Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-33992/2019 от 11.10.2019

Судья: Шведов П.Н.

дело № 33-33992/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

    председательствующего судьи Гулиной Е.М.,

    судей Шишкина И.В., Асташкиной О.Г.,

    при помощнике судьи Лесик Е.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании 16 октября 2019 года апелляционную жалобу Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 1 по г. Москве и Московской области на решение Клинского суда Московской области от 9 июня 2018 года по делу № 2-947/18 по иску БСН к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 23 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной страховой пенсии,

    заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,

объяснения истицы,

УСТАНОВИЛА:

Б С.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ № 23 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, просила признать решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии от 06.12.2017 г. незаконным, включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды её работы: в Раменской ЦРБ во 2-м кардиологическом отделении в должности младшей медсестры с 07.02.1985 г. по 01.06.1985 г.; в АО «Высоковская мануфактура» в детском комбинате в должности медсестры с 01.10.1990 г. по 10.05.1993 г.; в АО «Высоковская мануфактура» в должности зав. здравпунктом с 11 мая 1993 года по 01 июня 1994 года, с 01 сентября 1994 года по 31 октября 1994 года, с 01 ноября 1994 года по 30 ноября 1994 года, с 01 июля 1995 года по 30 сентября 1995 года, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 30.10.2017 г.

В обосновании заявленных требований указала, что ответчиком отказано ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при этом необоснованно исключены из подсчета специального стажа вышеуказанные периоды работы.

Представитель ответчика иск не признал.

Решением Клинского суда Московской области от 9 июня 2018 года исковые требования удовлетворены, суд включить в специальный стаж Б С.Н. периоды работы в Раменской ЦРБ во 2-м кардиологическом отделении в должности младшей медсестры с 07 февраля 1985 года по 01 июня 1985 года, в АО «Высоковская мануфактура» в детском комбинате в должности медсестры с 01 октября 1990 года по 10 мая 1990 года, в АО «Высоковская мануфактура» в должности заведующей здравпунктом с 11 мая 1993 года по 01 июня 1994 года, с 01 сентября 1994 года по 31 октября 1994 года, с 01 ноября 1994 года по 30 ноября 1994 года, с 01 июля 1995 года по 30 сентября 1995 года, обязал ответчика назначить истице досрочную страховую пенсию с 30 октября 2017 года.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Представитель ответчика в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещен.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика, учитывая его надлежащее уведомление.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 30.10.2017 года Бодрова С.Н. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ № 23 по г. Москве и Московской области от 06.12.2017 года истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа 30 лет.

В бесспорном порядке в специальный стаж истца было зачтено 25 лет 07 месяцев 00 дней.

При этом в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости не были включены оспариваемые истцом периоды работы: в Раменской ЦРБ во 2-м кардиологическом отделении в должности младшей медсестры с 07.02.1985 г. по 01.06.1985 г.; в АО «Высоковская мануфактура» в детском комбинате в должности медсестры с 01.10.1990 г. по 10.05.1993 г.; в АО «Высоковская мануфактура» в должности зав. здравпунктом с 11 мая 1993 года по 01 июня 1994 года, с 01 сентября 1994 года по 31 октября 1994 года, с 01 ноября 1994 года по 30 ноября 1994 года, с 01 июля 1995 года по 30 сентября 1995 года.

Удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж истицы периодов работы в Раменской ЦРБ во 2-м кардиологическом отделении в должности младшей медсестры с 07.02.1985 г. по 01.06.1985 г. и в АО «Высоковская мануфактура» в детском комбинате в должности медсестры с 01.10.1990 г. по 10.05.1993 г., суд обоснованно исходил из того, что действующий в период работы истицы в должности младшей медсестры и медсестры Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397, предусматривал учреждения «здравпункты», «детский сад», должности «медицинские сестры», а согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности имел право на пенсию за выслугу лет.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении требований Бодровой С.Н. в части включения периода ее работы в должности зав. здравпунктом АО «Высоковская мануфактура» с 11 мая 1993 года по 01 июня 1994 года, с 01 сентября 1994 года по 31 октября 1994 года, с 01 ноября 1994 года по 30 ноября 1994 года, с 01 июля 1995 года по 30 сентября 1995 года в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд первой инстанции сослался на положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, разъяснения, содержащиеся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», и пришел к выводу о том, что работа Бодровой С.Н. в спорный период в здравпункте АО «Высоковская мануфактура» в должности зав. здравпунктом, входящей в перечень должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости, подлежит включению в специальный медицинский стаж.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 г. принято постановление N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Так, в подпункте «н» пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 г. N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Согласно Списку профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464 (подлежащему применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, и действовавшему в том числе в период работы Бодровой С.Н. в должности зав. здравпунктом с 11 мая 1993г. по 01 июня 1994г., с 01 сентября 1994г. по 31 октября 1994г., с 01 ноября 1994г. по 30 ноября 1994. г., с 01 июля 1995г. по 30 сентября 1995г.) право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии со Списком профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464, а также Номенклатурой учреждений здравоохранения (приложение 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному приказом Минздравмедпрома России от 20 февраля 1995 г. N 35) здравпункт АО «Высоковская мануфактура» не являлся структурно выделенным лечебно-профилактическим учреждением и не входил в состав поликлиники или амбулатории, в связи с чем периоды работы Бодровой С.Н. в должности зав. Здравпунктом в АО «Высоковская мануфактура» с 11 мая 1993г. по 01 июня 1994г., с 01 сентября 1994г. по 31 октября 1994г., с 01 ноября 1994г. по 30 ноября 1994г., с 01 июля 1995г. по 30 сентября 1995г. не подлежали включению в специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Суждение суда первой инстанции о том, что в специальный стаж засчитывается работа в должности зав. здравпунктов, не только относящихся к учреждениям здравоохранения, но и являющихся структурными подразделениями организаций, не поименованных в Списке должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. N 781, является ошибочным.

В пункте 6 названных Правил, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 449, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными правилами, работа в должностях, указанных в списке:

в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

В приведенном пункте 6 Правил речь идет о фельдшерских здравпунктах, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям.

Однако Б С.Н. работала в здравпункте, который не относится к категории фельдшерского здравпункта воинской части, а АО «Высоковская мануфактура» не является структурным подразделением государственных или муниципальных организаций (воинских частей), в связи с чем положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», к спорным отношениям не применимы.

С учетом суммирования периодов работы, включенных пенсионным органом (25 лет 07 месяцев) и судом (3 месяца 26 дней + 2 года 7 месяцев 10 дней), необходимого стажа 30 лет у истца не имеется, в связи с чем, отсутствуют основания для назначения досрочной страховой пенсии по старости с 30.10.2017 года.

С учетом изложенного в настоящем определении судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж Б С.Н. периодов работы в АО «Высоковская мануфактура» в должности заведующей здравпунктом с 11 мая 1993 года по 01 июня 1994 года, с 01 сентября 1994 года по 31 октября 1994 года, с 01 ноября 1994 года по 30 ноября 1994 года, с 01 июля 1995 года по 30 сентября 1995 года, назначения досрочной страховой пенсии с 30 октября 2017 года, принимает в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении требований.

В остальной части решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для отмены или изменения в этой части по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    

Решение Клинского городского суда Московской области от 9 июня 2018 года отменить в части включения в специальный стаж БСН периодов работы в АО «Высоковская мануфактура» в должности заведующей здравпунктом с 11 мая 1993 года по 01 июня 1994 года, с 01 сентября 1994 года по 31 октября 1994 года, с 01 ноября 1994 года по 30 ноября 1994 года, с 01 июля 1995 года по 30 сентября 1995 года, назначения досрочной страховой пенсии с 30 октября 2017 года - отказать.

В отмененной части принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований БСН о включении в специальный стаж периодов работы в АО «Высоковская мануфактура» в должности заведующей здравпунктом с 11 мая 1993 года по 01 июня 1994 года, с 01 сентября 1994 года по 31 октября 1994 года, с 01 ноября 1994 года по 30 ноября 1994 года, с 01 июля 1995 года по 30 сентября 1995 года, назначении досрочной страховой пенсии с 30 октября 2017 года – отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 1 по г. Москве и Московской области удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи

33-33992/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Бодрова С.Н.
Ответчики
ГУ УПФ РФ № 23
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
16.10.2019[Гр.] Судебное заседание
22.11.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2019[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее