РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Иркутск 11 марта 2020 г.
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Луст О.В., при секретаре Кычиковой Д.Н.,
с участием истца С. С.Н., представителя истца Оборотовой Т.Н., действующей на основании ордера, представителей ответчика Щеколковой Е.О., Ивановой Т.В., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-58/2020 по исковому заявлению С. С. Н. к Государственному учреждению – Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия по обеспечению техническими средствами реабилитации, обязании устранить нарушения прав, взыскании компенсации материального и морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
С. С.Н. обратился в Кировский районный суд г.Иркутска с исковым заявлением (с учётом уточнений) к Государственному учреждению – Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия по обеспечению техническими средствами реабилитации, обязании устранить нарушения прав, взыскании компенсации материального и морального вреда.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что С. С.Н. является инвалидом <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается справкой №. ФКУ «ГБ МСЭ по Иркутской области» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № С. С.Н. выдана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (№ к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ). На листе 4 данной программы указано, что он нуждается в протезировании, которое рекомендовано выполнить в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Исполнителем указано Министерство здравоохранения Иркутской области. В разделе о рекомендуемых технических средствах реабилитации услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета указаны: <данные изъяты> и прочее. Исполнителем назначено ГУ - Иркутское региональное отделение ФСС РФ. В 2019 году была принята новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (ИПРА инвалида) № к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ. Данная программа разработана на срок до 01.06.2020 года. В мероприятиях медицинской реабилитации или абилитации указано, что С. С.Н. нуждается в протезировании. В разделе «рекомендуемые технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета» указаны: <данные изъяты>. и прочее. Исполнителем данных мероприятий назначено ГУ - Иркутское региональное отделение ФСС РФ. Указан номер первой ИПРА №. С момента установления С. С.Н. инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ года за счет средств Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ни одного протеза ему не было изготовлено. Его заявления о необходимости изготовления модульного протеза голени остаются без удовлетворения по разным надуманным причинам, сроки обеспечения инвалида техническим средством протезом (не более 60 дней, предусмотрены Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 30 января 2018 года № 86) грубо нарушаются. В соответствии с п. 5 Правил, Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает инвалиду направление на получение или изготовление средства (изделия). Факты нарушения прав С. С.Н. подтверждаются тем, что в марте 2018 года им был изготовлен лечебно-тренировочный протез голени за свой счет в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он получил направление на изготовление протеза модульной типа и обратился в Иркутский филиал Московского ПРОП с просьбой его изготовить. В изготовлении протеза модульного типа ему было отказано и при этом было разъяснено, что на лечебно-тренировочном протезе в соответствии с установленным сроком эксплуатации он может отходить один год. В марте 2019 года он вновь обратился в Иркутский филиал Московского ПРОП с той же просьбой. При обращении и консультации со специалистами ПРОП была выбрана оптимальная для него комплектация модульного протеза, которую он согласовал. ДД.ММ.ГГГГ С. С.Н. написал заявление в ФСС с просьбой на изготовление протеза модульного типа в нужной ему комплектации. ДД.ММ.ГГГГ он получил ответное письмо № в котором ему сообщили, что отправлен запрос на заключение контрактов по изготовлению его протеза. В июне 2019 года он обратился в ФСС, надеясь получить направление на протезирование. В выдаче направления ему было отказано, так как он поздно обратился, и его контракт аннулировали. При этом ему было предложено написать новое заявление на изготовление протеза. ДД.ММ.ГГГГ. он написал повторное заявление в ФСС на изготовление протеза в согласованной комплектации и ДД.ММ.ГГГГ. получил направление на протезирование, с которым обратился в Иркутский филиал Московского ПРОП. В протезировании ему вновь отказали, сославшись на отсутствие контракта на комплектацию его протеза. ДД.ММ.ГГГГ. он написал заявление в ФСС с просьбой сообщить, когда будет исполнен контракт на протез и какая сумма будет ему компенсирована, если он самостоятельно, за свой счет, закажет изготовление протеза в согласованной комплектации. Не дождавшись ответа на заявление, ДД.ММ.ГГГГ. он написал еще одно заявление, в котором более подробно описал ситуацию, и ДД.ММ.ГГГГ ему было вручено направление на протезирование, с которым он вновь обратился в Иркутский филиал Московского ПРОП. В изготовлении протеза в согласованной комплектации ему вновь отказали по той же самой причине. Почему-то истцу предлагались другие комплектации, кроме той, которая ему оптимально подходит, так как имеет вертикальный амортизатор, что очень важно при частом хождении по лестницам, которые имеются у него в доме в большом количестве. ДД.ММ.ГГГГ. он написал очередное заявление в ФСС, в котором вновь изложил сложившуюся ситуацию. ДД.ММ.ГГГГ. получил ответное письмо, но никакой ясности в его ситуацию это письмо не внесло. В марте 2019 года на тренировке он повредил лечебно-тренировочный протез. Иркутский филиал Московского ПРОП ещё в июне 2018г. отказался ремонтировать протезы, изготовленные другими протезными предприятиями. Срок пользования техническими средствами реабилитации: протез голени лечебно-тренировочный (не менее 1 года (по медицинским показаниям приемная гильза может меняться до трех раз в год)); протез голени для купания (не менее 3 лет (для детей-инвалидов не менее 1 года), согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2018г. № 85н. В связи с поломкой лечебно-тренировочного протеза, истечением его срока эксплуатации и отказом Московского ПРОП его ремонтировать, в его распоряжении остался только купальный протез, не предназначенный для постоянной носки. Заниматься трудовой деятельностью на купальном протезе невозможно, и он вынужден был оформить очередной отпуск в надежде, что процесс протезирования не затянется слишком долго. С марта 2019 года он находится либо в очередном отпуске, либо на больничном, либо в отпуске без сохранения заработной платы (как инвалид <данные изъяты>). В сентябре 2019г. заканчивается возможность брать отпуск без сохранения заработной платы как инвалиду и ему необходимо выходить на работу. В случае невыхода на работу ему грозит увольнение. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Со ссылкой на ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указывает, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы направляют выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм, на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида. Указанные органы и организации предоставляют информацию об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида мероприятий в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы по форме и в порядке, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции выработке и реализации государственной политики и нормативно-правому регулированию в сфере социальной защиты населения. К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся в соответствии со ст. 11.1. Закона устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Незаконными действиями ответчика ему причинен моральный вред, так как было нарушено его право инвалида на реабилитацию, в связи с тем, что он не мог своевременно заменить протез, ему были созданы препятствия в свободе передвижения, также он был лишен возможности реализовывать свое право на труд, рисковал здоровьем, так как был вынужден пользоваться неисправным протезом. Причиненный моральный вред может быть ему компенсирован в сумме 300 000 рублей. Кроме морального вреда он несет убытки в виде неполученной заработной платы, поскольку вынужден находиться в отпуске без содержания.
Просит суд, с учётом уточнений заявленных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, признать незаконным бездействие Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по обеспечению инвалида <данные изъяты> С. С. Н. модульным протезом голени, в том числе при недоразвитии, тростью опорной с анатомической ручкой, регулируемой по высоте с устройством противоскольжения 1 шт., и вынести частное определение в адрес ответчика; обязать Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить нарушение прав С. С. Н. на протезирование путем размещения контракта на изготовление протеза голени модульного типа, в том числе при недоразвитии с силиконовым чехлом для активного образа жизни в согласованной комплектации; взыскать с Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации компенсацию морального вреда в сумме 150 000 рублей, компенсацию материального вреда в сумме 711 385,50 рублей, которая выражается в неполученной заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГг. и начислять среднюю заработную плату до момента обеспечения протезом модульного типа в согласованной комплектации из расчёта 1 764 рублей.
При подаче искового заявления истцом в качестве третьего лица было указано ФГУП «Московское Протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты труда России. При уточнении исковых требований, истцом был изменён статус третьего лица на ответчика. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. производство по делу в части исковых требований С. С.Н. к ФГУП «Московское Протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты труда России было прекращено, в связи с отказом истца от иска к указанному ответчику.
В судебном заседании истец С. С.Н., представитель истца Оборотова Т.Н., действующая на основании ордера, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом и уточненных заявлениях, настаивали на их удовлетворении.
В судебном заседании представители ответчика Щеколкова Е.О., Иванова Т.В., действующие на основании доверенностей, заявленные исковые требования не признали, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и пояснениям, данным в ходе судебного разбирательства, просили в их удовлетворении отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В части 1 статьи 1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дано понятие инвалида как лица, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Статьей 2 названного закона установлено, что под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Судом установлено, что С. С.Н. является инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию, инвалидность установлена на срок до 01.06.2020г.
Согласно ИПРА инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ., С. С.Н. рекомендованы технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые за счёт средств федерального бюджета: <данные изъяты> ИПРА разработана на срок до 01.06.2018г.
Согласно ИПРА инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ., С. С.Н. рекомендованы технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые за счёт средств федерального бюджета: <данные изъяты> ИПРА разработана на срок до 01.06.2019г.
Согласно ИПРА инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ., С. С.Н. рекомендованы технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые за счёт средств федерального бюджета: <данные изъяты> ИПРА разработана на срок до 01.06.2020г.
Статьей 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусмотрена реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Государством в силу статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 года 181-ФЗ инвалидам гарантируется проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце 1 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган:
- высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Согласно указанной норме обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ).
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ. С. С.Н. обратился в Филиал № ГУ – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, а именно: <данные изъяты>. К заявлению была приложена ИПРА № от ДД.ММ.ГГГГ
Решением ГУ – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Филиал № № от ДД.ММ.ГГГГ. С. С.Н. был поставлен на учёт для обеспечения техническими средствами реабилитации, о чём заявитель был уведомлен.
ДД.ММ.ГГГГ. С. С.Н. обратился в Филиал № ГУ – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, а именно: <данные изъяты> К заявлению была приложена ИПРА № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ГУ – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Филиал № № от ДД.ММ.ГГГГ. С. С.Н. был поставлен на учёт для обеспечения техническими средствами реабилитации, о чём заявитель был уведомлен.
ДД.ММ.ГГГГ. С. С.Н. обратился в Филиал № ГУ – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, а именно: <данные изъяты>. К заявлению была приложена ИПРА № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в заявлении С. С.Н. просил протез голени изготовить для активного образа жизни, стопа типа №.
Решением ГУ – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Филиал № № от ДД.ММ.ГГГГ. С. С.Н. был поставлен на учёт для обеспечения техническими средствами реабилитации, о чём заявитель был уведомлен.
Истец С. С.Н., обращаясь с иском в суд, указывает на то, что он не обеспечен техническим средством реабилитации (модульным протезом голени, в том числе при недоразвитии, в согласованной комплектации, а также тростью опорной с анатомической ручкой), в связи с чем, просил признать незаконным бездействие ответчика в этой части и обязать устранить нарушение прав истца на протезирование путём размещения контракта на изготовление протеза голени модульного типа, в том числе при недоразвитии с силиконовым чехлом для активного образа жизни в согласованной комплектации.
Рассматривая требования истца, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, техническое средство реабилитации: протез голени модульный был рекомендован истцу ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ. На момент обращения С. С.Н. к ответчику (ДД.ММ.ГГГГ.) действующий государственный контракт отсутствовал. В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ. истцу было выдано направление № на получение либо изготовление ТСР, без указания организации.
ДД.ММ.ГГГГ. между ГУ – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации был заключен государственный контракт № на выполнение работ по обеспечению в 2019г. протезами нижних конечностей инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов в 2019г.
ДД.ММ.ГГГГ. С. С.Н. было выдано направление №.
ДД.ММ.ГГГГ. С. С.Н. был приглашен в «Иркутский» филиал ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации с целью обеспечения его протезом голени модульным, в том числе при недоразвитии с силиконовым чехлом, где ему было предложено открыть заказ на изготовление протеза со стопой №. С данной комплектацией, истец не согласился, выразив желание на получение протеза в другой комплектации. Однако госконтрактом данная комплектация не была предусмотрена. В связи с тем, что в письменном виде С. С.Н. свой отказ не выразил, комиссией был составлен соответствующий акт.
После обращения истца к ответчику с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. по ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ., заявка на обеспечение протезом голени модульным, в том числе по недоразвитию по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. была закрыта.
ДД.ММ.ГГГГ. между ГУ – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации был заключен государственный контракт № на выполнение работ по обеспечению в 2019г. инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, протезами транстибиальными и трансфеморальными (протезами нижних конечностей).
С. С.Н. также выдавались направления № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ.
По действующим госконтрактам от протеза голени модульного в комплектации, предусмотренной техническим заданием, истец отказался.
Указанные обстоятельства не были оспорены истцом в ходе судебного разбирательства. При этом истец указывал, что ему необходим протез голени модульного типа для активного образа жизни со стопой №, а ему предлагались стопы №, №, №, которые, по его мнению, ему не подойдут.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком после обращений истца, проводились мероприятия (приняты решения о постановке на учёт, выданы направления, заключены госконтракты), направленные на обеспечение истца техническими средствами реабилитации, согласно ИПРА. При этом истец неоднократно отказывался от изготовления протеза в предложенной ему комплектации, с учётом заключенного госконтракта и утвержденного технического задания.
Доводы истца о том, что ему должно быть предоставлено ТСР в согласованной им комплектации, суд считает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм закона. Поскольку в индивидуальной программе реабилитации указывается техническое средство с учётом его классификации, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. На основании ИПРА Фонд социального страхования делает заявку на заключение государственного контракта, иное являлось бы нарушением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом истец не лишён возможности самостоятельного приобретения технического средства реабилитации в той комплектации, которая, по его мнению, ему подойдёт, получив компенсацию в установленном законом порядке.
Ссылку истца на то, что при обращении в «Иркутский» филиал ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации с ним была согласована именно та стопа, которая ему необходима, суд, в рамках заявленных исковых требований к ФСС, не принимает во внимание, по основаниям, указанным выше.
Доводы истца о том, что ему также не предоставлена трость, рекомендованная ИПРА, суд также считает несостоятельными, поскольку с заявлением на обеспечение указанным средством реабилитации, истец не обращался, что не оспорено им в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах, судом не установлено бездействия ответчика и нарушение им прав истца.
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. вновь заключен госконтракт № на выполнение работ по обеспечению в 2020г. инвалида протезом транстибиальным (протезом нижних конечностей). Истцу выдано направление ДД.ММ.ГГГГ. №.
Принимая во внимание, что судом не установлено незаконного бездействия со стороны ответчика в отношении истца, а также то, что на день рассмотрения настоящего гражданского дела ответчиком заключен госконтракт и выдано направление на обеспечение С. С.Н. техническим средством реабилитации, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований истца о признании незаконным бездействия ответчика, обязании устранить нарушение прав истца на протезирование путём размещения контракта на изготовление протеза голени модульного типа, в том числе при недоразвитии с силиконовым чехлом для активного образа жизни в согласованной комплектации, у суда не имеется.
Требования истца о взыскании компенсации морального и материального вреда являются производными от первоначальных требований, в связи с чем, также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования С. С. Н. к Государственному учреждению – Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействие по обеспечению техническими средствами реабилитации, обязании устранить нарушения прав, взыскании компенсации материального и морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья О.В. Луст
Мотивированный текст решения изготовлен 18.03.2020г.
Судья О.В. Луст