами регулируются Законом «О защите прав потребителей».
В силу требований п.1 ст.27 Закона РФ «О защите прав потребителей», исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).
Согласно ст.28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков выполнения работы исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены оказания услуги, а если цена оказания услуги договором об оказании услуг не определена - общей цены заказа за каждый день просрочки.
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено, что срок завершения строительства жилого дома, предусмотренный п.6.1. договора ответчиком нарушен.
До настоящего времени жилой дом в соответствии с условиями договора по акту приема-передачи истцу не передан.
Доказательств того, что неисполнение договора вызвано чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами, ответчиком суду не представлено.
Таким образом, истец вправе требовать от ответчика уплаты неустойки. Согласно представленному истцом расчету размер неустойки за нарушение срока передачи жилого дома период с 01.10.2012г. по 31.12.2013г. ( 475 дней) составляет 2 716 000 рублей ( окончательная стоимость дома).
Учитывая, что сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, а также требование истца, суд считает возможным взыскать с ответчика неустойку в размере 300 000 рублей.
Требование истца о взыскании с ответчика убытков также подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 6.1. договора Фонд завершает строительство жилого дома в соответствии с утвержденной проектно-сметной, разрешительной документацией, техническими условиями, СНИП, требованиями действующего законодательства.
В настоящее время в отношении строительства действует Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ). В статье 5 данного закона предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования и строительства, обеспечивается посредством соблюдения требований данного закона и требований стандартов (сводов правил), включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в Перечень документов в области стандартизации.
В указанные Перечни включен Свод правил СНиП 11-26-76 « Кровли». Актуализированная редакция СНиП 11-26-76 «Кровли» представлена в виде свода правил «Кровли» СП 17.133330.2011.
В Своде правил приведены требования, соответствующие целям части 6 статьи 3 ФЗ от 30 декабря 2009г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", которые распространяются на проектирование кровель, в том числе из металлочерепицы, применяемых в зданиях различного назначения и во всех климатических зонах Российской Федерации.
Согласно пункту 9.1. Свода правил для удаления воды с кровель предусматривается внутренний или наружный организованный водоотвод. Допускается предусматривать неорганизованный водоотвод с крыш 1-2-этажных зданий при условии устройств козырьков над входами.
При неорганизованном водоотводе, согласно п.9.3 Свода правил, вынос карниза от плоскости стены должен составлять не менее 600 мм.
Согласно п.9.12 Свода правил на кровлях зданий с уклоном 5% (~3°) и более следует предусматривать снегозадерживающие устройства, которые должны быть закреплены к фальцам кровли, обрешетке или к несущим конструкциям покрытия.
В проектной документации на жилой дом «Архитектурно-строительная часть» в разделе «План кровли» (в устройство кровли включены: крыша с покрытием из металлочерепицы; решетки снегозадержания; организованный водослив; вынос карниза от плоскости стены составляет 550 мм., уклон кровли составляет 45 и 57 градусов, устройство козырька над входом не предусмотрено.
Таким образом, в проектной документации жилого дома предусмотрены организованный водослив и решетки снегозадержания.
Из объяснений истца и письма директора Фонда от 12.04.2013г. следует, что в нарушение проектной документации при строительстве на жилом доме не установлены решетки снегозадержания, организованный водослив.
В силу п.1 ст.28 Закона «О защите прав потребителей» если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:
поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
Так как ответчик отказался завершить строительство дома с решетками снегозадержания и водосливом, Мартынов С.Н. 22.07.2013г. заключил договор подряда с Z.Z.Z на выполнение работ по монтажу снегозадержателя со снегозадерживающим устройством по всему периметру кровли, пластиковой водосточной системы.
Согласно договору подряда, квитанции от 20.08.2013г. Мартынов С.Н. уплатил подрядной организации Z.Z.Z 47 000 рублей ( л.д....).
Учитывая положения указанного Закона «О защите прав потребителей» с ответчика в пользу истца подлежат взысканию убытки в размере 47 000 рублей.
Требования истца о взыскании с ответчика убытков, связанных с расходами по найму жилого помещения, также подлежат удовлетворению.
Из объяснений истца и материалов дела следует, что Мартынов С.Н. для исполнения своих обязательств по своевременной оплате строительства жилого дома продал принадлежащую ему на праве собственности квартиру по адресу г.Саров ул...., а также взял кредит в Сбербанке.
На период строительства жилого дома истец вместе с семьей вынужден арендовать трехкомнатную квартиру, что подтверждается договором аренды жилого помещения от 20.11.2011г. За аренду квартиры установлена плата 11000 рублей в месяц.
Так как в установленный договором срок 01 октября 2012г. ответчик свои обязанности по передаче жилого дома истцу не выполнил, истец был вынужден нести расходы по найму жилого помещения до 01.11.2013г.
Согласно представленным документам Мартынов С.Н. за аренду жилого помещения за период с 01.10.2012г. по 01.11.2013г. уплатил арендатору К. деньги в сумме 142 000 рублей. Указанное обстоятельство подтверждается договором аренды жилого помещения, актом приема-передачи (л.д.19-21).
В силу ст.15 ГК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию убытки в размере 142 000 рублей.
Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Учитывая фактические обстоятельства дела, наличие вины ответчика в нарушении прав потребителя, принцип разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
В силу п.6 ст.13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Размер установленного законом штрафа, подлежащий взысканию с ответчика, составляет 249500 рублей (300 000 рублей + 189000 рублей + 10 000 рублей х 50%). Ответчиком не заявлено о снижении штрафа.
В силу ст.103ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 5895 рублей.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Мартынова С.Н. удовлетворить частично.
Взыскать с Фонда «Доступное жилье» в пользу Мартынова С.Н. неустойку в размере 300 000 рублей, убытки в размере 189 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф в размере 249500 рублей, а всего 748500 рублей.
Взыскать с Фонда «Доступное жилье» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5895 рублей.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 апреля 2014г.
П/п-судья Т.В.Максименко
...
Судья Максименко Т.В.