Судья Сахошко М.Г. |
№12-258/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
14 октября 2021 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу муниципального казенного предприятия «Горводоканал Костомукшского городского округа» на постановление судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 29 июля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
на основании постановления судьи Костомукшского городского суда РК от 29 июля 2021 г. МКП «Горводоканал КГО» подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ.
В поданной в вышестоящий суд жалобе законный представитель
МКП «Горводоканал КГО» фио1 просит отменить постановление судьи и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава выявленного административного правонарушения, мотивируя свои доводы невиновностью в совершении инкриминируемого деяния ввиду принятия предприятием мер по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к качеству поставляемой потребителям питьевой воды и затруднительностью приведения осуществляемого вида хозяйственной деятельности в соответствие с введенными в действие новыми требованиями законодательства в затронутой сфере.
Заслушав объяснения защитника привлекаемого лица фио2, поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В силу ст.19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие холодное водоснабжение и горячее водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанной системы санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с ч.1 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ
«О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч.7 ст.8 настоящего Федерального закона.
Исходя из п.75 раздела IV санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3, качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Производственный контроль качества питьевой воды должен осуществляться аккредитованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды лабораториями (п.8 приложения №4 к СанПиН 1.2.3684-21).
В таблице 3.13 раздела III санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21), предусмотрена предельно допустимая концентрация хлороформа (трихлорметана) в воде питьевой систем централизованного и нецентрализованного водоснабжения в количестве 0,06 мг/л.
Из п.48 выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что основным видом деятельности МКП «Горводоканал КГО» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.
На основании распоряжения главы администрации Костомукшского городского округа от 27 ноября 2013 г. №584 и Приложения №1 к нему за МКП «Горводоканал КГО» на праве оперативного управления закреплено муниципальное имущество в составе канализационных очистных сооружений и наружных сетей, включая распределительную водопроводную сеть на территории Костомукшского городского округа. В соответствии с условиями Единого договора холодного водоснабжения и водоотведения от 27 января 2021 г. №20/21 МКП «Горводоканал КГО» является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение (питьевой воды) через водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения (п.1 раздела I договора) в указанных в п.3 раздела I договора местах исполнения возложенных на предприятие обязательств.
Исследование материалов дела также показало, что в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г.Костомукша, Муезерском, Калевальском районах были направлены сведения о проведенных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» лабораторных исследованиях проб питьевой воды централизованного водоснабжения, отобранных в рамках социально-гигиенического мониторинга на основании приказа временно исполняющего обязанности руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 18.01.2021 №1 «Об утверждении Перечня мониторинговых точек с программой лабораторного контроля в системе СГМ на территории Республики Карелия на 2021 год» в мониторинговой точке ГБУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №1» по адресу: Республика Карелия, г.Костомукша, улица Строителей, дом 39а, содержащиеся в протоколе лабораторных исследований (испытаний) №715/Г от 05 марта 2021 г.
По результатам анализа зафиксированных в протоколе лабораторных исследований данных, указывающих на нарушение заложенных в СанПиН 2.1.3684-21 требований по содержанию в питьевой воде централизованной системы холодного водоснабжения трихлорметана (хлороформа), фактическая концентрация которого составила 0,161±0,034 мг/л при допустимой 0,06 мг/л, 31 марта 2021 г. в отношении МКП «Горводоканал КГО» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
При проверке информации о качестве питьевой воды централизованной системы холодного водоснабжения в ходе административного расследования совершены разного рода процессуальные действия, в том числе связанные с назначением и проведением санитарно-эпидемиологических экспертиз на предмет соответствия отобранных ранее, а также взятых в распределительной водопроводной сети г.Костомукша проб питьевой воды, требованиям СанПиН 2.1.3684-21 по органолептическим, микробиологическим, обобщенным показателям, по содержанию химических веществ, по показателям, связанным с технологией водоподготовки.
В связи с выявленными нарушениями санитарно-эпидемиологических норм, установленных к качеству питьевой воды, включая показатель концентрации трихлорметана (хлороформа), что подтверждается экспертными заключениями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» от 19 апреля 2021 г., и предъявляемых к осуществлению производственного контроля требований 13 мая 2021 г. в отношении МКП «Горводоканал КГО» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ, и постановлением судьи Костомукшского городского суда РК предприятие привлечено к указанной административной ответственности.
Исследовав по правилам ст.26.1 КоАП РФ обстоятельства, подлежащие выяснению по делу, дав верное толкование положениям законодательства в затронутой сфере, судья пришел к правильному выводу о том, что допущенное предприятием в процессе хозяйственной деятельности нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ.
При этом судьей с учетом анализа приведенных норм законодательства применительно к установленным по настоящему делу обстоятельствам из объема обвинения исключено указание на нарушение МКП «Горводоканал КГО» требований, предъявляемых к осуществлению производственного контроля.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, предусмотренные ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены, наказание назначено по правилам главы 4 КоАП РФ в минимальном размере, установленном санкцией ст.6.5 КоАП РФ.
С учетом заложенных в главе 26 КоАП РФ норм доказательства, которые вошли в основу обвинения привлекаемого к ответственности лица, являются допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными и обоснованно приняты судьей в качестве таковых при вынесении обжалуемого акта.
Вопреки доводам автора жалобы постановление судьи было принято после надлежащего установления всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ, применительно к заложенной в этой норме диспозиции, сути выявленного нарушения, возложенным на предприятие обязанностям и сфере специального нормативного регулирования.
Доводы жалобы, сводящиеся к отсутствию виновности предприятия в совершении инкриминируемого деяния, об отсутствии состава выявленного правонарушения не свидетельствуют, так как обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды установленным требованиям в силу прямого указания законодателя возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, и не может находиться в зависимости от каких-либо внешних факторов.
Ссылка в жалобе на требующиеся МКП «Горводоканал КГО», осуществляющему деятельность по забору, очистке и распределению воды, в создавшихся в связи с законодательными нововведениями новых условиях финансовые ресурсы основанием для освобождения от административной ответственности служить не может, поскольку невыполнение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде может повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Иных значимых доводов, ставящих под сомнение законность принятого по делу акта, жалоба не содержит.
Таким образом, совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие выявленного правонарушения, виновность МКП «Горводоканал КГО» в совершении вменяемого деяния и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны в предусмотренном законодателем порядке.
Поскольку существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, постановление судьи, основанное на правильном применении норм материального и процессуального права, надлежит оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 29 июля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального казенного предприятия «Горводоканал Костомукшского городского округа» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова